Нет пути назад: Путин рассчитывает на возобновление мирной жизни в Сирии после разгрома ИГИЛ
 
Погасла звезда: известный российский певец скончался от тяжелой болезни
  
Статус не считается: сенатор Керимов не может покинуть Францию из-за дела об отмывании денег
 
   
INTERFAX.RU
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
СКАН | СПАРК | СПАРК-Маркетинг | ЭФИР | DNB | Раскрытие информации | Конференции | Военные новости | Interfax.com

Вход для подписчиков 

Главные события
 


Новости Северо-Запада
 Общество все новости
 Происшествия все новости
 Экономика все новости
 
Новости подготовлены информационным агентством "Интерфакс - Северо-Запад"

оформить подписку
 

Репортаживсе репортажи
.
22.11.17   16:10

22.11.17   13:40
 
Эксклюзив
28.12.15 00:00

Губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко: "Мы не видим спада интереса со стороны зарубежных инвесторов"

Экономическая ситуация в 2015 году поставила перед российскими регионами новые задачи. О главных событиях уходящего года, экономических итогах и планах на будущее рассказал в интервью федеральным информационным агентствам губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

- Георгий Сергеевич, как бы Вы оценили социально-экономические итоги уходящего года?

- Экономические трудности наш город преодолевает достаточно уверенно. Может быть, мы и не сделали серьезных шагов в экономике на фоне общего спада, но мы устояли на ногах и сумели выстроить свою работу так, что полностью выполнили наши социальные обязательства. Мы не только не сократили, а наоборот, увеличили финансирование важных статей: здравоохранения, образования, социальной сферы.

Принятые нами меры позволили успешно решить все вопросы, связанные с наполнением бюджета. По итогам года мы смогли даже нарастить собственные доходы на 2-3%. Законы, принятые Петербургом еще в конце прошлого года, позволили стимулировать городские предприятия к созданию высокооплачиваемых рабочих мест, отказу от "серых" схем в заработной плате.

Некоторые политики, предлагавшие нам альтернативные бюджеты, говорят, что экономика города упала на 20%. Это неправда. Не знаю, откуда они берут такие цифры. Даже если взять самую сложную тему - индекс промышленного производства (ИПП), то его снижение колебалось в районе 8-9%. Причем под конец года ИПП показал положительную динамику. Несмотря на все проблемы, в Петербурге в этом году открылись десять новых крупных предприятий. В будущем году откроем как минимум еще столько же. Благодаря росту фармкластера особая экономическая зона Санкт-Петербурга только за третий квартал перечислила в бюджет порядка 1 млрд рублей. А до этого за пять лет в сумме было около 4,5 млрд.

Надо быть откровенным, есть и сложности. Платежеспособность населения снижается, покупательная способность тоже с учетом падения курса рубля. Но я бы не стал драматизировать ситуацию. Когда наступает настоящий кризис, не растут зарплаты, идет резкий рост безработицы. У нас сегодня уровень безработицы – один из самых низких в стране, по методике Международной организации труда за 11 месяцев он составил 2,1%. Число работников в организациях города за этот период даже на полпроцента увеличилось по сравнению 2014 годом. Сейчас в банке вакансий около 55-57 тысяч предложений.

- Как ведут себя иностранные инвесторы на фоне экономических и политических сложностей?

- Мы не видим спада интереса со стороны зарубежных инвесторов. Активность тех, кто уже работает в России, даже повысилась. Цена на землю и недвижимость, тарифные ставки, стоимость рабочей силы – все это у нас гораздо ниже, чем в Европе. В России сегодня снова открылось "окно возможностей". Особенно в Петербурге, с учетом льгот, принятых нами в 2015 году для стратегических инвесторов.

Я надеюсь, что объем инвестиций в основной капитал нам удастся сохранить на уровне 2014 года. Статистика показывает: первый квартал город прошел весьма неплохо, даже был рост порядка 5%. Во втором квартале мы весьма серьезно опустились вниз, до уровня 90%. По итогам трех кварталов получили 97,5% от того, что было в 2014 году. Но тут надо помнить, что в 2014-м инвестиции на протяжении первых трех кварталов росли очень прилично и были на уровне 125%. И только из-за слабого четвертого квартала 2014 год закончился с результатом порядка 102%. Сейчас динамика несколько иная, и я думаю, что в итоге мы выйдем на уровень прошлого года.

За год на инвестиционном совете одобрено 18 проектов на сумму около 154 млрд рублей. В будущем году стартует проект компании "Моргал Инвестментс" по комплексному освоению территории стоимостью 102 млрд рублей недалеко от "Пулково". Ожидается начало строительства конгрессно-выставочного центра "Дружба" с участием наших китайских партнеров – компании "Хуа Бао". Финская Fazer планирует в следующем году начать строительство нового производства кондитерских и хлебобулочных изделий с инвестициями около $200 млн.

Запланирован ввод сразу семи новых производств медицинского и фармацевтического кластера. Это компании "ГЕРОФАРМ" (первая очередь производства инсулиновых препаратов для инъекций), "Инмед" (композиционные нетканые материалы на основе биополимеров), "Медпрофит" (инновационные изделия для лечения кардиологических заболеваний, "АрСиАй Синтез" (противоопухолевые препараты), "Цитомед" (вторая очередь производства оригинальных препаратов и технологий получения собственных оригинальных молекул), "Гем-Стандарт" (инновационные препараты из плазмы крови человека на основе нанотехнологий) и "Норд Плас" (разработка и производство животного белка, желатина и широкого ассортимента пищевых ингредиентов).

- Среди иностранных инвесторов лидерами по-прежнему являются Китай и Нидерланды?

- Китай по-прежнему является основным партнером Петербурга, в том числе по внешнеторговому обороту. Кстати, по обороту внешней торговли в этом году в тройку лидеров у нас ворвались Соединенные Штаты Америки. Они активно отговаривают Европу с нами "дружить" и торговать, а тем временем сами успешно вошли на рынок. США у нас потеснили Финляндию по объемам торгового оборота. Второе место занимает Германия.

- Как сказалось на экономике Санкт-Петербурга обострение отношений с Турцией?

- По итогам 9 месяцев этого года мы экспортировали в Турцию продукцию на $257 млн, импортировали примерно на $222 млн. Это существенные суммы. И у нас турецкий бизнес присутствует в городе, например, участвует в строительстве Западного скоростного диаметра и "Лахта центра".

Понятно, что в ущерб себе каких-то мер город принимать не должен. Тем не менее, в перспективе у турецких фирм могут возникать проблемы с участием в экономических проектах. К турецкому бизнесу будет приковано пристальное внимание. Но там, где это вредит городской экономике, мы должны принимать взвешенные решения. Поэтому мы активно работали с таможенными органами, чтобы решить проблему поставки комплектующих из Турции для нашей промышленности. Сейчас все эти заводы работают, проблем нет. До конца января мы продолжим ежедневно мониторить ситуацию совместно с Федеральной таможенной службой. А в перспективе будем переориентироваться на импортозамещение. Мы серьезно этим занимаемся, чтобы не только уйти от зависимости, но и продвинуться на зарубежных рынках, предложив новую продукцию.

- А в целом в автопроме какая ситуация? Есть ли по-прежнему интерес у "Даймлера"? Планирует ли "Джи Эм" продавать площадку или вернуться к производству?

- Автопром в целом сократил производство где-то на 15%. По большому счету, это не смертельно. Спад объясняется просто: за последние пять лет наш автопром (а петербургские заводы – это 25% рынка) удовлетворил накопившийся спрос. Но принято считать, что через 3-5 лет машину надо менять. Поэтому в 2016-2017 году люди начнут задумываться о смене транспорта. Так что перспективы неплохие.

"Джи Эм" закрыл производство, но пока они отказывают интересантам в продаже своего завода. Не исключаю, что ждут, как дальше будет развиваться ситуация, какова будет конъюнктура рынка, и, возможно, возобновят свое производство. Мы в принципе смотрим на это спокойно.

Переговоры с "Даймлером" ведутся, они пока не отказались от идеи разместить производство в Петербурге. Детали раскрывать пока не хочу, но мы советовали им посмотреть площадку "Джи Эм". По крайней мере, переговоры продолжаются. Мы им честно говорим, что в нашей ситуации не интересно сборочное производство, нам интересен уровень локализации не менее 30-35%. И особенных преференций, на которые город мог расщедриться 10 или даже 5 лет назад, мы тоже не собираемся предоставлять. Приятно иметь такого партнера, но не в ущерб городу, где уже сложился автомобильный кластер. Это чистая экономика, без каких-либо политических моментов.

- "Ниссану" власти как-то намерены помогать? Они заявили о сокращении рабочих, но при этом намерены собирать новую марку.

- Мы в целом автокластеру стараемся помогать, и у нас получается. Весной обращались в правительство РФ с просьбой сохранить до конца 2015 года и продлить в 2016 году меры государственной поддержки автопроизводителей в рамках федеральных программ. По решению правительства, в ноябре 2015 года из федерального бюджета дополнительно на поддержку автопрома выделено почти 5 млрд рублей. Еще один миллиард выделен на программу льготного лизинга автотранспортных средств.

Что касается "Ниссана", то они заявили о возможном сокращении 300 человек. При этом они рассматривают вариант запуска новой модели, пока не знаю, какой. Для этого потребуется порядка 100 рабочих мест. Как и в случае с "Джи Эм", город готов помогать людям найти работу. Это квалифицированные специалисты, проблем с трудоустройством у них не будет.

- Что происходит с проектом "Аэроэкспресс"? Как будут потрачены выделенные федеральным центром в виде кредита 10 млрд руб.?

- Во многом благодаря поддержке Валентины Матвиенко и позиции руководства страны Петербургу выделен бюджетный кредит под 1,5% годовых в размере 10 млрд руб. Этих денег не хватит на реализацию "Аэроэкспресса", сам проект подороже. Мы ведем переговоры с РЖД, компанией, которая занимается этими перевозками, и нашими инвесторами, в том числе группой "ЛСР", чтобы собрать блок соинвесторов. Как я уже говорил, этот проект нужен не столько для ЧМ-2018, а в принципе для развития города. Вопрос состоит еще в том, откуда его пустить. Прорабатываем два варианта: с Балтийского или Витебского вокзала. В начале 2016 года примем окончательное решение.

Кредитные средства пойдут на строительство транспортно-пересадочного узла в Петербурге, необходимой инфраструктуры в Пулково, а также развязок с существующими автомобильными и железнодорожными магистралями. Общая стоимость проекта оценивается в 16-18 млрд руб.

- К сожалению, не обойти тяжелую тему для города – это авиакатастрофа в Египте. Какие идеи по созданию памятника обсуждаются?

- Идея абсолютно правильная. Это жуткая трагедия для всего города, никто равнодушным не остался. Координатором обсуждения темы является общественная организация "Прерванный полет", созданная родственниками погибших в авиакатастрофе под Донецком. Памятник жертвам катастрофы над Синаем необходим, чтобы родственникам было куда прийти.

Но при этом время сейчас нам диктует и еще одно решение. Считаю, нам надо подумать и где-то в удобном для всех и доступном месте, ближе к центру города, поставить памятный знак всем жертвам катастроф, стихийных бедствий, террористических актов. Будем еще обсуждать. Но в городе должен быть мемориал, куда можно прийти и поклониться памяти жертв терактов, катастроф и техногенных аварий. Там же можно будет проводить все траурные и памятные мероприятия.

- Будет конкурс на создание памятника?

- Когда определимся по месту, проведем конкурс. Памятник всем погибшим, возможно, будет создаваться не только за счет пожертвований, но и в той или иной форме с участием городского бюджета.

- Возвращаясь к ЧМ-2018, насколько сейчас оценивается готовность Санкт-Петербурга? Что нужно сделать по тренировочным базам? Когда будет запущен проект по строительству гостиниц эконом-класса?

- Как и все, что мы делаем, новые льготы на строительство гостиниц мы предоставляем, потому что это нужно для развития Петербурга, мы их не увязываем исключительно с ЧМ-2018. В городе порядка 30 тыс. номеров, что почти вдвое превышает потребности чемпионата. Просто нам немного не хватает гостиниц класса "три звезды". Сейчас главное – пройти классификацию до 1 июля 2016 года. На сегодняшний день классифицировано 34 гостиницы более чем на 4 тыс. номеров.

Что касается тренировочных баз, то к нам регулярно приезжают представители FIFA, никаких претензий по сроку подготовки и качеству они не предъявляли. Места определены, работа ведется, и у меня нет никаких сомнений, что к весне 2017 года мы их запустим. По стадиону тоже уже 80% работ завершено. Представителей FIFA здесь тоже все устраивает.

- Какая ситуация с фан-зоной?

- По фан-зоне с прежним руководством FIFA мы не договорились. У них есть настойчивое желание организовать ее на Дворцовой площади. Мы, конечно, любим футбол, но живем не им одним. К нам приезжают не только футбольные туристы, им и жителям нашего города тоже хочется побывать на Дворцовой площади, сходить в Эрмитаж. Да Дворцовая и не предназначена для выполнения такой функции, как фан-зона с большими экранами для трансляций и прохладительными напитками. Мы предложили альтернативные варианты: парк 300-летия, площадь перед СКК и сам СКК в том числе, стрелку Васильевского острова, "Ленэкспо".

Мы понимаем, что есть обязательные международные требования к проведению чемпионата мира. Но это ни в коем случае не должно быть в ущерб интересам жителей нашего города и гостей. Будем работать с организаторами и разъяснять свою позицию.

- На период чемпионата мира по футболу стадион будет называться "Санкт-Петербург". После чемпионата название сохранится?

- Стадион "Санкт-Петербург" звучит мощно. Хотя, мне кажется, его можно было бы назвать и по месту – "Крестовский". Прецеденты, когда названия арен привязаны к местности, есть и в мировой практике – "Уэмбли", "Берси", "Маракана".

Есть предложения и идеи назвать стадион в честь какого-либо выдающегося футболиста, прославившего команду и город. У нас таких личностей было немало. Это и Павел Федорович Садырин – тренер нашего "Зенита", который вывел его впервые в чемпионы. Это игроки, которые прославили и "Зенит", и Ленинград, и Петербург, играли в сборной.

Мне кажется, что здесь торопиться не надо. Нужно подумать и, может быть, жителей города спросить – провести массовый опрос. Причем необязательно это делать до чемпионата мира, можно и после.

- Может ли название стадиона быть связано с тем, кто будет им управлять?

- Если честно, как болельщик "Зенита" я был бы не против, чтобы стадион назвали "Зенит-арена". Красиво звучит. Но с учетом того, что стадион уникальный не только в нашей стране, но и по меркам северной Европы, наверно, есть смысл спросить горожан. И выбрать самое оптимальное решение, которое всех устроит.

- Когда будет выбрана управляющая компания для стадиона?

- С начала 2016 года планируем соответствующую работу провести и оформить документы.

- Это будет "Зенит"?

- Логично передать стадион "Зениту". Вы знаете, что есть такие предложения. Мы прикидывали, что на его обслуживание понадобится, как минимум, примерно миллиард рублей в год. Из бюджета эти деньги тратить большого желания нет. Проще передать стадион в управление. Но при оформлении соответствующего договора предусмотреть возможность для города проводить там без затрат свои мероприятия. Спортивные, культурно-массовые, общественные. То есть город будет максимально извлекать для себя из этого стадиона пользу, а всем остальным займется управляющая компания. Здесь я особых проблем не вижу.

- Какова судьба реализации проекта реставрации и преобразования Апраксина двора?

- История у проекта действительно длительная. Идея гармонично вписать Апраксин двор в общественно-культурное и деловое пространство Петербурга никуда не ушла. Главная сложность заключается в том, что там огромное количество собственников. Мы работу над проектом продолжаем.

Пока мы рассматриваем обе концепции: как разработанную "Студией 44", так и вариант, предложенный архитектурным бюро Тимура Башкаева. Параллельно ведется оптимизация финансовой модели проекта. С начала следующего года планируем запустить в работу управляющую компанию, которая будет принадлежать городу на 100%. Задачи этой компании – всех собственников объединить за столом переговоров и подключить к решению проблемы. Потому что городу в любом случае придется вкладываться в инженерию и в реставрацию, поскольку там есть объекты культурного наследия. Но мы хотим, чтобы собственники тоже вносили свои средства в ту же реставрацию. Серьезные вложения придется делать. Но это центр города, и мы обязательно будем этим проектом заниматься.

- Есть также инвестиционный проект в "Пулково-2". Уже нашелся инвестор?

- Strategy Partners Group разработала концепцию, которая подразумевает создание на этой территории центра международной торговли. Там будут располагаться конгрессно-выставочные, офисные и торгово-складские площадки. Мы эту концепцию рассматриваем, она на стадии подготовки предпроекта. Инвестором может стать как раз та компания, которая эту концепцию предложила.

- В 2015 году туристический поток в Санкт-Петербург вырос. Значит ли это, что изменилась туристическая привлекательность города? Как город будет в будущем привлекать туристов?

- Наш город уникальный, и он остается привлекательным уже 300 лет. Я уверен, что так будет и дальше. Мы ожидаем, что в этом году наш город посетит 6,5 млн туристов. Это в принципе рекорд, причем на фоне падения числа иностранных гостей. Но мы перекрыли это сокращение за счет роста внутреннего туризма. Существенно вырос поток туристов из Китая, примерно в полтора раза. Мы в течение трех последних лет проводили серьезную работу по продвижению Петербурга на этот рынок, разработали специальные маршруты, и сегодня видим результаты.

- Какой турпоток ожидается в следующем году?

- Мы надеемся, не ниже, чем в этом. Помимо познавательного туризма мы все больше развиваем событийный и деловой туризм. Например, летом следующего года мы планируем провести грандиозный концерт на Стрелке Васильевского острова под условным названием "Музыка на Неве". Я думаю, он привлечет немало туристов. В ноябре планируем провести ресторанную неделю. Город выиграл несколько заявок на крупные конгрессы: у нас пройдут Конференция европейской ассоциации учителей истории, Конгресс международной ассоциации добровольческих организаций.

Мы с оптимизмом смотрим и на перспективы развития внутреннего туризма. Здорово, что соотечественники опять поехали к нам. Я считаю, что любой россиянин должен хотя бы раз в жизни обязательно побывать в Москве, Петербурге, на Байкале, на Дальнем Востоке и на Урале.

- Власти города рассматривают возможность введения туристического сбора? Это общемировая практика, особенно для городов, которые входят в список ЮНЕСКО.

- Мы регулярно этот вопрос обсуждаем, но решили пока воздержаться с учетом экономической ситуации. А дальше посмотрим. Если почувствуем, что город получит эффект, причем не сиюминутный, а на перспективу, то не исключаю, что когда-нибудь такое решение будет принято. Но сегодня, особенно по отношению к нашим согражданам, это было бы не совсем правильно. В 2016 году такой сбор точно вводиться не будет.

- Появился ли инвестор у проекта строительства зоопарка?

- Мы окончательно определились с местом: жители города высказались за Ржевку. Я тоже это решение поддерживаю. Но там часть земли принадлежит федералам, и сейчас мы ведем диалог с федеральным центром по поводу возможного использования этого участка под зоопарк. Я надеюсь, что в следующем году мы завершим переговоры по земле.

Могу сказать, что есть минимум два потенциальных инвестора, которые проявляют интерес к строительству зоопарка. Обе компании – российские. Вообще было бы неплохо за счет внебюджетных средств построить современный зоопарк с соответствующей инфраструктурой. Скорее всего, по схеме государственно-частного партнерства.

- Как сейчас обстоят дела со строительством транспортного обхода центра, получится ли соблюсти сроки?

- С учетом экономических реалий вряд ли мы сможем выдержать заявленные ранее сроки. Работы продолжаются. Эта магистраль очень важна и для снижения нагрузки на наши памятники, и для удобства петербуржцев. Сейчас приводят в порядок Синопскую набережную, идет строительство развязки с Обводным каналом. Там работал "Мостротрест 6", у них возникли определенные проблемы. Стройка приостанавливались. Но сегодня ситуация нормализована, и к началу 2017 года объект будет завершен.

- Каким вы видите будущее "Ленэнерго", где недавно был назначен новый ио руководителя?

- У Петербурга официально доля в "Ленэнерго" – 29%, но мы договорились, что город получит 6 мест в совете директоров из 13 человек. Представители города будут принимать решения в интересах Петербурга и его жителей. Это могут быть и чиновники, но зарплату они там получать не будут.

Консолидация даст как минимум порядка 20% экономии при объединении инвестиционных программ. Причем без потери качества, за счет исключения дублирующих мероприятий. Город планирует и в дальнейшем очень серьезно влиять на инвестиционные планы по развитию сетей.

Вообще главная цель объединения – существенно повысить надежность электроснабжения города. Кроме того, мы рассчитываем решить проблемы с затягиванием сроков подключения к электросетям новых домов и технологическим присоединением предприятий.

- Какие у вас ожидания на 2016 год?

- Я не склонен преувеличивать наши будущие успехи. Но итоги 2015 года дают основания заглядывать в будущее с определенной долей скромного оптимизма. Это значит, что наши стартовые позиции в 2016 году будут несколько лучше, чем мы ожидали. Мы рассчитываем, что наши программы по импортозамещению и развитию собственного производства помогут еще больше повысить уровень диверсификации экономики Петербурга. Надеемся сохранить и ту динамику, которую нам удалось придать отношениям между властью и бизнесом в 2015 году. Поэтому задача на 2016 год – "подрастить" доходы бюджета на пару процентов.



версия для печати    |    сообщить новость    |    копировать в блог


Другие материалы раздела
  23.11.17 18:26
Президент Ассоциации "НП "ККС" А.Харламов:
"Мы видим поступательное движение в реформировании лесного и земельного законодательства"
.
  10.11.17 13:33
Вице-губернатор Заполярья А.Тюкавин:
"Мурманская деловая неделя уверенно привлекает новых инвесторов"
.
  30.10.17 17:31
Мэр Калининграда А.Ярошук:
"По итогам подготовки к ЧМ-2018 мы получим обновленный и более комфортный Калининград"
.
  11.10.17 12:57
Замдиректора Пулковской обсерватории Ю.Наговицын:
"РФ пользуется западными данными для изучения Солнца, нужна отечественная система телескопов"
.
  09.10.17 10:56
Начальник Спецуправления ФПС N48 МЧС России В.Туник:
"Все слагаемые национальной безопасности в Заполярье под надежной защитой"
.
  05.10.17 13:03
Ректор Академии Русского балета им.Вагановой Н.Цискаридзе:
"Иногда мне кажется, что мир сходит с ума"
.
  27.09.17 13:48
Худрук Петербургского дома музыки С.Ролдугин:
"Российские музыканты востребованы в мире, несмотря на санкции"
.
  14.09.17 09:06
Генеральный директор ЗАО "Биокад" Д.Морозов:
"Потенциал рынка дженериков будет исчерпан в течение двух лет"
.
  08.09.17 15:11
Председатель комитета по строительству Ленинградской области В.Жданов:
"Программа расселения аварийного жилья выполнена на 99%, в новые квартиры переехало 16,5 тыс. человек"
.
  08.09.17 13:20
Художественный руководитель Александринского театра В.Фокин:
"Количество зрителей в зале не определяет художественный уровень спектакля"


предыдущаяследующая

Поиск  Выбор даты 

Поиск:
 за период:
с 
по 
 



Точка зрениявсе материалы
 




  Об "Интерфаксе"   |   Контакты   |   Реклама на сайте

Rambler Top100    

Партнер Рамблера

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

     

Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса".

Copyright © 1991-2017 Interfax. Все права защищены.

Условия использования информации    |    Запрещено для детей    |    Политика обработки персональных данных
разработка : web.finmarket