Эксклюзив 20 ноября 2014 г. 13:46

Директор по продажам и маркетингу АЦБК А.Дьяченко: "Повышение цены на нашу продукцию может привести к потере объемов продаж, но этот путь правильный"

Директор по продажам и маркетингу АЦБК А.Дьяченко: "Повышение цены на нашу продукцию может привести к потере объемов продаж, но этот путь правильный"

             Производителей целлюлозно-бумажной продукции в России напрямую не коснулись введенные полгода назад санкции, однако последовавший за этим спад экономики, резкое снижение курса национальной валюты и ставшие очень дорогими кредиты не могли не сказаться на отрасли. Уже есть примеры, когда производства приостанавливают свою деятельность, некоторые компании на грани банкротства. Это происходит на фоне выполнения заявленных несколько лет назад инвестпроектов крупных игроков. В такой ситуации ответственный бизнес должен выбирать - продолжать модернизацию и повышать цены на свою продукцию или прекратить развитие. Архангельский ЦБК пошел по пути непопулярному, но необходимому. Как скажется на потребителях и смежных отраслях экономики эта мера, рассказал в интервью "Интерфаксу" директор по продажам и маркетингу ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Алексей Дьяченко.

            - Алексей Викторович, с декабря АЦБК повысит цены для внутреннего рынка на свою продукцию в среднем на 11% из-за падения курса нацвалюты. При этом поставки на внешний рынок по той же причине станут намного выгоднее. Какова сейчас доля продаж на экспорт?

            - В настоящее время по результатам 10 месяцев этого года доля экспорта комбината составила 20% (2,8 млрд рублей). Это в среднем. По тарным картонам она составляет 15%, по целлюлозе - 37%, по белым бумагам - 24 %.

            - Комбинат ведь получил дополнительные доходы от роста курса? На какое увеличение на внутреннем рынке вы рассчитываете?

            - Относительно роста доходов - когда курс доллара летом был 35 руб/$, а сейчас - 47 руб/$, то это 34%-ый рост. Никак не увеличивая цены экспорта в долларах или евро, мы просто от растущего курса стали зарабатывать больше. При этом рублевые цены внутреннего рынка не менялись с весны, поэтому здесь никаких дополнительных доходов мы не получали. Когда курс вырос до определенного уровня, экспорт стал выгоднее внутреннего рынка.

            Естественно, повышая цены, мы увеличиваем наши доходы, т.е. выручку от продаж и на внутреннем рынке. Но при всем при этом, спрашивая о росте доходов, вы как-то не спрашиваете о росте расходов.

            - Почему произошел рост расходов?

            - Рост наших расходов произошел по трем основным направлениям, связанным с курсом рубля. Первое - часть сырья и материалов, запасных частей комбинат покупает за границей. Рост курса насколько увеличил доходы, на такой же процент увеличил и наши расходы на эти позиции. Второе - часть существующего кредитного портфеля (значительная) у нас в валюте. Соответственно и суммы кредитов, и суммы процентов выросли для нас ровно на столько же.

            Валютных кредитов много по причине того, что мы проводим значительную модернизацию нашего производства, как на комбинате, так и на дочерних предприятиях. Сегодня Pulp Mill Holding (куда входит и Архангельский ЦБК) запустил новый гофрозавод в Истринском районе Подмосковья, многотопливный котел-утилизатор и новую промывку целлюлозы на Архангельском ЦБК, в январе 2015 года будет осуществлена модернизация КДМ-1 и КДМ-2, и самый большой проект - новый крупнейший в мире завод полуцеллюлозы на производстве картона опять же на АЦБК, планируется к запуску в марте-апреле 2015 года. Стоимость этой инвестпрограммы - 15 млрд рублей.

            Российского оборудования в ЦБП нет, исключительно импортное. Соответственно для нас стоимость этой модернизации вдруг резко выросла из-за падения рубля.

            Все бы ничего, если бы валютные поступления от экспорта перекрывали все вышеуказанные статьи. Но они не перекрывают.

            - Внутренний рынок России испытывает достаточное давление от действий европейских и американских санкций, а также от ослабления рубля. Является ли повышение цен на ЦБП своевременным и действенным?

            - Целлюлозно-бумажная промышленность сама пока под санкции не попала. На остальной экономике санкции, конечно, сказываются.

            Вся наша отрасль испытывает необходимость в поднятии цен и увеличении доходов. В последнее время очень многие участники - гофропроизводители, производители различных видов картона, бумаги, тиссью - не получают доходов, необходимых им для нормальной работы, возврата кредитов, обновления оборудования. Многие работают только для поддержания жизнедеятельности, но и это удается не всем. Уже есть примеры и остановившихся производств, и банкротств, и примеры компаний, стоящих на его грани. Поэтому повышение цен, объявленное Архангельским ЦБК - это, можно сказать, несогласие с такой перспективой.

            Цель комбината - нормально развиваться, нормально закончить текущий этап нашей модернизации, осуществить следующий этап. Мы хотим, чтобы наше производство было современным, эффективным, и предпринимаем такие шаги, как повышение цен, чтобы работать и развиваться дальше. Последние изменения курса рубля послужили катализатором этого.

            Конечно, это непростой шаг, и, наверное, мы не избежим сложностей на этом пути, возможно, и потерь объемов. Но это путь правильный. Своевременность можно ведь рассмотреть и так: сейчас ситуация резко изменилась, и своевременно надо предпринять шаги для ее сглаживания.

            - Каков прогноз по объему продаж на конец текущего года? Ожидания на 2015-й?

            - Объем продаж в 2014 году составит около 800 тыс. тонн, это 17,2 млрд рублей. 2015 год мы ожидаем примерно таким же.

            - Какова, на ваш взгляд, будет реакция рынка на ваши действия? Что будут делать ваши покупатели? Какие у них есть варианты? Возможна ли гибкая ценовая политика для внутреннего рынка?

            - Рынок – это, с одной стороны, все наши покупатели, с другой - такие же участники рынка, как мы, т.е. наши коллеги-поставщики. Разумеется, рост цены на свое сырье для нашего покупателя - отнюдь не радостное известие. Плюс общеэкономическая ситуация сейчас сложная. Давайте возьмем один рынок, например, тарных картонов. Мне кажется, что реакция рынка будет такой - с одной стороны, наш покупатель постарается минимизировать этот рост затрат, возможно, чем-то заместить, макулатурным картоном, например. С другой стороны, ему все равно будет необходимо поднятие цен на его готовую продукцию. Если этого не сделать, то он останется в минусовой зоне по рентабельности. Поэтому я прогнозирую, с одной стороны, некоторое уменьшение наших продаж тарных картонов, а с другой - ожидаю роста цен на рынке гофроупаковки.

            - В случае если рубль стабилизируется и частично вернет себе утраченные позиции, возможно ли возвращение к прежним ценам? По каким позициям?

            - Я думаю, и многие эксперты по валютным операциям сейчас это говорят, что доллар останется на уровне 45 руб/$. Если уж доллар действительно снизится до примерно прежних уровней, то возможен откат цен по целлюлозе. По тарным картонам, скорее всего, нет.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще