Эксклюзив 17 октября 2018 г. 13:45

Директор АТОР М.Ломидзе: "Все больше иностранцев хотят пожить в русской избе и поучиться балету в России"

Директор АТОР М.Ломидзе: "Все больше иностранцев хотят пожить в русской избе и поучиться балету в России"
Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургского международного культурного форума

Одной из секций VII Санкт-Петербургского международного культурного форума станет "Туризм", в ее рамках специалисты из разных областей обсудят, в частности, наследие Чемпионата мира по футболу, привлечение иностранцев в Россию. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, руководитель секции "Туризм" на форуме Майя Ломидзе рассказала в интервью "Интерфаксу" о подробностях этих дискуссий, а также о предпочтениях наших соотечественников по туристическим направлениям и перспективах развития привлекательности Крыма.

- Майя Арчиловна, на Петербургском культурном форуме будет обсуждаться наследие Чемпионата мира по футболу. По вашему мнению, оно привлечет в будущем туристов в нашу страну?

- Секция "Туризм" на Петербургском культурном форуме по целому ряду причин выстроена вокруг темы привлечения иностранных туристов. Для этого есть две важные предпосылки. Первая — это, конечно, сам чемпионат, который прошел блестяще, изменил представление о России, благодаря которому к нам на следующий год приедет больше людей. Это коснется не только Москвы и Петербурга, которые всегда были популярны на международном рынке. По прогнозам, больше туристов приедет и в другие города, которые не то что на международном рынке, но даже на внутреннем были не очень хорошо известны.

Вторая предпосылка — это то, что впервые за очень много лет правительство обратило внимание на въездной туризм: есть Национальный проект по увеличению несырьевого экспорта, и одна из его частей - это увеличение туризма. До конца года будет проработан целый ряд мер по поддержке въездного туризма. Мы решили всю секцию построить вокруг этих тем.

Что касается круглого стола по чемпионату, то он построен таким образом, чтобы те страны, которые принимали чемпионат в прошлом, например, Италия, Испания, и, мы надеемся, Корея, поделились своим опытом. В то же время регионы, которые принимали матчи чемпионата, рассказали о своих планах на будущее. Это регионы с разными исходными данными. Например, есть раскрученная Казань, у которой уже много опыта проведения международных соревнований. Есть Калининград, который стоит особняком, но, тем не менее, очень перспективный с точки зрения въездного туризма. И есть Саранск: я абсолютно уверена, что если опросить на улице 10 человек, 9 не скажут, где находится Саранск. Но теперь это город, где жил Роналду. В завершении круглого стола представители Катара расскажут, как и что будет сделано во время ЧМ.

- Чем можно привлечь иностранцев в Россию? Что им может быть здесь наиболее любопытно?

- Этому будет посвящен второй круглый стол, который так и называется "Что привлекает иностранцев?", и тут мы хотим дать разные срезы. Во-первых, наша аналитическая служба провела исследование, которое будет впервые обнародовано на форуме. Туристические компании, которые работают с европейскими и азиатскими рынками, расскажут о своем опыте. Например, наши уникальные природные возможности - Камчатка, Сахалин, Алтай, Байкал - интересуют туристов со всего мира, но не все туда добираются, потому что есть туристы, которые готовы погрузиться в природу, но хотят получить какой-то минимальный комфорт, что эти регионы не вполне могут предложить. С другой стороны, есть туристы, которым как раз эта инфраструктура не нужна, они хотят полного единения с природой.

С другой стороны, помимо природных объектов есть еще культурно-исторические, которые вполне экзотичны для большинства туристов, как для азиатских, так и для европейских. До сих пор, конечно, Санкт-Петербург и Москва - это must see в России. Всегда есть туристы, которые хотят идти по стандартным программам, их, как правило, большинство. Но появляется новый сегмент иностранных туристов, которые хотели бы в России посмотреть что-то абсолютно уникальное: пожить в избе, сыграть в танковый биатлон, поучиться танцевать балет.

- Из каких стран?

- Азиатских. В основном страны юго-восточной Азии. Пока это нельзя назвать ярко-выраженной тенденцией, но с учетом того, что предыдущие три-пять лет этого вообще не было, мы считаем, что это зарождение новой тенденции. В принципе, это совпадает с мировым общетуристическим трендом. Во многих странах теперь делается акцент на том, что платежеспособный клиент изменился. Ему не очень интересны массовые продукты, но при этом он не исключает из своих маршрутов города, которые есть в массовом продукте, но хочет получить что-то такое, что станет уникальным переживанием в этом месте, куда он приедет.

- Среди наших соотечественников тоже есть такая тенденция? Что наиболее популярно? Какие маршруты по России?

- У нас на внутреннем рынке немного другая ситуация. Но уже есть "туристы поколения Z", которые поедут в российские города за аутентичностью: в Тюмень, чтобы по-другому оценить путь Романовых или побывать в месте, где жил Распутин, в Салехард – посмотреть на северное сияние.

- Какие они выбирают маршруты? Москва, Санкт-Петербург? Золотое кольцо?

- Страна у нас очень большая. Нельзя говорить, что Санкт-Петербург, Москва и Золотое кольцо - это хит продаж на всей территории России. На Урале это одни маршруты, в Новосибирске - другие, на Дальнем Востоке - третьи. Другой вопрос, что плотность населения до Урала выше. Поэтому в количественных показателях Санкт-Петербург и Москва продаются больше. Но доля жителей других регионов в этом потоке небольшая. То есть в Приморье туры в Москву и Петербург менее популярны, чем во Владивосток.

- Что стоит развивать в плане туризма в России? На что делать акцент?

- Тут есть две концепции. Бизнес приветствует обе, так как они вполне имеют свое экономическое обоснование. Мы тут не изобретаем свой путь, это общемировой тренд, который прошли многие страны. Концепция первая — это поддержка и развитие массового туризма, которая дает большую загрузку, больше рабочих мест и обеспечивает приток денег в те места, где туризм развивается. Но маржинальность массового туризма, грубо говоря, доход от каждого туриста, он меньше, чем доход от туриста, который выбирает эксклюзивный продукт, например, Транссиб. Поэтому в мире есть две концепции: стимулирование развития массового сектора и стимулирование развития дорогого элитного продукта. География и история нашей страны позволяет развивать оба вида туризма. Поэтому ответ на вопрос "что лучше?" - смотря для какого региона. Бессмысленно развивать массовый туризм в Красноярском крае или, например, на Камчатке, где от массового туризма будет колоссальная антропогенная нагрузка. Точно также бессмысленно развивать только элитный туризм в Краснодарском крае или Крыму.

- Как обстоят дела у туристической привлекательности Крыма, развитии этой привлекательности? Есть ли перспективы, что туда начнут летом ездить больше, чем в Турцию?

- На самом деле, ездит примерно столько же туда, сколько в Турцию. Это устоявшийся миф. Но цифры вещь упрямая: в Крыму отдыхает около 5 млн и в Турции около 5 млн человек, в Краснодарском крае - около 15 млн человек, примерно столько же в совокупности выезжает за границу.

- То есть он не нуждается в большей загруженности?

- Он нуждается в расширении сезона. Надо, чтобы регион зарабатывал круглый год, а не только летом.

- Помимо Крыма, Краснодарского края, Турции, куда еще выезжают наши туристы больше всего?

- Если смотреть предпочтения организованных туристов за лето, то основные направления - это Турция, Россия, затем Греция, Испания, Кипр, Таиланд, Болгария, Хорватия.

- А есть ли перспективы восстановления авиасообщения с Египтом?

- 17 октября планируется встреча глав двух государств, после этого что-то будет ясно. Наши туристы надеются, что по итогам встречи могут быть объявлены сроки открытия авиасообщения с курортами Египта.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще