Эксклюзив 29 декабря 2014 г. 17:26

Зампредседателя комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Д.Миронов: "Германия-Петербург: диалог продолжается"

Зампредседателя комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Д.Миронов: "Германия-Петербург: диалог продолжается"

Санкт-Петербург исторически является одним из промышленных центров России и именно здесь идет внедрение новых подходов развития этого сектора экономики. Одним из таких направлений является реализация кластерных инициатив, для которых создана необходимая инфраструктура. Но самым важным является наличие в северной столице уникального кадрового потенциала, научных организаций, вузов, которые готовят самых востребованных на рынке специалистов. Кроме того, реализуется ряд мероприятий по стимулированию инновационной деятельности, включая программу развития промышленности до 2020 года. О том, достаточные ли меры предпринимает правительство Петербурга для создания и развития инновационных производств, какой опыт пригодится северной столице и какие реальные результаты экономика сможет достичь, используя кластерный подход, в интервью агентству "Интерфакс" рассказал заместитель председателя комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Денис Миронов.

- Денис Евгеньевич, делегация Санкт-Петербурга в начале декабря посетила федеральную землю Северный Рейн-Вестфалия в Германии. Почему именно этот регион был выбран чиновниками и бизнесменами. Каким опытом вы делились с коллегами, каких целей планировалось достичь по итогам?

- У Петербурга и у земли Северный Рейн Вестфалия долгие отношения. Взаимодействие началось не вчера, поэтому наш визит - это результат долговременного сотрудничества. Петербург по внешнеторговой деятельности с Германией занимает второе место. Кроме того, положение и вес этого региона в принятии многих решений чрезвычайно ценен для нас. Земля Северный Рейн-Вестфалия занимает значительное положение. Мы всегда ищем примеры положительной практики развития промышленности. Результаты работы и экономические показатели земли Северный Рейн-Вестфалия можно рассматривать как положительные. У наших коллег есть чему поучиться. В свою очередь, мы им рассказали о своих компетенциях, об инвестиционной и инновационной политике Санкт-Петербурга, промышленном потенциале. Все для того, чтобы в перспективе привлечь инвесторов в наш город.

- Что же, по вашему мнению, приемлемо для России из германского опыта промышленного развития, что может быть применимо в Петербурге?

- На удивление, многое, что эффективно работает в Германии, работает уже и у нас. Ничего сверхъестественного мы, конечно, не увидели. Это в очередной раз подтверждает, что механизмы одни и те же.

- Одной из целей визита было изучение работы германских кластеров. Можно ли сказать, что нашей кластерной политике не хватает такой четкой структуры создания предприятий внутри кластеров?

- То, что у них уже работает, мы в Санкт-Петербурге начали буквально в этом году. Это лишь утвердило нас во мнении, что мы выбрали правильный путь. Еще год назад мы жили в другой внешнеполитической ситуации. Сейчас самое главное - это провести грамотный анализ. Что-то догонять нам уже нет смысла, пожалуй, есть смысл думать не об импортозамещении, а об импортоопережении.

Сегодняшние потребности мы можем закрыть либо существующими ресурсами, либо воспользоваться услугами наших партнеров - на Западе или Востоке. То есть выбрать правильную стратегию, чтобы не догонять, а играть на опережение. Мы находимся в знаковом, переломном моменте. В частности, комитет по промышленной политике пересматривает мероприятия госпрограммы. Как вы знаете, в этом году Петербург перешел на программный бюджет, принято 17 государственных программ. Одна из них наша - "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы. И сейчас все мероприятия программы мы пересматриваем и пропускаем через призму сегодняшнего дня - насколько они актуальны сейчас? Возможно, их нужно переоценить, поменять, отложить. Наша задача, чтобы они были эффективными.

Поэтому мы от наших немецких коллег хотели получить информацию о более эффективных мерах поддержки. Они подтвердили то, что мы и думали - наша задача, как представителей органов власти, создать условия для развития. Мы бы хотели действовать по принципу: не надо давать рыбу - надо дать удочку. Мы создаем условия равные для всех, а дальше бизнес работает сам - кто шустрее и оборотистей, кто обладает преимуществами, лучшими компетенциями, тот и выиграет в конкурентной борьбе. 

В Санкт-Петербурге есть целая система инновационной инфраструктуры, в частности, технопарк "Ингрия", Центр кластерного развития.

Или вот, например, Фонд предпосевных инвестиций. Его суть в том, что проект, который одобрила комиссия, получает финансовую поддержку в объеме до 5 млн, если он показал эффективность. По опыту работы - это один из самых эффективных фондов в России. В 2105 году работа будет продолжена. Эти меры мне кажутся более эффективными, чем те, которые используют коллеги из Германии.

Отдельно хочется рассказать о государственных закупках. Сегодня взят ориентир на то, чтобы все бюджетные закупки Петербурга были ориентированы на петербургских производителей. То есть при наличии соответствующих товаров и услуг на территории северной столицы, приоритет должен отдаваться нашим предприятиям. Естественно, все это происходит в рамках правового поля. Ни 44-й, ни 223-ий федеральные законы никто не отменял. Мы проводим целевые совещания, встречи, информируем, делаем все возможное, чтобы деньги оставались в городе и работали дальше на бюджет, на экономику города. Это довольно серьезная мера поддержки нашим предприятиям.

- Немецкие коллеги демонстрируют, что при развитии кластерной экономики большее внимание уделяется рентабельным сферам. Какие направления приоритетны в Санкт-Петербурге?

- В Петербурге, так исторически сложилось и не надо ничего искусственно создавать, приоритетом является фармацевтический кластер. На сегодняшний день в части фармацевтики он показывает по темпам роста в Северо-Западный федеральном округе первое место. Большую часть этого темпа обеспечивает Санкт-Петербург. 6,2% лекарственных препаратов, производимых в России, выпущены петербургскими предприятиями. Порядка 17 инвестиционных проектов входят в медико-фармацевтический кластер. Показательно, что когда Минэкономразвития проводило конкурс и от регионов было подано более 100 заявок, выбрано было 25, среди которых 2 петербургских - это медико-фармацевтический и кластер радиоэлектроники и IT. Они сейчас получают федеральную поддержку через специализированную организацию - Центр кластерного развития, который создан в этом году. И возвращаясь к приоритетным направлениям Петербурга - для нас это фармацевтика, медицинская техника, радиоэлектроника и IT, безусловно, автомобилестроение, судостроение. В целом, на сегодняшний день существует более 30 кластерных инициатив. Активно сложились предпосылки для создания кластера композитных материалов.

Петербург - особый регион, так как у нас 40% экономически активного населения имеют высшее образование, у нас очень внушительный научно-образовательный потенциал. Это и есть компетенция региона - разработка технологических проектов, реализация замыслов. Массовые производства, которые требуют много недорогой рабочей силы, в Петербурге не будут развиваться. У нас и уровень зарплат достаточно высокий и безработица составляет всего 1,2%. Но так как у нас есть высококвалифицированные научные кадры, это позволяет нам разрабатывать любые проекты. Мы также предлагаем свои возможности для других регионов, для других стран. Это то, что используют немецкие коллеги, они находят сильные и слабые стороны, активизируют сильные, а за счет сильных сторон других земель компенсирует слабые. Эта та система взаимоотношений, которую и выстраивает Петербург с другими регионами и во внешней политике. Мы готовы решать высокотехнологичные задачи, разрабатывать проекты и отдавать их в другие регионы - заказчику. Либо реализовывать их внутри Петербурга.

- Каковы наши слабые стороны, в чем мы можем использовать помощь других регионов?

- Я бы не называл это слабыми сторонами. Есть свои особенности, скажем, отсутствие у нас дешевой рабочей силы. Мы воспринимаем это как данность, и инвестор, который приходит к нам, тоже учитывает это. Если он хочет разместить серийное производство, которое требует большого количества неквалифицированного труда, то ему необходимо тщательнее продумать вопрос с обеспечением площадки трудовыми ресурсами.

- Дефицит земли является нашей слабой стороной?

- Петербург, конечно, ограничен территориально, но, по сути, у города есть порядка 300 га свободной своей земли и 3 тыс. га частной земли, на которой могут развиваться промышленные предприятия. У нас 60 промышленных зон. Город за свой счет обеспечивает участки инженерной инфраструктурой. Тарифы на использование инженерных сетей, электричество, воду, подключение к ним, возможно, у нас чуть выше, чем в других регионах, это надо понимать.

Но у нас есть особые экономические зоны - это мера поддержки предприятий и такой же инновационный инструмент, который дает дополнительный потенциал для развития. Мало того, мы планируем увеличивать площадь особой экономической зоны "Нойдорф". ОЭЗ "Новоорловская" пока еще не до конца занята.

Благодаря инструменту ОЭЗ активно развивается фармацевтика.

Отрадно заметить, что в конце декабря вышел долгожданный федеральный закон "О промышленной политике в РФ". В ближайшее время мы приведем в соответствие региональную нормативную базу, надеемся, что это создаст дополнительные инструменты для поддержки промышленности.

Есть масса новых интересных проектов, но в сегодняшней ситуации мы смотрим, какая есть потребность и какие меры поддержки будут наиболее эффективными. Так, скажем, инфраструктурная подготовка участка, это вопрос не одного и не двух дней. Это годы, так как проектные работы, а потом и сама стройка занимают время.

- В условиях экономического спада, когда заемные средства становятся малодоступными для развития малого и среднего бизнеса, а стоимость кредитов растет, какие меры будет принимать в 2015 году петербургское правительство для поддержки этого сектора экономики?

- Экономический спад коснулся не только Петербурга, а у нас, хотя и падает индекс промышленного производства (ИПП), но и он не в полной мере дает оценку экономической ситуации. У нас стабильно и в полной мере увеличивается объем отгруженной продукции, пусть есть слабое сокращение по темпам роста, но все равно динамика положительная. У нас неизменно растет средняя заработная плата. Не только Петербург, но и многие другие регионы сталкиваются с аналогичными проблемами. В Петербурге было принято решение о создании Фонда поддержки промышленности, который будет решать задачи по кредитованию промышленных предприятий, по компенсации кредитной ставки, будет гарантом для кредитных организаций. Окончательно функционал фонда мы сейчас прорабатываем, планируем доработать в период 2015 года. При этом понимаем, что региональных денег все рано не достаточно, и Фонд также будет решать задачи для получения федеральной поддержки. Схему взаимодействия мы сейчас также прорабатываем с министерством промышленности и торговли.

Запланированный объем фонда порядка 1 млрд рублей. Если данная работа покажет свою эффективность, то с 2016 года надеемся, что объем можно будет увеличить.

Понятно, что этой суммы не достаточно чтобы решить все существующие проблемы промышленности. Но можно использовать ее как механизм привлечения дополнительных средств.

- Какие условия доступа к этому фонду будут у предприятий?

- Как в кластерной политике, так и в поддержке предприятий мы перейдем к проектному финансированию. У кластера существует проблема (узкое место), которая мешает им развиваться. В частности, производителям автокомпонентов не хватает испытательного центра, и они понимают, что если такой центр у них появится, то у них возрастут объемы производства, появятся новые рабочие места и т.д.

Поэтому они разрабатывают программу развития кластера, обосновывают необходимость испытательного центра, и мы со своей стороны начинаем искать возможность строительства такого объекта, за свой счет или за счет привлечения заемных средств. Это может дать необходимый толчок развития кластера. Либо предприятию необходима модернизация, но для того, чтобы поучаствовать в федеральной программе, ему необходим проект, а денег нет. Поэтому мы помогаем с финансированием подготовки проекта, с тем, чтобы дальше предприятие участвовало в федеральных программах, модернизировалось и увеличивало свои показатели. Финансовую помощь предприятиям также может оказывать Фонд поддержки промышленности, о котором мы говорили ранее.

- Кто будет входить в состав Фонда и непосредственно влиять на распределение финансовой помощи?

- Проекты будут рассматриваться на конкурсной основе и оцениваться будут общественными организациями, экспертным сообществом. Есть Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, кластеры, управляющие компании кластеров, просто эксперты из научного сообщества. Состав конкурсных комиссий будет отраслевым. Наша задача - эффективное расходование средств, причем надо чтобы они еще были и возвратными. Поэтому проекты будут оцениваться всецело.

- Какие проблемы, кроме отсутствия понятийного аппарата сейчас препятствуют развитию кластеров?

- Существует общая для всей промышленности кадровая проблема. Ее мы поправляем так: за свой счет формируем и составляем образовательные программы, для того же самого кластера фармацевтики. Например, фармацевтический кластер довел до нас, что через несколько лет им понадобятся определенные специалисты с определенными компетенциями. Мы оплатили разработку программы, она сейчас внедряется и по ней будут готовиться специалисты непосредственно под нужды фармацевтического кластера.

Кроме того, существует проблема рынка сбыта. Но эту проблемы мы сейчас решаем за счет государственного заказа. И есть проблема, которую в самые короткие сроки мы планируем решить, - это субконтрактинг. Зачастую у предприятий существует недозагруз оборудования, то есть у них есть возможность производить определенную номенклатуру продукции, а с другой стороны есть предприятия, которые в этой продукции очень нуждаются. И закупают ее не в Санкт-Петербурге, а где-то в другом месте, по такой же цене, а может и дороже. Мы сейчас создаем инвестиционный портал Петербурга и пытаемся создать базу данных компетенций и потребностей предприятий, чтобы они могли контактировать, преодолевая информационный барьер. Своеобразная социальная сеть для предприятий.

- Немецкие коллеги говорили, что они помогают выводить свои предприятия не только на внутренний рынок, но и на зарубежный. У нас будет такая услуга оказываться?

- Мы помогаем тоже! У нас проходим широкая конгрессно-выставочная деятельность. Мы помогаем нашим предприятиям позиционировать себя и внутри страны и за ее пределами. Показатель эффективности такой деятельности - это количество заключенных контрактов. Помимо этого мы субсидируем затраты на получение иностранных патентов.

- Какие сферы в целом востребованы на международном рынке, какая продукция из Петербурга конкурентно способна на западном рынке?

- В сфере IT довольно востребована. Остальные тоже, но не так, чтобы ярко. Выпуск продукции фармацевтического кластера - это пока только на свой рынок.

Сейчас мы пытаемся реализовать схему, ориентированную на те крупные предприятия в Петербурге, которые закупают комплектующие за границей и в других регионах. Мы выделим площадку под индустриальный парк механообработки для того, чтобы по максимуму комплектующих производить прямо здесь, в Петербурге. Индустриальный парк расположится в Коломягах, это проект green field. Мы с коллегами из министерства промышленности и торговли обсуждаем, какая федеральная поддержка может быть. Так как объем инвестиций порядка 4 млрд рублей - городу таких вложений не потянуть. Это пока оценочная сумма, примерно столько может стоить сам парк с технологическим оснащением. Более детальные параметры могут быть ясны после утверждения проекта.

В этом году шел подготовительный этап проекта, которым занимался городской комитет по промышленной политике и инновациям. В этом году будет концепция, а с Минпромторгом мы решаем вопрос, в какую федеральную программу мы можем попасть, чтобы уложиться в запланированные сроки и в своем бюджете заложить средства. Надеюсь, что в ближайшие два-три месяца мы поймем сроки реализации проекта. Задача сложная, так как там планируется построить полноценные производственные площади. И тут будет два варианта: либо площади будут просто сдаваться в аренду, так как такая потребность есть, ведь малому и среднему бизнесу тяжело оформить землю, построить площадки, а тут будет готовая, начиная работать. А также рассматривается возможность, что оборудование будет приобретаться за счет частично бюджетных средств, например, можно задействовать программу компенсации лизинговых платежей.

Потребителями станут наши крупные промышленные предприятия. Делается это для того, чтобы те изделия, которые они покупают за пределами России, мы бы производили у себя, особенно в части тех, что не требуют высокотехнологичности, длительной разработки и внедрения. То есть те простые узлы, которые можем построить здесь в парке механообработки.

Со стороны малого и среднего бизнеса есть большая потребность этим заниматься. Но они испытывают сложности с сертификацией. А она необходима, чтобы попасть в круг поставщиков крупных предприятий. И мы будем помогать решать эту проблему. У нас 22 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, и среди них есть значительное количество, специализирующихся на производстве продукции для промышленности. Стратегическая задача состоит в том, чтобы отыскать таких производителей, понять какой объем продукции они готовы обеспечивать и помочь им с сертификацией.

- Какие перспективы сотрудничества кластеров Петербурга и земли Северный Рейн-Вестфалия? В каких сферах могут взаимодействовать и в каком формате?

- Медико-фармацевтический кластер Петербурга ежегодно принимает участие в конференции Life Sciences Invest, которая пройдет и в 2015 году, в ноябре. Такой же Life Sciences проходит в Германии в мае. И есть идея проработать обмен делегациями: наши поучаствуют весной здесь, их представители посетят Петербург, тематика нашей конференции будет посвящена гармонизации законодательства стран Таможенного союза, и сюда напрашивается общая тематика, в данном случае гармонизация российского и европейского законодательства. Хотим проработать этот вопрос именно с германскими коллегами.

- Для чего нужна такая общая нормативная база?

- Если взять, к примеру, автомобильный кластер: сами компании, которые производят автомобили, являются конкурентами, но при этом имеют общие проблемы - по автокомпонентам, по сертификации, по законодательству. Для того, чтобы стать более конкурентными в рынке, им надо эти общие проблемы решать, отдельно они их преодолеть не могут, а сообща - могут. Органы исполнительной власти должны координировать, искать проблемы и их решать. Благодаря таким действиям властей, целая отрасль в региона получает дополнительные преференции на рынке. То же самое работает и здесь, где-то в рынке германские компании конкуренты, но есть общие проблемы - по субстанциям, по узкоспециальным предметам, которые можно решать сообща, какие-то научные подходы, общее оборудование, лаборатории, то есть масса вещей, по которым можно взаимодействовать.

- Какие примеры из организации кластерной политики в земле Северный Рейн Вестфалия можно взять на вооружение в России и в Петербурге?

- У них все довольно интересно, а расположенное в Аахене агентство регионального развития технологического региона (AGIT) - просто здорово! Тематику технологического центра изучим более детально. У нас есть в городе проект Технопарка, центра импортозамещения, и схему AGIT можно попытаться адаптировать в Санкт-Петербурге. Какое-то подобие сейчас проектируется вместе с городом-спутником "Южный" - проект развития учебно-научно-производственного центра "Инноград". Партнерами выступает государственная корпорация "Роснано" и образовательные учреждения Петербурга. Мы же только в стадии подписания соглашения с "Инноградом". Концепция существует, но после знакомства с центром в Рейнско-Вестфальском университете я буду рекомендовать пересмотреть концепцию "Иннограда" и учесть опыт немецких коллег. Наша задача состоит в том, чтобы изучить германский опыт и взять на вооружение эффективные меры поддержки, которые можно внедрить у нас.

Как это работает в Германии: здесь налажена целая система поддержки стартапов, система внедрения инноваций. Приходит компания со своим инновационным проектом, и ей предоставляется площадь, доступ к оборудованию и помощь в получении поддержки в целевых программах. Помогают также в поиске новых инвесторов, как частных, так и государственных. В Петербурге практически аналогичная система поддержки инновационных проектов. В этой части также помогает технопарк "Ингрия" - здесь поддерживают стартапы. А если крупный инвестор, то для них работает система единого окна. Государственное агентство промышленных инвестиций сопровождает промышленные проекты и помогает с оформлением земельного участка и обеспечением его инженерной инфраструктурой.

Кроме того, на встречах мы услышали, что Технический университет в Аахене работает с нашим Политехническим университетом. Надо оценить этот опыт работы и, возможно, запустить программу обмена студентами. То есть пора от общих фраз переходить к конкретным мероприятиям. Думаю, что мы сформулируем наши предложения, перешлем коллегам и уже в следующем году приступим к совместной работе.

- Насколько в Петербурге сейчас сильны связи предприятий и учебных заведений?

- У нас практически все инновационные предприятия замкнуты на университеты, тот же самый кластер радиоэлектроники активно работает с Политехом и ИТМО, IT-кластер работает с университетом им.Бонч-Бруевича и с ИТМО, студенты проходят практику на предприятиях. Здесь прослеживается взаимовыгодное сотрудничество. На сегодняшний день ярким примером является Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия (СПХФА). Когда предприятия фармацевтического кластера заявили о потребности в определенных специалистах, но не было необходимых образовательных программ, академия по таким направлениям не готовила. Город в рамках нашей комплексной программы "Наука. Промышленность. Инновации" заказал разработку таких программ, сейчас они внедряются, СПХФА и другие образовательные учреждения смогут готовить специалистов, которые пойдут потом работать на предприятия кластера.

- Лабораторная база наших вузов позволяет готовить специалистов, которые будут востребованы инновационными предприятиями? Есть ли поддержка со стороны города или федерального центра по финансированию модернизации вузов?

- В основном здесь идет федеральное финансирование, так как вузы у нас федеральные, мы со своей стороны только можем заказать разработку образовательных программ, либо изучить что-то новое, возможно, заказать оборудование. Ситуация должна измениться когда будет создан "Инноград" - в своей деятельности он будет опираться на ИТМО. Но на реализацию проекта может потребоваться несколько лет.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще