Эксклюзив 24 сентября 2018 г. 12:00

Руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" А.Волков: "Лизинг - индикатор активности инвестдеятельности в отраслях"

Руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" А.Волков: "Лизинг - индикатор активности инвестдеятельности в отраслях"

Компания "Балтийский лизинг" по итогам января-июня 2018 года увеличила объем нового бизнеса на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (к 1 июля он достиг отметки в 19,5 млрд рублей) и зафиксировала интерес участников рынка к новым продуктам. О том, какие направления компания планирует развивать, рыночных тенденциях и перспективах внедрения новых механизмов в отрасли в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" рассказал руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами "Балтийского лизинга" Андрей Волков.

- Андрей Юрьевич, расскажите о результатах работы компании за I полугодие.

- По итогам первого полугодия 2018 года объем нового бизнеса (стоимость лизингового имущества без НДС) "Балтийского лизинга" превысил 19,5 млрд рублей, что на 20% больше аналогичного показателя 2017 года. Всего за отчетный период компания заключила 7648 договоров финансового и операционного лизинга, побив свой прошлый рекорд за первое полугодие больше, чем на 1000 сделок. Мы достигли всех плановых показателей, которые поставили в качестве целей на I полугодие: и по количеству сделок, и по объему нового бизнеса, и по его структуре. К сожалению, для нас стало большим сюрпризом то, что рейтинговое агентство "Эксперт РА" в этом году отказалось от составления рейтинга лизинговых компаний по итогам полугодия. Обычно эту статистику мы использовали для годового планирования, так как итоги за девять месяцев появляются в декабре, когда все планы уже сверстаны и бюджет на будущий год посчитан. Соответственно, теперь этой базы нет, и охарактеризовать картину по рынку в целом по итогам полугодия можно только экспертно.

- На что, в таком случае, можно ориентироваться?

- На информацию в открытых источниках и отраслевые конференции, где мы с коллегами достаточно открыто обсуждаем, что происходит на рынке. Сейчас мы видим, что продолжается развитие сегмента авиационного лизинга, часть компаний уходит в розничный бизнес, появляются новые компании. Судя по интенсивности конкуренции, которую мы ощущаем, на рынке динамика есть. В 2017 году рынок достиг 1 трлн 95 млрд рублей, увеличившись на 40%. По итогам 2018 года такого подъема, конечно, не будет, но объемы все равно вырастут существенно.

- Можно ли как-то оценить текущую долю "Балтийского лизинга" на рынке?

- Пока только по итогам 2017 года, согласно данным "Эксперт РА", наша доля от общего объема рынка превышает 3%, а если ориентироваться на объем нашего сегмента, то есть без учета ж/д- и авиатехники - то больше 5%. Мы ориентируемся на показатель объема нового бизнеса, по которому также оцениваются и европейские лизинговые компании. "Балтийский лизинг" сохранил позиции в 2017 году - был седьмым, как и в 2016, и в 2015 - хотя в прошлом году в определенный период перемещался и на шестое место. В нашем бизнесе есть определенная сезонность: третий и четвертый кварталы, как правило, показывают серьезную динамику.

- По какому направлению с начала года зафиксирован наибольший рост?

- Достаточно сильно выросло направление спецтехники - около 70% LfL. Такой рост в значительной мере обеспечен программой Минпромторга РФ, которая работает уже второй год, и которая достаточно успешно поддерживает бизнес наших клиентов и, следовательно, нас. Поддержка министерства в части приобретения колесной техники помогла рынку в посткризисный период, программа по спецтехнике появилась чуть позже и набирает обороты. В целом стоит отметить, что лизинг - индикатор активности инвестиционной деятельности в отраслях.

- Как чувствует себя сегмент лизинга автотранспорта, и растет ли доля физических лиц, которые хотят использовать такой механизм для приобретения машины?

- Автосегмент всегда в лидерах, и в нашем бизнесе он занимает долю около 62%, примерно поровну распределяясь между легковыми, LCV автомобилями и грузовиками. Что касается спроса со стороны физических лиц, то это один из перспективных лизинговых продуктов, который, мы надеемся, будет развиваться. Сейчас такая услуга для физических лиц, как и для юридических, облагается НДС, что удорожает для клиента продукт, но нам все равно есть, чем конкурировать с классическими кредитами. Это те преференции, которые лизинговые компании, как оптовые покупатели, имеют в ассортименте марок автотранспорта и возможности существенно снизить текущие платежи, потому что лизинговая компания готова взять на себя остаточную стоимость.

- Какое именно финансовое преимущество можно получить?

- Допустим, клиент покупает машину за 1 млн рублей в кредит. Еще 250 тыс. рублей он заплатит в качестве процентов, еще 200 тыс. рублей - за страховку на три года, и 200-250 тыс. рублей - за сервис, регистрацию и транспортный налог. Итого - 1,7 млн рублей. Что через три года среднестатистический автовладелец будет делать с машиной? Пытаться продать, вернув тем самым 550-600 тыс. рублей, то есть около половины от начальной стоимости. При этом, 1,1 млн рублей он все равно заплатил за эксплуатацию в виде снижения остаточной стоимости, в виде процентов и расходов на эксплуатацию. Лизинг же предлагает не отдавать в течение трех лет 1,7 млн, чтобы потом пытаться получить обратно 600 тыс. рублей. Мы предлагаем просто заплатить 1,1 млн рублей, а эти 600 тыс. оставить в личном бюджете. Это то преимущество, которое в совокупности с нашими скидками, с нашими преференциями от автопроизводителей и дилеров, с преференциями по топливным программам и сервису мы готовы ретранслировать нашим клиентам.

- Что нужно для активизации развития этого направления?

- Все просто и сложно одновременно: нужно отказаться от одной из составляющих прав собственности - права распоряжения. В рамках лизинга право владения и пользования клиент имеет, а право распоряжения - нет. Именно из-за этой маленькой составляющей - непривычного ощущения, что машина "не моя", продукт сейчас не развивается теми темпами, которыми мог бы. Это понятно, ведь у нас в течение длительного исторического периода машины были недоступны, и считались роскошью, поэтому, конечно, есть и историческая память, что машина должна быть в собственности, и только так и никак иначе. Но мир меняется, и вместе с ним меняется и концепция пользования транспортом. С появлением каршеринга, с большей доступностью такси машины не должны стоять, они должны ездить и чаще меняться. Я думаю, что совокупность рыночных и пользовательских тенденций и тех инструментов, которые появляются, сподвигнут в конце концов и физических лиц на то, чтобы обращаться за услугами лизинга. В странах, где эти продукты получили развитие раньше, чем в России, в лизинг передаются и гораздо более мелкие вещи, вплоть до телефонов. Преимуществ много, но они пока в перспективе.

- Насколько такая перспектива может быть длительной?

- Надеюсь, 3-5 лет. Если на законодательном уровне будут пересмотрены подходы к налогообложению для физических лиц, это будет стимулом для более динамичного развития. Но мы направление развиваем в любом случае: есть готовые методики оценки, есть инфраструктура продукта, понятные выстроенные бизнес-процессы и, собственно, сами сделки с физически лицами. Это важно, потому что в том момент, когда плотину в итоге прорвет, и клиентский поток хлынет в данном направлении, мы к этому будем готовы. Вместе с тем, понимая необходимость переходного периода, некоторой адаптации, мы предлагаем решения и без остаточной стоимости, то есть можно взять машину "как в кредит".

- Какие регионы присутствия "Балтийского лизинга" были наиболее активны с точки зрения количества сделок и объемов нового бизнеса в I полугодии?

- Мы усиливаем наше присутствие в центральной части России, в частности, в Москве. Это один из самых больших и понятных рынков, у нас там уже два филиала. Принципиально в нашей региональной разбивке структура не поменялась: все регионы растут так же, как в 2017 году.

- Какие новые инструменты, продукты и программы появились у "Балтийского лизинга" в I полугодии и чего ждать до конца года?

- Мы планомерно дополняем продуктовую линейку крупными и важными решениями. Одно из них - как раз лизинг для физических лиц. Также мы не первый год развиваем оперативный лизинг. Это по сути, то же самое, что лизинг для физических лиц, но тут не существует проблемы НДС, так как это продукт для юридических лиц. Но "ментальная проблема" все равно сохраняется, то есть машина продолжает восприниматься как актив, хотя на самом деле она ресурс, и к ней нужно относиться именно так. В этом году мы с радостью отмечаем кратный рост обращений по оперативному лизингу автотранспорта. Это не всегда профильные обращения, но у нас есть возможность в рамках контакта с клиентом объяснить, что это такое, и в итоге количество сделок растет.

- Назовите самые крупные сделки "Балтийского лизинга" за последнее время.

- Они проходили на границе 2017-2018 годов. Одна из знаковых - сделка с АО "Московское машиностроительное предприятие имени В.Чернышёва" на поставку оборудования в рамках программы Фонда развития промышленности (ФРП) Минпромторга РФ. Мы в первой волне зашли в программу в качестве лизинговой компании-партнера, при этом сама сделка суммой около 500 млн рублей стала первой. Сейчас мы вышли на сотрудничество с ФРП Петербурга, и на рассмотрении в нем находится несколько крупных сделок с участием "Балтийского лизинга".

На самом деле мы можем похвастаться другим - это работа с сегментом малого и среднего бизнеса. В объеме новых сделок компании доля договоров с клиентами МСП более 90%. В целом - это правильно, ведь каждый должен заниматься своим делом. Например, государственные компании, имея свой ресурс, должны удивлять и радовать нас обновлением парков судов, самолетов, вагонов и общественного транспорта, то есть того имущества, которое не так просто продавать на вторичном рынке. Частный же сектор должен удовлетворять потребности клиентов в сфере спецтехники, личного автотранспорта и других, менее масштабных сферах, хотя у "Балтийского лизинга" есть компетенции и в оценке инвестиционных проектов, и в кредитном анализе, и мы умеем это делать. 

- Но в парке компании, тем не менее, есть воздушные суда и железнодорожный транспорт?

- Есть и малая авиация, и вагоны, и локомотивы, но это не наш целевой сегмент. В этом виде лизинга есть много нюансов, которые требуют специализации лизингодателей. Что касается вагонов, то они периодически появляются в парке "Балтийского лизинга", но в этом сегменте наиболее распространен оперативный лизинг, а это уже другая история, связанная с понимаем конъюнктуры рынка - куда движется арендная ставка вагонов, в какой момент эти вагоны покупать, и насколько можно рассчитывать на остаточную стоимость. Что касается малой авиации - она заметно развивается на востоке страны, в регионах с удаленными населенными пунктами, и такие сделки у нас есть - и по самолетам, и по вертолетам, - но это направление является дополнением в концепции нашей универсальности.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще