Эксклюзив 1 марта 2016 г. 13:49

Директор Юсуповского дворца Н.Кукурузова: "Мы сохраняем историю дворянского дома для будущих поколений"

Директор Юсуповского дворца Н.Кукурузова: "Мы сохраняем историю дворянского дома для будущих поколений"

            Юсуповский дворец на Мойке - один из немногих дворянских особняков Петербурга, где сохранились как парадные апартаменты, так и жилые покои семьи Юсуповых, памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу "энциклопедии петербургского дворцового интерьера". Этот уникальный историко-культурный ансамбль, имеющий европейскую известность, открыт сегодня для экскурсий, правительственных и дипломатических встреч, международных конференций и театрально-зрелищных мероприятий. Здесь постоянно ведется реставрационная работа и создаются новые проекты. В конце 2016 года исполняется 100 лет со дня убийства Григория Распутина, имя которого навсегда останется связанным с дворцом. О текущих проектах и дальнейших планах Юсуповского дворца рассказала в интервью "Интерфаксу" директор музея Нина Кукурузова.

            - Нина Васильевна, какие реставрационные работы были проделаны в последние годы и какие еще предстоят?

            - Дворец и его коллектив пережили вместе со страной все тяготы и лишения XX века: годы послереволюционной разрухи, блокаду, распад Советского Союза, отсутствие финансирования, но в самых сложных ситуациях вопросы сохранности и реставрации интерьеров и предметов были первостепенными. Каждый раз при реставрации мы сталкивались с комплексом сложнейших проблем. Например, при реставрации Мавританской гостиной, открытой в конце прошлого года, открылись проблемы, связанные с многочисленными перестройками в XIX веке, и с ошибками предыдущих реставраций. Постоянно преподносят сюрпризы слабые грунты из-за болотистой почвы. Но при этом реставрационные работы дают возможность выявить интересные исторические детали: фамильный герб в Мавританской гостиной; подлинную отделку столовой Феликса Юсупова; исторические фасады Прачечного флигеля; замечательную живопись на сводах Белоколонного зала.

            На протяжении многих лет, и в этом заслуга коллектива, Юсуповский дворец посещаем, любим гостями и жителями города и, безусловно, является успешным проектом.

            Одновременно мы всегда понимали, что дворец является лишь частью старинной городской усадьбы, занимающей территорию от набережной Мойки до улицы Декабристов, которая на протяжении многих лет представляла собой ряд построек, принадлежащих разным хозяевам. И объединение усадьбы в ее исторических границах являлось нашей задачей.

            - А сколько бюджетных средств было выделено за последние пять лет?

            - С 2010 по 2015 годы около 140 млн рублей было выделено из бюджета и еще более 200 млн вложено коллективом. Мы тратим очень бережно, потому что сами зарабатываем. Когда к нам присылают подрядчика, мы тщательно изучаем не только репутацию организации, но и специалистов, работающих в ней. Очень внимательно следим за тем, как ведутся работы.

            Безусловно, такой объект, как наш дворец, нуждается в государственной поддержке. Основная программа воссоздания усадьбы по предварительным сметам составляет 490 млн рублей.

            В этом году прошел тендер КГИОП на продолжение реставрации кормильца дворца - Белоколонного зала на сумму 50 млн рублей. Что выделят дальше, посмотрим. Но мы рассчитываем и на себя - скоро лето, туристический сезон, появятся деньги, и мы продолжим восстановление усадьбы. Пока же готовим документацию на объекты.

            - Вы упомянули домашний театр. Расскажите о его истории, о том, как он используется сейчас?

            - Это уникальный театр, созданный в XIX веке и дошедший до нас в первозданном виде. Здесь выступали Федор Шаляпин и Полина Виардо, петербуржцы слушали оркестры под управлением Михаила Глинки, Юрия Темирканова, пели солисты Мариинского и Михайловского театров. Домашний театр всегда был настоящим центром великосветской жизни Санкт-Петербурга. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей, членов императорской семьи.

            - А какой репертуар у театра сегодня?

            - Наш театр – уникальный интерьер, представляющий собой классический итальянский театр, только в миниатюре. В нем всего лишь 170 мест, поэтому мы очень трепетно относимся к выбору концертного и театрального репертуара, чтобы и сегодня сохранять и поддерживать музыкальные традиции, заложенные князьями Юсуповыми.

            В театре традиционно проводится творческие встречи. Здесь выступали Эльдар Рязанов, Евгений Миронов, Андрей Толубеев очень любил наш театр. На сцене театра мы проводили фестиваль, посвященный искусству "Серебряного века", в рамках которого выступали Алиса Фрейндлих, Алла Демидова и другие звезды театра и кино.

            При подборе репертуара театра мы всегда стараемся сделать так, чтобы это было интересно всей семье. Спектакли мы ставим именно с этой целью. Неизменным зрительским успехом на сцене театра Юсуповского дворца пользуются оперетты Штрауса, Легара, Кальмана.

            Для наших юных зрителей мы разработали цикл развлекательно-познавательных встреч "Волшебный мир дворца". Каждая из таких встреч посвящена отельной теме: "Приглашение на бал", "Волшебный мир театра", "Сокровища Юсуповых", "Семейный альбом" и другие. В каждую встречу входят интерактивное путешествие по залам дворца с соответствующими конкурсами, викторинами, историческими сценками и небольшая тематическая постановка на сцене нашего театра.

            В этом году в Юсуповском дворце появилась новая театральная и выставочная площадка - Конюшенный флигель, в котором на новогодние праздники проходила голографическая елка. Это помещение, воссозданное в стиле лофт, является ярким примером современного интерьера в родных классических стенах.

            - Сейчас во дворце проходят балы, которые вы проводили раньше?

            - Нет. Бал - очень дорогое удовольствие. Первые два бала мы проводили, имея спонсоров, и они покрывали половину затрат. А сейчас со спонсорством тяжеловато. Но я бы хотела рассказать о благотворительности на другой проект – восстановление домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. До 1917 года благотворительность являлась нормой жизни состоятельных людей. И мы очень рады тому, что на примере нашего храма мы видим, что традиции возобновляются и живут.

            К сожалению, до сих пор нет закона о меценатстве. Может быть, сегодня мы недостаточно хорошо доносим до потенциальных меценатов наши нужды, но мы искренне признательны всем, кто нас услышал и откликнулся. Денег не так много нужно, зато память о человеке, жертвующем на то или иное дело, останется в Петербурге всегда. Вот, например, как мы восстанавливали домовой храм: каждый благотворитель покупал икону, и она так и оставалась с его именем…

            - Расскажите поподробнее про храм.

            - Он был создан в конце XIX века по проекту Кенеля как домовой храм. Он не действовал почти 80 лет. В 1930-ых годах церковь была полностью разрушена и превращена в лекционный зал с плоским потолком. Масштабные работы по воссозданию церкви начались в 2005 году и продолжаются сегодня. За 9 лет удалось восстановить архитектурный облик и иконостас, расписать храм, завершить устройство притвора церкви с дубовой лестницей. В конце 2014 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм, и сегодня он открыт для проведения таинств крещения и венчания. Это также и интерьер дворца, который можно посетить с экскурсией.

            Вообще Юсуповы были очень религиозными людьми, для них это была не дань моды, а совершенно искреннее убеждение.

            - Что, по вашему мнению, больше всего привлекает посетителей в музей, помогает ли история с Распутиным?

            - Эта тема - наш крест. Она сложна и трагична. Одновременно это то, что, безусловно, привлекает туристов, поскольку за рубежом Распутина знают, наверное, больше, чем Юсуповых. Российских граждан больше привлекает сам особняк, в котором, несмотря ни на что, сохранилась атмосфера старинного жилого дома. Мы же стараемся развивать этот историко-бытовой аспект при помощи выставок, лекций, реконструкции бытовых интерьеров, театральных действий.

            - Расскажите об этом подробнее.

            - Мы стараемся уравновесить коммерческую и некоммерческую составляющие нашей жизни. Никуда не уйти от необходимости зарабатывать деньги в высокий сезон -так живет любой музей Петербурга. В это время все силы уходят на организацию этого сложного и важного процесса.

            Одновременно мы расцениваем себя как учреждение культуры и для нас столь же важна просветительская и образовательная работа. В этом году при поддержке комитета по культуре Петербурга мы начали историко-культурный проект "Юсуповский дворец сто лет назад. Последние дни старого мира". Это не политическая тема, а тема размышлений, познаний, взгляд на исторические факты столетней давности. Нам очень хочется, чтобы люди сегодня знали историю, понимали, что нужно учиться на ошибках прошлого.

            Мы приглашаем ведущих историков страны. Несколько раз в месяц у нас проходят лекции, на которых царит живая атмосфера спора, разговора, люди не боятся задавать волнующие вопросы и получают ответы от лучших специалистов страны.

            К нам приезжал из Москвы директор Государственного архива России Сергей Мироненко, профессор Екатеринбургского университета Сергей Нефедов. Эти лекции проходят при участии историков петербургского Института истории Академии наук – Игоря Лукоянова, Владимира Носкова, Владимира Лапина.

            Исторический диспут, новая форма, предложенная Юсуповским дворцом, также вызвала горячий интерес публики.

             - Во дворце регулярно проходят выставки. Какие экспозиционные планы на этот год?

            - В самом дворце мы проводим цикл выставок совместно с Государственным Эрмитажем. В конце этого года запланирована выставка, посвященная Юсуповым как собирателям и ценителям искусства. На несколько месяцев во дворец вернутся около 30 работ из собрания князей Юсуповых. Для нас это, конечно, серьезные затраты - перевозка, страховка, сохранность, но это большая радость, там много интересных вещей как для нас, так и для посетителей. Планируются выставки в рамках историко-культурного проекта "Юсуповский дворец 100 лет назад. Последние дни старого мира".

            Если говорить о Конюшенном флигеле, то за последний год у нас прошли международная выставка акварелистов "Арт-Мост Акварель", ювелирная выставка "Мир камня", музыкально-художественная выставка "Синергия света, живописи, музыки", фэшн-показы, до 30 апреля действует фотовыставка "Распалась связь времен".

            - А какие мультимедийные программы внедрены в музее?

            - Первое, с чего мы начали, - автоматизировали билетную систему, чтобы сократить очередь и оптимизировать работу музея. Результатом этой системы стала продажа билетов на сайте. Это то, о чем просили все наши клиенты и гости и что позволило нам увеличивать количество посетителей, а им - тратить меньше времени.

            Второе, что мы сделали, - создали интерактивные столы с большим объемом информации об истории дворца, роде Юсуповых, коллекции нашего дворца и всех его проектах.

            Третий момент — это мобильное приложение Юсуповского дворца, аудиогид, который работает по блютуз-технологии. Принцип в том, что человек покупает билет, скачивает экскурсию на свой мобильный телефон, входит в залы и получает информацию. Это очень удобно. Посетитель может узнать все просто с телефоном в кармане.

            - Какова структура посетителей дворца? Много ли иностранцев?

            - Туристический рынок очень динамичен. Мы не замечаем сильного уменьшения потока иностранных посетителей при том, что поток российских туристов значительно возрос. В новогодние праздники, когда были морозы, мы даже не справлялись, образовывались очереди в кассы и люди жаловались. Пространство парадного вестибюля не рассчитано на такое количество посетителей, поэтому для нас важна музеефикация усадьбы, что позволит распределить туристические потоки с Мойки и с улицы Декабристов, открыть дополнительные кассы.

            - В прошлом году вы возглавили Общественную палату при губернаторе Петербурга. Какие цели и задачи вы видите для себя на этом посту?

            - Если говорить честно, я пока вхожу в курс дела. Сейчас мы опросили всех членов Общественной палаты - а их 100 человек, каково их видение работы органа, как позиционирует себя каждый, как видит себя. Мы переформировали комиссии, сейчас их десять, утверждаем их состав и председателей. Каждая из них берет на себя по несколько вопросов, и сейчас мы формируем задачи на 2016 год. Кроме того, мы намерены обновить сайт, сделать его более эффективным.

            - Будет какой-то новый подход в функционировании Общественной палаты?

            - Да. Безусловно, изменения в формировании состава палаты будут. Любая работа должна быть полезна обществу, иначе зачем на нее тратить силы? Мне кажется, вопросы диктует время. В работе Общественной палаты тоже назрели перемены. Круг вопросов огромен, главное - выбрать то, что нужно именно нашему городу и нашим гражданам.

Контроль – это очень ответственная работа, а общественный контроль – вдвойне. Мнение общественности должно помогать правительству принимать правильные решения. Самое главн

            - На ваш взгляд, эта общественная должность поможет вам решать проблемы памятников культуры Петербурга?

            - Полагаю, это поможет привлечь внимание к музейным проблемам, к вопросам сохранения культурного наследия, вопросам просвещения, образования, которые исторически являются главными в музейной работе.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще