Эксклюзив 4 декабря 2014 г. 17:26

Директор Государственного Эрмитажа М.Пиотровский: "Чтобы не заговорили пушки, должна работать культура"

Директор Государственного Эрмитажа М.Пиотровский: "Чтобы не заговорили пушки, должна работать культура"

Государственный Эрмитаж с 7 по 9 декабря отметит 250-летие. О главных событиях юбилейного года в интервью "Интерфаксу" рассказал директор музея Михаил Пиотровский.

- Михаил Борисович, уже вечером 6 декабря Эрмитаж подарит жителям и гостям Петербурга праздничный 3D спектакль. Программа мероприятий 250-летия уже известна: это и бал на Дворцовой площади, и открытие множества выставок, и проведение Международного культурного форума. Ожидать ли почитателям музея каких-либо сюрпризов?

- У нас никогда нет ни сюрпризов, ни тайн. Политика Эрмитажа - в открытости. И чем дальше, тем больше у Эрмитажа не будет тех псевдотайн, которые выдумывают обычно туристы. Например, совсем недавно мы открыли фондохранилище, так что все разговоры про запасники Эрмитажа, о том, что от народа скрывают шедевры, вот этого всего больше не будет. Все тайны раскрываются, хотя кто-то, как обычно, разочарован. Тайн у нас нет. Честно говоря, сенсаций из празднования юбилея и жизни музея особо создавать не нужно, поэтому сюрпризов у нас тоже не будет. Хотя посмотрим, какие подарки мы получим, может в этом и будут заключаться главные сюрпризы

- Юбилей Эрмитажа - это масштабное событие не только в жизни страны, его будут отмечать по всему миру. Какие известные гости приедут в Петербург с 7 по 9 декабря?

- У нас существуют друзья, и кто захочет, приедет. Это не так важно для нас. У Эрмитажа есть друзья и единомышленники по всему миру и по всей России. Соответственно, все музеи страны в эти дни будут здесь. Это наши самые дорогие друзья. Приедут также директора из музеев разных стран мира, члены нашего консультативного совета. Это главные гости, которые посетят Петербург в эти дни.

- Юбилейный год подходит к концу, и нас ждет его кульминация. Как Вы в целом оцениваете произошедшее за последнее время в жизни Эрмитажа?

- Наше 250-летие мы празднуем целый год. У нас нет конкретного праздника и торжественного собрания, как у всех нормальных людей. Поэтому мы целый год работаем и ничего особенно не оцениваем.

Сейчас мы завершаем определенный этап проекта "Большой Эрмитаж". Также мы открываем помещение Восточного крыла Главного штаба: там появится ряд постоянных экспозиций. Нам нужно приучить наших посетителей туда ходить. В этом году мы поставили задачу превратить Дворцовую площадь в форум для Петербурга и петербуржцев, поэтому нельзя не упомянуть открытие Малого Эрмитажа, это тоже крупный для нас проект. Получается, что вся площадь принадлежит Эрмитажу, а следовательно - жителям города. Горожан и туристов должно обрадовать скорое завершение реконструкции Шуваловского проезда - по нему можно будет ходить до Дворцовой набережной. Внутри проезда создаются выставочные залы, которые будут существовать в более-менее автономном режиме. Когда мы закончим этот проект, в эти залы можно будет ходить, минуя основной Эрмитаж.

Наша великая инновация - это открытое фондохранилище, такого в мире нет нигде. Мы завершили вторую очередь объекта, и там открыты экспозиции, которые я даже не могу назвать постоянным. Посетители могут увидеть египетские саркофаги, античные скульптуры северного Причерноморья и многое другое.

Отдельно стоит упомянуть наши центры-спутники за пределами Петербурга. Они тоже активно работают, в каждом из них состоялись специальные праздники, посвященные 250-летию Эрмитажа: и в Амстердаме, и в Выборге, и в Казани, и в Венеции. Мы также планируем открыть новый корпус в Старой Деревне, где будет работать библиотека.

- Сколько человек посетили Эрмитаж в этом году, и как повлияло на посещаемость музея уменьшение иностранного турпотока?

- Критерий посещаемости - это плохой, примитивный и вредный критерий оценки деятельности музея. Оценивать надо совершенно по-другому. Мы разрабатываем для музеев России критерии процентного соотношения посещаемости: мы предлагаем считать посещения музея своими жителями; россиянами, которые приехали из других городов; иностранцами. Самый важный критерий - какой процент людей может прийти в музей бесплатно. В Эрмитаж треть посетителей приходит бесплатно. Это мы оплачиваем из нашего кармана, это не государственные деньги или льготы.

В этом году количество людей, посетивших Эрмитаж, разумеется, больше, чем в прошлом. Обычная наша посещаемость - три миллиона человек в год. В этом году она немного больше, поскольку мы провели выставку современного искусства "Манифеста 10", и она дала возможность перекрыть возможное падение посещаемости. На нее приехали люди, которые никогда в жизни не приехали бы без "Манифесты" в Петербург в такое время. Вообще, "Манифеста" показала, что есть способы, с помощью которых можно перекрывать такие сложности, которые возникли у России в 2014 году.

Три миллиона человек - это то, что нужно для существующего здания Эрмитажа. Больше - это уже толпа. Сейчас мы открываем Восточное крыло Главного штаба, и, по нашим расчетам, туда может еще вместиться два миллиона человек. Наша задача - распределить поток посетителей равномерно, поэтому мы сделаем единый билет, который будет действовать как на посещение Зимнего дворца, так и Главного штаба. Таким образом, Эрмитаж смогут посещать до 5 миллионов человек ежегодно.

Мы также должны подумать, как хорошо принять ту категорию людей, которая важна для музея: дети, студенты. Те, кто воспитывается, благодаря существованию музея.

- Вы упомянули о "Манифесте". Ее итоги уже подводили, и биеннале признана успешной. Вам не показалось, что "Манифеста" оставила в тени все остальные экспозиции и выставки Эрмитажа в этом году?

- Абсолютно не показалось. Во-первых, "Манифеста" всегда успешна. Это третья по значимости выставка и фестиваль современного искусства, это одно из выдающихся событий. В Эрмитаже она действительно была успешнее, чем когда-либо, потому что ее посетили примерно один миллион человек. Этого удалось достичь за счет того, что выставка располагалась в залах Эрмитажа, поэтому люди, которые приходили на постоянные экспозиции, заходили и на "Манифесту" - в этом была определенная задумка, потому что современное искусство надо иногда заставлять увидеть. На прошедшей "Манифесте" получился своеобразный диалог современного и классического искусства. Даже больше, чем классического искусства: диалог современного искусства и пространства музея. Ведь Эрмитаж - это не просто собрание хороших картинок. Эрмитаж - это потрясающее музейное пространство, где эти картины являются частью русской истории, русских интерьеров и всего остального. В "Манифесте" получилось этим всем сыграть, точно так же как мы играли новыми пространствами Главного штаба и фасадом Росси. Так что в тени ничего не осталось. Одним не нравилось, что современное искусство не сильно выглядит на фоне классического, другим не нравилось, что классическое затемняется. Ни того, ни другого не было, на самом деле, был хороший диалог для тех, кто его понимает.

- Падение туристического потока связывают с напряженностью в международных отношениях. Коснулось ли это Эрмитажа или "Манифесты"?

- Летом это все нивелировалось. "Манифеста" была манифестом того, что есть вещи, которые важнее сегодняшней политики. Я хочу в очередной раз сказать, что культура находится над политикой. Мы должны делать все, чтобы культурные связи продолжали существовать. Это многим, к сожалению, трудно понять, потому что политики очень любят начинать взрывать мосты именно с культуры. Я все время повторяю, что пока не заговорили громко пушки, культура должна работать. Наша задача - продолжать делать то, что мы делаем.

Сейчас у нас громадная выставка Френсиса Бэкона, сделанная с англичанами, грубо говоря, с одними из наших, может быть, главных политических противников. У нас выставка - подарки американских художников-прикладников, которые собрали свои вещи и подарили Эрмитажу. Такой достаточно сильный жест показывает, что всюду есть люди, которые понимают: есть вещи куда важнее политики. У нас, кстати, очень большое количество людей из разных стран приехало на самые разные международные конференции: эрмитажные, Международного совета музеев, Союза музеев России.

- То есть, несмотря на нынешнюю политическую ситуацию, культурный мостик пока все-таки не взорван?

- Пока нет. И он не будет взорван, если все будут работать на то, чтобы этого не случилось.

- В связи с падением иностранного туристического потока многие обеспокоены тем, что для россиян искусство может стать дороже. Эрмитаж в будущем году планирует поднимать цены на билеты?

- Мы не повышаем цены, поскольку у нас существует социальная политика. Я уже говорил, что треть посетителей ходит бесплатно. Такого нет нигде в мире, кроме англо-саксонских музеев, где билеты вообще раздают бесплатно. В 2015 году мы ликвидируем деление билетов на российские и нероссийские, потому что скидка для российских граждан перестала действовать. Ее воспринимают как некую "халяву" и как некое право, за которое нужно бороться, мол "почему мне без паспорта не дают российский билет"? В этом есть некая меркантильность, не связанная с искусством. Когда российский гражданин был малообеспечен, мы были вынуждены делать эту льготу, но теперь билет стоимостью 400-500 рублей доступен каждому жителю России, поэтому мы решили убрать это деление. Опыт показал, что те льготы, которые мы даем пенсионерам, студентам и детям, они действуют, это привлекает людей. Мы также планируем ряд изменений, которые позволят посещать Эрмитаж, затрачивая куда меньшие деньги. Это основа системы социальной политики: мы пытаемся делать так, чтобы наши билеты привлекали тех, кого мы в первую очередь хотим видеть.

- Кроме нововведений, связанных с билетами, что еще ждать гостям Эрмитажа в следующем году? Какие масштабные проекты планирует реализовать музей?

- Давайте сначала завершим 250-летие, а потом посмотрим, что будет дальше. Самые большие наши проекты - это строительство следующей очереди фондохранилища в Старой Деревне, а также освоение здания Биржи на Васильевском острове, которая тоже станет частью Эрмитажа. Это большие строительно-культурные проекты.

- Можно ли утверждать, что уже в следующем году будет освоено здание Биржи?

- Нет, мы не будем утверждать. Мы не торопимся, мы не строим военные базы. Нам предстоит большая спокойная реставрационная работа, потому что здание находится в не очень хорошем состоянии. Мы его изучим, создадим проект, на это уйдет минимум три года. Как известно, там появится музей государственной символики, геральдики, государственных наград. Также там будет общественное пространство, где эти награды будут вручать, будут проходить государственные церемонии.

- Весной 2014 года Эрмитаж был вовлечен в ситуацию, связанную с крымскими экспонатами. Вы ратовали за то, чтобы предметы, принадлежащие крымским музеям, вернулись к ним, однако украинские власти посчитали, что Эрмитаж хочет их забрать себе. Какова сейчас ситуация в этом деле?

- Ситуация еще никак не разрешилась. Это важный вопрос для всех, кому принадлежат эти вещи. В Украине, как и у нас, есть государственный музейный фонд. Например, Государственный музейный фонд был причиной того, что до войны из Эрмитажа легко продавали вещи: мол, все государственное. И сейчас у нас сложилась ситуация, что крымские экспонаты принадлежат Украине, а предметы - музею, который находится в России. В настоящее время идут разные споры, судебные разбирательства, работают юристы. Все понимают, что с юридической стороны - это предметы, принадлежащие Украине, а с человеческой - не важно, в какой стране музей находится, если коллекция ему принадлежит. Это очень сложная проблема, которую нужно решать. Я надеюсь, что проблема решится так, что вещи, приехавшие из музея, должны в этот музей и вернуться, вне зависимости от того, где этот музей находится.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще