Интерфакс-Россия
  Опубликовано 28 октября 2014 года в 11:29 версия для печати  

Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке С.Спивак: "Нас ждет уникальный и единственный в России фестиваль Шмитта"

            В Молодежном театре на Фонтанке с 9 по 14 ноября 2014 года пройдет уникальный фестиваль "Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге", в котором примет участие сам писатель. О том, как возникла идея проведения подобного мероприятия, "Интерфаксу" рассказал художественный руководитель театра и художественный руководитель фестиваля народный артист России Семен Спивак и режиссер театра Сергей Морозов.

            - Семен Яковлевич, почему вы выбрали именно фигуру Эрика-Эмманюэля Шмитта в качестве главного героя фестиваля?

            - Во-первых, он очень талантливый человек и наш современник, во-вторых – Молодежный театр на Фонтанке всегда дружил с писателями и драматургами. Например, мы дружили с великим русским драматургом Александром Володиным, были очень близки с Виктором Розовым, дружили с величайшим польским драматургом Славомиром Мрожеком, потому что когда-то ставили его пьесу "Танго".

            Вот и сейчас хочется познакомиться самим и познакомить петербуржцев с еще одним очень талантливым и неординарным человеком и писателем. Если взглянуть на карту мира авторов, то Шмитт для нас – Эверест, и нам очень хотелось бы забраться на эту гору. Для меня Шмитт как писатель и драматург – большое явление искусства. А как оно возникает? Вы читаете книгу или смотрите спектакль, где рассказывается о том, что вы уже знали и переживали. А потом вдруг вы чувствуете, что эти вопросы, на которые, казалось, вы уже ответили, имеют иное решение, такое, о котором вы даже не догадывались. Так и со Шмиттом: в его произведениях есть темы, которые в искусстве не обсуждались.

            - Говорят, что со Шмиттом не так просто подружиться. С чего началась ваша дружба?

            - Мы задумали поставить спектакль по его новеллам. При этом в Петербурге и Москве есть множество спектаклей по пьесам этого автора, но нам очень понравился прозаический материал - новеллы. На наш запрос из французского агентства ответили, что Шмитт категорически не разрешает инсценировать свою прозу. Тогда режиссер этого проекта Сергей Морозов вступил в переписку с автором, отправил ему режиссерскую экспликацию, и совершенно неожиданно мы получили лучное разрешение Шмитта. Так родился спектакль "Четыре танго о любви". Если честно, я не знаю, почему Шмитт согласился, но что-то его заинтересовало в этом проекте. Так началась наша дружба, а потом родилась идея фестиваля.

            - Вы называете фестиваль уникальным, в чем его уникальность и чем он будет интересен требовательному петербургскому зрителю?

            - Уникальность состоит в том, что Эрик-Эманюэль Шмитт сам примет участие в фестивале и будет присутствовать на всех мероприятиях. На великого человека всегда хотят посмотреть, прикоснуться, задать вопрос. Кроме того, мы представляем Шмитта не только как драматурга, но и как писателя, артиста, режиссера. В программе фестиваля показ спектаклей, в числе которых "Четыре танго о любви" Молодежного театра на Фонтанке, "Libertin" Московского театра "На Малой Бронной", "Фредерик, или Бульвар преступлений" Театра им. Ленсовета, встреча с читателями в "Буквоеде", моноспектакль самого Шмитта о творчестве Ж. Бизе на сцене Капеллы, театральная презентация новой, еще неизданной пьесы "Если начать сначала", специально переведенной для фестиваля, показ кинофильма "Оскар и Розовая дама", в котором Шмитт выступает как автор, сценарист и режиссер.

            Вы легко можете представить фестиваль по пьесам Антона Павловича Чехова, в Англии проводится фестиваль по драмам Уильяма Шекспира, но в силу того, что они уже не живут среди нас, не могут их посетить. А Шмитт сможет побывать на фестивале, в этом и есть его уникальность. И я думаю, что все спектакли, которые будут играться, актеры проведут с большим подъемом, потому что живой автор с мировой известностью будет сидеть в зале. Мне кажется, это дополнительный стимул, чтобы спектакли поднялись на одну или две ступени выше.

            Сейчас фестиваль вошел в завершающую стадию подготовки. Самое главное – провести его на хорошем уровне. Арт-директор фестиваля и режиссер театра Сергей Морозов может рассказать вам все подробности...

            - Сергей Анатольевич, открытие фестиваля обещает быть запоминающимся для зрителя. Вы готовите что-то особенное?

            - Я думаю, что никакой другой театр кроме Молодежного не мог и не должен был проводить фестиваль Шмитта. Мое личное общение со Шмиттом в процессе подготовки фестиваля это подтверждает. Отношение к миру, созидательная направленность творчества и еще многое другое роднит писателя и Молодежный театр. Молодежный театр помогает людям выходить за пределы Измайловского сада с каким-то новым мироощущением. Шмитт пишет, на первый взгляд, простые истории. Но на самом деле там есть Человек и забота о нем. Именно это роднит творчество Шмитта и Молодежный театр.

            Детали открытия фестиваля держатся в тайне. Но по задумке Михаила Черняка, который является режиссером-постановщиком открытия и закрытия фестиваля, представление самого виновника фестиваля и его появление на сцене должны пройти весьма необычно. Также в первый день фестиваля, 9 ноября у Шмитта пройдет встреча с читателями в "Буквоеде на Восстания". Она будет включать не только общение с автором, но и фрагменты его произведений, представленные артистами Молодежного театра.

            Вечером того же дня Театр на Фонтанке представит спектакль "Четыре танго о любви". Актерская и постановочная группа очень ждет встречи с Эриком-Эмманюэлем и волнуется в предвкушении этого события. Процесс переноса прозаических произведений в сценическое действо потребовал ряд изменений: сокращения, перестановки, перемена места действия. Нам очень интересно, насколько мы смогли угадать тон, атмосферу и дух новелл, вошедших в спектакль. Сам Шмитт очень заинтригован идеей и результатом нашей работы.

            - Другие дни фестиваля обещают быть не менее насыщенными. Что ждет зрителей после открытия?

            - Московский театр "На Малой Бронной" представит спектакль "Libertin" ("Распутник"). После спектакля мы совместно с московскими артистами проведем актерский клуб с участием главного героя фестиваля.

            Очень важным для нас днем станет 11 ноября. В этот день на сцене Государственной академической Капеллы состоится российская премьера моноспектакля Э.-Э. Шмитта "Тайна Кармен Жоржа Бизе" с участием солистов театра "Зазеркалье". Это не только премьера текста, переведенного специально для фестиваля, но и своеобразная премьера жанра. В нем соединяются литература, музыка, личный эмоциональный опыт автора, живое слово, живое звучание голоса и музыкальных инструментов. Это новый взгляд на знакомые мелодии и их творцов.

            Закрытие фестиваля 14 ноября позволит партнерам и друзьям фестиваля поприветствовать Маэстро и поблагодарить его за приезд, увидеть краткий видео-обзор всех событий фестиваля. А участие в программе звезд театрального Петербурга задаст неформальный и теплый тон вечеру закрытия. По окончании церемонии закрытия состоится показ фильма Э.-Э. Шмитта "Оскар и Розовая дама".

            - Семен Яковлевич, Сергей Анатольевич, известно, что параллельно с подготовкой фестиваля вы заняты выпуском премьеры по пьесе "Наш городок" Торнтона Уайлдера, которая намечена на конец октября. Эта пьеса любима многими театрами. Что нового привнесет в нее Молодежный театр и почему выбор пал на "Наш городок"?

            С.Спивак:

- О том, что получится в итоге, сейчас трудно говорить. Все в руках высших сил. Но пьеса нас взволновала, ведь тема выбирается не умом, а сердцем. Ее выбираешь как женщину – что-то щелкает внутри, и ты понимаешь, что она твоя. Рано судить, что получится в итоге. Мы, конечно же, пытаемся прочесть ее по-своему. Пьеса заканчивается уходом из жизни главной героини, и это надо сделать так, чтобы в зале не возникло похоронного настроения, чтобы зрители ощутили ценность жизни и любви,  это – главная идея.

            С.Морозов:

            - В пьесе определено время действия – начало ХХ века, но на самом деле можно говорить о том, что ее события происходят всегда. Именно это и позволило нам с Семеном Яковлевичем основаться на эмоциональных ассоциациях с Чаплиным, Феллини, Шагалом… Найти точный, но и условный тон диалога со зрителем, рассказать конкретную историю и поговорить на вечные темы - достаточно сложная задача. Процесс выпуска спектакля дает нам надежду, что у нас все получится!


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса". Copyright © 1991-2017 Interfax. Все права защищены.