Точка зрения 19 августа 2015 г. 14:20

Дорога в сенаторы

Interfax-Russia.ru – Владимир Якунин покинет пост главы ОАО "РЖД", чтобы стать сенатором от Калининградской области. На его пост претендуют сразу несколько кандидатов.

Слухи о том, что Владимир Якунин может покинуть пост главы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) ходили на протяжении последних нескольких месяцев. В одном из своих недавних интервью он вдруг невзначай сообщил, что может уже не застать запуск высокоскоростной магистрали "Москва - Казань" в качестве президента компании.

"Конечно, я уже чувствую себя тесно связанным с "РЖД", с работой своих коллег. Но я понимаю, что рано или поздно придет момент, когда мне придется заниматься чем-то другим", - сказал он "Интерфаксу".

Официально свое намерение оставить РЖД Владимир Якунин подтвердил только на днях. Тогда же глава компании сообщил, что станет кандидатом в сенаторы от Калининградской области. Соответствующее предложение, как стало известно, ему поступило от врио главы региона Николая Цуканова.

"В начале предвыборной кампании я обратился к Владимиру Ивановичу (Якунину - ИФ), когда решался вопрос о кандидатурах в сенаторы. Он (Якунин - ИФ) сейчас дал ответ", - сказал губернатор.

Таким образом, как уточнили в местном облизбиркоме, Владимир Якунин заменит в списке кандидатов в сенаторы главу группы по организации охраны труда и промбезопасности "Газпром флота" Павла Кретова. Помимо него, по данным комиссии, на пост в Совете Федерации РФ претендуют мэр Калининграда Александр Ярошук и сенатор Олег Ткач.

Впрочем, стать сенатором Якунин сможет лишь в том случае, если исполняющий обязанности главы области Николай Цуканов будет избран губернатором региона.

"Сразу после инаугурации избранный губернатор в течение одного дня должен определиться с тем, кто станет представлять регион в Совете Федерации из трех кандидатов, с которыми он шел на выборы. Губернатор принимает соответствующее постановление и направляет его в Совет Федерации. С момента получения постановления главы региона представленный им сенатор де-юре вступает в свои полномочия и становится полноценным членом Совета Федерации", - пояснил "Интерфаксу" глава комитета Совета Федерации по регламенту Вадим Тюльпанов.

При этом, по его мнению, кандидатура Якунина обладает несомненными преимуществами, поскольку речь идет об известном политике и управленце.

"Господин Якунин является фигурой федерального масштаба. Он известен своей деятельностью, имеет огромный опыт, который будет, вне всякого сомнения, востребован и полезен в рамках нашей палаты. В случае его назначения на должность сенатора Совет Федерации только выиграет от этого", - заявил чиновник.

Между тем, как сообщил агентству другой источник в Совете Федерации, просто сенаторской должностью пребывание Владимира Якунина в верхней палате, скорее всего, не ограничится. По его мнению, став сенатором, он вполне может занять пост первого вице-спикера верхней палаты Совета Федерации.

"Вне всякого сомнения, господин Якунин станет сенатором и после выборов главы Калининградской области пополнит наши ряды. С учетом его политического веса он, естественно, не будет рядовым сенатором и, скорее всего, займет вакантное место первого вице-спикера нашей палаты", - считает собеседник агентства.

Это место, как напомнил источник, остается вакантным с января текущего года.

"Действующее законодательство предусматривает жесткую привязку сенатора к регионам. Речь идет о цензе оседлости, который должен составлять не менее пяти лет. Поскольку последние пять лет господин Якунин проживал постоянно в Москве и занимал крупный государственный пост, он вполне может пройти в Совет Федерации по президентской квоте и таким образом станет первым из 17 президентских сенаторов", - добавил собеседник агентства.

Как отметил источник, по закону у президента РФ есть право делегировать в Совет Федерации не менее 17 своих представителей.

Сам Якунин подобные возможности еще пока никак официально не прокомментировал. В настоящее время, как сообщили его подчиненные, глава монополии находится в отпуске на Дальнем Востоке. Вернувшись в Москву, как отмечают в компании, он продолжит свою работу в ОАО "РЖД" до соответствующего решения руководства страны.

"Это его выбор. Каждый человек смотрит на свое будущее так, как считает нужным. Владимир Иванович давно и успешно работает в качестве главы. Но мы с ним еще об этом поговорим, сейчас он в отпуске находится, вернется - пообсуждаем", - прокомментировал журналистам отставку Якунина глава государства Владимир Путин.

Между тем, как уже предрекают аналитики, в случае ухода Владимира Якунина с поста руководителя ОАО "РЖД" отрасль, несомненно, ждут существенные перемены.

"Этот шаг может привести к изменению политики "Российских железных дорог" в сфере вагонного парка, увеличения срока службы вагонов и либерализации рынка локомотивной тяги", - отмечают в своем ежедневном обзоре Игорь Васильев, Юлия Гордеева и Иван Беляев из Sberbank CIB. В перспективе все эти изменения будут позитивными для группы Globaltrans, считают они.

Аналитик "Уралсиб Кэпитал" Денис Ворчик также полагает, что "Globaltrans может выиграть в случае либерализации рынка локомотивной тяги".

"На данном этапе мы считаем новость нейтральной для анализируемых нами транспортных компаний. Тем не менее, помимо ООО "Трансойл", Globaltrans также может выиграть, если правительство вернется к идее реформирования рынка локомотивной тяги", - пишет он в своем утреннем обзоре.

"Трансойл" и Globaltrans, как пояснил эксперт, наиболее активно выступали за допуск на железнодорожную сеть частных локомотивов (собственные локомотивы этих операторов уже участвуют в перевозках грузов на определенном маршруте без статуса перевозчика - в рамках так называемых "поездных формирований"). Кроме того, свой тяговый подвижной состав есть у структур "Нефтетранссервиса" и группы "ОТЭКО".

"Появляется шанс возобновить реформу ж/д отрасли", - отмечает Ворчик.

В то же время, по словам аналитика, "более конкретно о перспективах возобновления реформы железнодорожной отрасли можно будет судить лишь, когда появится больше определенности с кандидатурой нового главы РЖД". Как предполагают некоторые специалисты, им может стать первый вице-президент компании Александр Мишарин. Среди других кандидатов называют вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича и председателя совета директоров РЖД, управляющего партнера фонда Altera Capital Кирилла Андросова.

Сергей Гончаров из Sberbank CIB в свою очередь отмечает, что уход Якунина из РЖД станет "довольно важным событием для компании с точки зрения инвесторов в облигации".

"Топ-менеджер пользуется довольно высоким влиянием в российском политическом истеблишменте. Его мнение по каждой конкретной теме в ж/д отрасли на практике всегда имело особенно важное значение. Для рынков облигаций, как мы полагаем, важно, что личные лоббистские возможности Якунина постоянно помогали РЖД получать огромные средства в различных формах господдержки", - пишет он.

Аналитик напомнил, что ежегодно "Российские железные дороги" получают от государства в среднем около 150 млрд руб. в виде прямых субсидий, вливаний в капитал и ("эта практика особенно активно применяется в последнее время") инфраструктурных облигаций.

"С последним инструментом сама компания, по сути, дебютировала на рынке в 2013 года и с тех пор использовала его наиболее активно среди всех российских корпораций", - отмечает Гончаров.

По мнению эксперта, "Российские железные дороги" даже при уходе Якунина останутся 100%-ной государственной компанией и сохранят возможность получать финансирование от государства в необходимых масштабах.

"С большой вероятностью изменениям подвергнется и регулирование железнодорожной отрасли в целом, так как позиция РЖД и их главы по многим вопросам всегда являлась определяющей, если не решающей", - отмечает эксперт, хотя также делает оговорки. "До появления дальнейших сообщений о непосредственных крупных переменах в компании рынку не стоит ожидать чего-то нового в методах управления РЖД. Чтобы оценить полностью эффект перемен, необходимо более четко понимать, кто будет новым главой компании и каковы будут его приоритеты", - считает он.

Как известно, Владимир Якунин возглавил ОАО "Российские железные дороги", созданное на базе ликвидированного министерства путей сообщения, в 2005 году. С тех пор его полномочия продлевались трижды – в 2008, 2011 и 2014 годах.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще