Пресс-релизы 21 сентября 2011 г. 13:16

По дну Финского залива проложен водовод, снабжающий жителей Кронштадта ключевой водой

По дну Финского залива на глубине 23 м проложен новый водовод (дюкер) длиной 7,5 км, по которому из Ломоносова в Кронштадт самотеком поступает ключевая вода. Этот водовод пришел на смену старому, отслужившему более трех десятков лет.

В области водоснабжения Кронштадт всегда занимал лидерские позиции. Первый водопровод здесь был построен в 1804 году. Он обслуживал морские казармы и госпиталь; жители города брали питьевую воду из колодцев и позднее - из Обводного канала. Кронштадтская водонапорная башня стала одной из первых, построенных в России - ее возвели в 1836-1839 годах по указу Николая I для обеспечения водой населения острова.

Однако вместе с тем, население Кронштадта с самого начала сталкивалось с проблемами, связанными с качеством питьевой воды. Прибрежные воды были загрязнены, и, кроме того, при западных ветрах нагонялась балтийская морская вода с высоким содержанием соли. Изменение качественных характеристик воды могло происходить в короткие промежутки времени - в течение суток и даже дня. В отдельных случаях при ухудшении качества в водопроводе городские власти привозили пресную воду для жителей города и городских учреждений из Ломоносова.

В 1968 году по дну Финского залива был проложен первый дюкер (дюкером называют напорный водовод, прокладываемый под руслом реки или пролива), по которому в Кронштадт стала поступать ключевая вода с Леволовских, Варваросинских и Гостилицких источников, расположенных в Ломоносовском районе Ленинградской области.

За три десятилетия нормативный срок эксплуатации дюкера исчерпан. В результате надежность водоснабжения потребителей в Кронштадте значительно снизилась. Кроме того, около города Ломоносов ведется строительство Морского многофункционального перевалочного комплекса - порта Бронка. Корабельный фарватер становится глубже, поэтому требовалось увеличить и глубину залегания дюкера.

Строительство нового водовода для доставки ключевой воды из Ломоносова в Кронштадт начали в 2007 году. Он стал частью формируемого комплекса управления Южной зоной водоснабжения.

Новый дюкер состоит из двух ниток, смонтированных из полиэтиленовых труб. Длина каждой нитки - 7,5 км, диаметр - 710 мм. Проложены трубы на глубине 23 м.

При строительстве дюкера использовалась технология горизонтально-направленного бурения. Упрощенно это выглядит так: сначала бур проходит под землей заданный путь, а затем, возвращаясь обратно, протаскивает захваченную трубу. Уникальность технического решения состоит в том, что скважины наклонно-направленного бурения выходят в дно Финского залива под водой и имеют большую протяженность. В России такая технология применена впервые.

Если бы работы по устройству подводной траншеи проводились традиционным методом открытой прокладки, со дна пришлось бы поднять миллион кубометров грунта. Применение современных технологий позволило уменьшить объем его разработки в 6 раз и значительно сократить сроки строительства. В результате удалось свести к минимуму негативное воздействие на экологию Финского залива.

Методом горизонтально-направленного бурения были выполнены два участка дюкера: от береговой линии Кронштадта за южную бровку реконструируемого кронштадтского корабельного фарватера, длиной 2 км; и от береговой линии поселка Бронка за северную бровку проектируемой акватории портового комплекса, длиной 1,5 км. На обоих берегах залива были установлены буровые комплексы, а для перекачки отработанного бурового раствора к установке регенерации по дну Финского залива проложили две нитки временного дюкера. Благодаря этому ни капли технологического раствора не попало в море.

На оставшемся участке - длиной 4 км - трубы дюкерного перехода укладывали в разработанную подводную траншею методом свободного погружения.

Для строительства дюкера длинномерные плети полиэтиленовых труб доставили морским путем - на двух плотах из пятнадцати секций по 500 м. Чтобы трубы, которые укладывали в подготовленную траншею, не всплывали, на плети через каждые 2 м установили железобетонные пригрузы весом 660 кг.

Подготовленные трубы по согласованию с Морской администрацией порта Санкт-Петербург буксировали на расстояние 37 км - от Красносельской станции аэрации, где была оборудована береговая база, в район производства работ. Плети устанавливали вдоль маячных свай, где их стыковали и сваривали до необходимой длины. После гидравлических испытаний обеих ниток трубопровода, трубы засыпали песком до проектных отметок.

Вода, которую пьют кронштадтцы, поступает с другого берега Финского залива - из самоизливающихся подземных источников Силурийского плато. Чистая и вкусная вода из Леволовских, Варваросинских и Гостилицких ключей подается на водопроводные сооружения, расположенные на Гантуловской горе (это недалеко от Ломоносова). Здесь она обеззараживается, и затем с отметки 73 м над уровнем моря самотеком поступает в сеть городского водопровода Кронштадта. Дюкер-водовод проходит по дну Финского залива. Ежесуточно с материка на остров поступает около 12 тыс. кубометров воды.

Система водоснабжения Кронштадта особенная, потому что в городе по сути работают два водопровода. Один доставляет воду из Финского залива на Морской завод и еще в несколько учреждений, которым требуется мягкая вода. А по второму, через дюкер, вода приходит в жилые дома - из Ломоносова.

Материал публикуется на коммерческих условиях. Агентство "Интерфакс Северо-Запад" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще