Точка зрения 14 января 2014 г. 16:23

Проблемы, попавшие в сеть

Interfax-Russia.ru - Российский траулер "Новоазовск" задержали в Норвегии по подозрению в сбросе рыбы. Команда отрицает нарушение, тем не менее, судовладельца могут оштрафовать.

Норвежский патрульный корабль 13 января задержал российский траулер "Новоазовск" (порт приписки Мурманск, судовладелец - ОАО "Архангельский траловый флот") в Норвежском море. Капитана судна обвинили в нарушении правил рыбной ловли в норвежской экономической зоне и сбросе части пойманной рыбы за борт. Сам капитан отрицает обвинения, поясняя, что несколько рыб попало в море случайно из-за "поломки предохранительной решетки шпигата (сливное отверстие в борту судна - ИФ) правого борта".

Несмотря на это, патруль препроводил "Новоазовск" в порт Тромсе для тщательного разбирательства. По данным Росрыболовства, траулер не поврежден, экипажу из 45 человек ничего не угрожает, а в разрешении ситуации задействованы представители посольства РФ в Осло.

"В Тромсе даже есть адвокаты, которые специализируются на решении таких вопросов", – сообщили "Интерфаксу" в Росрыболовстве.

По данным ведомства, за сброс рыбы судовладельца могут оштрафовать. Впрочем, траулер сможет выйти в море уже после повторной проверки и гарантий судовладельца оплатить штраф.

"Дальнейшее развитие событий будет зависеть от результатов этих (повторной проверки и допроса капитана – ИФ) процедур", – сказали в ведомстве. Если судовладелец будет оштрафован, дело передадут в суд. В то же время, российские рыбаки достаточно часто выигрывают подобные разбирательства.

Например, в феврале 2013 года норвежская полиция также уличила российский траулер "Борис Зайцев", принадлежащий "Мурманскому траловому флоту", в сбросе части улова. Однако, по словам начальника службы мореплавания и промысла компании-судовладельца Алексея Осипенко, произошедшее не было сбросом – во время ловли трал был поврежден о грунт, и при подъеме из него выпадала рыба.

Норвежская сторона оценила произошедшее в 20 тыс. норвежских крон (более 107 тыс. руб.), подчеркнув, что брешь в сети появилась из-за ранее проведенного некачественного ремонта. Компания-судовладелец не согласилась с таким выводом, обратилась в норвежский суд и выиграла дело.

Ранее, в сентябре 2012 года, российские моряки оспорили решение норвежского суда, обязавшего владельца судна "Сапфир II" выплатить штраф за сброс улова в море. Впрочем, полностью выиграть дело они так и не смогли.

По данным суда, береговая охрана сняла на видео, как с борта российского траулера выбрасывают рыбу. Чтобы прояснить ситуацию, норвежцы поднялись на борт. В это время старший помощник капитана начал записывать на диктофон их разговор и отказался отдать им запись. А технолог не помогал инспекторам осмотреть судно.

По словам капитана траулера, поводом для разбирательства стал "возможный сброс одного-двух экземпляров рыбы", который засняли норвежцы. Поднявшись на борт, они нашли на палубе еще два куска рыбного филе, заблокировали доступ в радиорубку, к спутниковому телефону и изъяли судовую документацию.

Штраф за сброс рыбы составил почти $77 тыс. (более 2,5 млн руб.), однако судовладелец оспорил это решение. В итоге прокуратура сняла обвинения только со старпома и технолога, обязав судовладельца и капитана заплатить 120 тыс. норвежских крон (боле 645 тыс. руб.). Кроме того, с судна конфисковали улов на сумму 200 тыс. крон (более 1 млн руб).

Подобные прецеденты происходят достаточно часто, что не может не возмущать российских рыбаков и судовладельцев, ведь им приходится терять не только деньги, но и улов. Так, по данным Росрыболовства, с 2008 по 2011 год ущерб российских рыбаков от задержаний норвежской береговой охраной составил более 205 млн рублей. За этот период рыбаки потеряли 105 суток промысла и не произвели более 3 тыс. тонн рыбной продукции.

Между тем, несмотря на штрафы, рыбаки разных стран продолжают избавляться от улова, чтобы не везти в порт мелкую и слишком дешевую рыбу или рыбу, которая не входит в квоту на разрешенный вылов. При этом причиной для претензий является не столько факт сброса улова в море, сколько разница в трактовке, что считать преднамеренным, а что неизбежным сбросом. Например, норвежское законодательство полностью запрещает сбрасывать выловленную рыбу. И не важно, действительно ли экипаж избавлялся от улова или несколько рыб оказалось в воде из-за повреждения сети, были случайно смыты за борт и пр. В России также борются со сбросом рыбы, однако подходят к этому вопросу менее щепетильно.

"К примеру, при подъеме трала или яруса неизбежно несколько рыб упадет в воду. Это считать преднамеренным выбросом рыбы или неизбежным?" – поинтересовался руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.

Кроме того, норвежских рыбаков также часто уличают в сбросе рыбы, однако с местными норвежская береговая охрана обходится гораздо мягче. Так, по словам главы общественных связей Росрыболовства Александра Савельева, некоторые рыбаки говорят о том, что были свидетелями сброса до 45% улова.

"При этом для сокрытия следов нарушения рыба перед сбросом перемалывается в фарш, чтобы не оставаться в кильватерной дорожке судна", – отметил Савельев. Он также привел пример, когда в июне 2011 года норвежские инспекторы задержали траулер Arvid Nergard, принадлежащий крупной норвежской рыболовной компании. Экипаж уличили в сбросе части улова. Кроме того, попав на фабрику судна, инспекторы обнаружили, что мелкую и несортовую рыбу перемалывают и сливают за борт. Тем не менее, дело передали в полицию только после вмешательства прессы.

Кстати, в 2012 году норвежские журналисты смогли заснять, как траулер Finmark, ловивший рыбу в Баренцевом море, сбросил за борт 5 тонн рыбы, несмотря на запрет. Незаконность этой акции подтвердил начальник управления директората рыболовства Норвегии Аксел Эйкемо.

"Случай этот произошел видимо потому, что "зацепили" слишком много рыбы", - предположил Савельев. Он также подчеркнул, что во время сброса улова на борту траулера находился инспектор директората рыболовства Норвегии, но рыбаков он по какой-то причине не остановил.

Сейчас дело находится в суде и решается вопрос о назначении штрафа. В то же время, норвежские журналисты привели в пример случай с российским судном, которое за гораздо меньшие нарушения была оштрафована на 100 тыс. крон (500 тыс. рублей), а капитан лично должен был заплатить еще 12 тыс. крон.

"Мы хорошо помним громкие задержания российских судов за незаконный сброс рыбы в море в районе архипелага Шпицберген. Речь всегда шла о нескольких "хвостах" и весьма спорных ситуациях", – сказал "Интерфаксу" Савельев.

Еще одним поводом для разногласий является "Договор о Свальбарде", подписанный более чем 40 странами (в том числе Россией). Согласно документу, остров Шпицберген находится в суверенитете Норвегии, а страны, подписавшие договор, имеют одинаковый свободный доступ на архипелаг на "условиях экономического равенства". В договоре также определена 3-мильная зона, где в целях сохранения морских биоресурсов Норвегия может вводить ограничения на вылов. Однако в 1977 году королева Норвегии расширила охранную зону вокруг Шпицбергена до 200 миль, а страны, ратифицировавшие "Договор о Свальбарде", с этим решением не согласились. Но прийти к решению, которое устроит всех, они не могут до сих пор. В частности, спорная зона России и Норвегии составляет около 155 тыс. кв. км.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще