В Ленинградской области завершилась реализация программы переселения граждан из аварийного жилья. Об итогах этой программы, а также о трудностях и особенностях работы с жителями региона в интервью информационному агентству "Интерфакс" рассказал председатель комитета по строительству Ленинградской области Виталий Жданов.
- Виталий Владимирович, какие результаты показал регион при завершении программы переселения граждан из аварийного жилья?
- Первая программа переселения граждан из аварийного жилья действовала с 2008 по 2012 год. Программа, которую мы завершили в этом году, также была рассчитана на пять лет, но при этом целевые показатели были увеличены втрое. Если к 2012 году мы расселили 286 аварийных домов, то в 2017 году эта цифра выросла до 941. Всего за период действия программы 2013-2017 годов было расселено более 12 тыс. человек, построено 139 домов и приобретено 528 квартир общей площадью свыше 26 тыс. кв. м. Стоимость программы составила 7,5 млрд рублей. За период действия двух программ с 2008 года в новые квартиры переехало 16,5 тыс. человек.
- С какими проблемами в регионе столкнулись при реализации программы?
- Основные проблемы связаны с работой местных администраций и подрядчиков. В Рахье и поселке им. Свердлова конкурсы на аренду земельного участка под жилое строительство выиграли организации, которые своей целью видели лишь собственную выгоду в виде перепродажи участка. Строить дом там никто не собирался, а потенциальных покупателей не нашлось, потому что в этих населенных пунктах нет спроса на новое жилье. В результате строительство не велось, программа простаивала, и администрации пришлось в срочном порядке приобретать квартиры на вторичном рынке.
Часто конкурсы выигрывали небольшие компании, не имеющие оборотных средств без опыта работы и с низким уровнем квалификации работников. Это происходило по причине низкой стоимости квадратного метра, которая составляет 36 тыс. 431 рубль.
Из огромного количества муниципальных образований всего 10% должным образом проводили работу с гражданами. Для того чтобы успеть вовремя переселить людей, нужно собирать их на начальном этапе, объяснять механизм переселения, выяснять, где они хотели бы жить территориально, во вторичном или новом жилье и т.д. Большая ошибка, которую допустили муниципалы - это работа с гражданами на стадии заключения договоров социального найма. Именно тогда выяснилось, что часть людей фактически не живут в аварийных квартирах, а часть не хочет переезжать по разным причинам. И в последний момент администрация начинала объявлять отсутствующих граждан в розыск, подавать иски в суд на выселение. Местная администрация обязана проводить информационную работу с гражданами с самого начала. Это четко прописано в условиях реализации программы. Со своей стороны мы еженедельно проводили обучающие семинары с сотрудниками администраций, в индивидуальном порядке оказывали консультации.
Кроме того, среди жителей аварийных домов иногда встречаются малоимущие, беженцы и люди с низкой социальной ответственностью. Они не всегда могут оплатить задолженность по квартплате, сделать необходимые справки для проведения сделки мены. Были случаи, когда сотрудники администрации выводили людей из запоя, сопровождали их в организации для оформления и получения паспортов и других документов.
Примерно 25 домов по программе не успели выполнить работы вовремя из-за проблем с энергоресурсными организациями, которые оттягивали срок подключения объектов к внешним сетям.
Еще одна проблема связана с банкротством компаний сразу после того, как дом был введен в эксплуатацию. В этом случае возникают вопросы по гарантийному обслуживанию квартир, и администрация берет на себя эти обязательства.
- Программа завершена полностью?
- Есть так называемые непредвиденные обстоятельства, которые по сути являются допустимой погрешностью. Завершить программу на все 100% не представляется возможным на данный момент по причине судебных споров, проведения розыскных мероприятий в отношении граждан, не проживающих в аварийном доме, и сложной процедуры вступления в наследство. Кроме того, естественная убыль населения составила 83 человека.
В течение пяти лет мы одновременно работали с огромным количеством муниципальных образований. За весь период в программе приняли участие около ста муниципалитетов. В итоге к 1 сентября мы подошли с очень хорошими результатами переселения. Проценты выполнения программы - около 99%. В соответствии с методическими рекомендациями Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 16 октября мы направим итоговый отчет о завершении реализации программы.
- Граждане обращаются с жалобами на качество предоставляемого жилья. Как решаются такие проблемы?
- Есть реестр обращений по вопросам качества жилья. Каждая жалоба отрабатывается в индивидуальном порядке, это полномочия местной администрации. В рамках поручения президента до 31 декабря 2017 года мы должны устранить все имеющиеся замечания. Их не так много, поэтому нет сомнения, что все сделаем в срок.
- Как проходит работа с администрациями районов?
- У меня с самого начала была позиция, что сопровождать реализацию программы в муниципалитетах необходимо от начальной до самой последней стадии. Несмотря на то, что в соответствующем отделе комитета по строительству с программой переселения работают всего четыре человека, только мы и специалисты фонда ЖКХ могут давать грамотные консультации. Моим специалистам иногда приходилось буквально брать за руку сотрудников администрации, выезжать с ними по жалобам, оформлять в Росреестре договоры соцнайма и т.д.
- Общение с гражданами происходило исключительно через администрацию? Сами жители как реагировали на факт переселения?
- Мы очень много общались с жителями, я не раз лично проводил встречи в местных администрациях, ежемесячно осуществлял прием граждан в комитете по строительству. Были граждане, которые на стадии закладки фундамента уже жаловались во все инстанции, предугадывая, как им показалось, что дом строится неправильно. Были и такие граждане, у которых в собственности находилось несколько квартир в Петербурге и загородные дома в Ленинградской области, при этом прописаны они были в аварийном доме, и по закону мы обязаны были их расселять.
В целом мы слышали очень много положительных отзывов. Дорогого стоит видеть счастливых людей, которым мы вручали ключи от новых квартир.