Космические хищения: на строительстве "Восточного" украли 11 млрд руб.
 
Чудовищное преступление: доцент СПбГУ признался в жестоком убийстве аспирантки вуза
  
Новые претензии: "Нафтогаз" повысил требования к "Газпрому" до более $12 млрд
 
   
INTERFAX.RU
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
СКАН | СПАРК | СПАРК-Маркетинг | Образование | Военные новости | Interfax.com            

Вход для подписчиков 

Главные события
 


Новости Поволжья
 Общество все новости
 Происшествия все новости
 Экономика все новости
 
Новости подготовлены информационным агентством "Интерфакс-Поволжье"

оформить подписку
 

Репортаживсе репортажи
09.10.19   20:34

04.10.19   13:14
 
Эксклюзив
06.11.19 10:29

Министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов: "Национальные проекты - это основной механизм повышения конкурентоспособности предприятий"

                Основными отраслями промышленности Самарской области исторически являются машиностроение, нефтедобыча и нефтепереработка, а также химпром. При этом региональные власти предоставляют преференции новым компаниям, которые готовы прийти в регион, а также поддерживают развитие региональных производителей, продукция которых, в том числе, имеет экспортный потенциал.

                О том, по каким векторам пойдет развитие самарской промышленности в ближайшие годы, а также о плюсах участия предприятий в национальных проектах в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов.

                - Какие задачи необходимо решать в ближайшее время региональной промышленности?

                - Основные векторы развития промышленности в России определены законом о промышленной политике и программой ее развития до 2020 года. Суть программы заключается в том, чтобы работа предприятий становилась более эффективной. Добиться этого можно за счет сокращения затрат и издержек, повышения производительности труда. Ни один производитель не поспорит с тем, что необходима постоянная работа на предприятии по улучшению качества выпускаемой продукции, повышению конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.

                Например, в 2018 году ПАО "КуйбышевАзот" на своей площадке построил новую установку по выпуску аммиака по технологии Linde Group (Германия). Новое производство дополнительно обеспечило производство аммиака в объеме 480 тыс. тонн в год. При этом себестоимость выпускаемой продукции была снижена на 20% в части сырья за счет применения современнейших технологий. Также снижено потребление электроэнергии - на 33% и пара - на 50%, что существенно повлияло на финансовую устойчивость и конкурентоспособность предприятия.

                Однако одним из основных механизмов повышения конкурентоспособности предприятий сегодня являются возможности национальных проектов.

                - Какие меры поддержки могут получить предприятия, решившие участвовать в нацпроектах?

                - Если говорить о национальных проектах, то надо понимать, что для промышленности основными являются два нацпроекта: "Повышение производительности труда" и "Международная кооперация и экспорт".

                "Повышение производительности труда" можно назвать главным в этой цепочке, поскольку сейчас это - наиболее востребованный со стороны промышленных предприятий нацпроект. Суть его заключается в обучении каждого вошедшего в нацпроект предприятия сокращению неэффективных и избыточных затрат, а также сокращению различных потерь. Это могут быть потери в виде времени, когда оборудование простаивает или находится в переналадке, в виде излишних запасов сырья и материалов на складах, излишних запасов продукции на различных этапах ее передела, излишних перемещениях сотрудников или сырья, материалов, излишних финансовых затрат и т.д. Предприятие должно научиться убирать все лишнее в своей деятельности.

                За счет этого не просто повышается производительность труда, производство становится конкурентноспособным в самом широком смысле этого слова: по цене конечной продукции, по ее качеству, по срокам изготовления и доставки до конечного потребителя. Также предприятие получает возможность оперативной переналадки производства, чтобы удовлетворить быстро изменяющиеся потребности потребителя. И так далее. Можно отметить большое количество аспектов, которые позволяют предприятию становиться лучше.

                Кроме того этот нацпроект предусматривает несколько так называемых "подхватывающих" мер поддержки для предприятий - таких, как льготные займы со стороны Фонда развития промышленности, программы обучения персонала, которые реализуются министерством труда Самарской области. Также в настоящее время наше министерство работает над законопроектом по введению инвестиционного налогового вычета для предприятий, входящих в нацпроект.

                Вторым по значимости является нацпроект "Международная кооперация и экспорт" в части подпроекта "Промышленный экспорт". В рамках его реализации перед регионом стоит задача по увеличению несырьевого неэнергетического экспорта с территории Самарской области с 2 млрд 140 млн долларов США по итогам 2017 года до 3 млрд 260 млн долларов США к 2024 году.

                Достаточно интересный проект, поскольку он предполагает несколько новых форм поддержки предприятия. В первую очередь это - снижение ставки, по которой предприятия могут привлекать деньги на инвестиционные цели для развития экспортно-ориентированных производств. Такое снижение будет происходить за счет субсидирования ставки со стороны государства. Кроме того многие другие меры поддержки, например, экспортная транспортная субсидия - будут в приоритетном порядке предоставляться только предприятиям, входящим в проект "Промышленный экспорт", а всем остальным предприятиям - на общих основаниях по остаточному принципу.

                Если оба эти нацпроекта рассматривать во взаимосвязи, то можно отметить их взаимодополняемость. Что имеется в виду? Если предприятие участвует в проекте по повышению производительности труда, повышает свою конкурентоспособность, это приводит к тому, что оно может со своей продукцией претендовать и на завоевание внешних рынков. А для этого предприятие может воспользоваться теми мерами поддержки, которые предлагает проект "Промэкспорт".

                Понятно, что идеальная картина, которую нам хотелось бы видеть следующая: предприятие приняло участие в одном проекте, набрало сил, а затем вступило в другой проект. Однако практика показывает, что так происходит не всегда, и перечни организаций, участвующих в каждом из двух нацпроектах, отличаются друг от друга.

                - Насколько на сегодняшний день востребован среди региональных производителей проект "Промышленный экспорт?

                - Мне кажется - очень востребован. Надо сказать, что наша область в этом проекте - в лидерах по Российской Федерации. По результатам квалификационного отбора принято 40 заявок от 39 предприятий Самарской области для участия в формировании единого федерального перечня предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). И это - очень разнообразный спектр производств.

                Организациями химической промышленности подано 7 заявок с общим объемом экспортной выручки с 2019 по 2024 год - 35 млрд рублей; три предприятия реализуют проекты в металлургии с экспортной выручкой 10,6 млрд рублей. Больше всего заявок подали предприятия машиностроения - 20 предприятий - с экспортной выручкой 66,5 млрд рублей. Еще 7 предприятий реализуют проекты в иных отраслях.

                Организации, попавшие в единый перечень, могут претендовать на получение льготного экспортного кредита в кредитной организации, зарегистрированной на территории Российской Федерации, с процентной ставкой до 4,5% годовых, а также будут иметь приоритетное право на получение иных мер поддержки.

                - Ведут ли региональные власти работу с предприятиями, которые могут заключить в будущем СПИК 2.0?

                - СПИК 2.0 направлен на поддержку инвестпроектов по разработке и внедрению современных технологий. Под современными технологиями понимаются те технологии, которые имеют большой потенциал для завоеваний на внешних рынках, либо такие технологии, которые раньше не существовали на территории России.

                Минпромторг России уже начал сбор предложений для формирования перечня современных технологий, на основе которого будут заключаться СПИКи. Мы сейчас помогаем федеральным коллегам в этой работе. После того, как перечень будет сформирован, мы определим, какие предприятия у нас могут реализовывать проекты по развитию этих современных технологий и продвигать их в рамках специнвестконтрактов.

                - Самый известный самарский производитель это, конечно же, "АвтоВАЗ". Расскажите, есть ли уже сейчас прогноз о том, с какими производственными показателями закончит год автозавод?

                - Мы очень аккуратны в прогнозах относительно работы АО "АвтоВАЗ". Те цифры, которые мы имеем по факту его деятельности за 9 месяцев, показывают незначительный рост объемов производства автомобилей по сравнению с прошлым годом.

                Но необходимо учитывать, что производство, в первую очередь, определяется спросом на продукцию. А рынок пока, к сожалению, достаточно нестабилен. Спрос и, следовательно, фактический выпуск автомобилей очень сильно зависит от мер государственной поддержки. Поэтому спрогнозировать, что произойдет за оставшиеся 2-3 месяца 2019 года, достаточно сложно.

                Наша осторожная оценка заключается в том, что показатели производства "АвтоВАЗа" будут сохранены на уровне 2018 года, либо произойдет их незначительное увеличение.

                - "АвтоВАЗ" летом 2019 года на несколько дней останавливал производство из-за срыва поставок от ООО "Завод Автокомпонент". Есть ли планы диверсификации поставщиков автопроизводителя, чтобы подстраховать предприятие от подобной ситуации впредь? Сотрудничают ли региональные власти в этом направлении с автопроизводителем?

                - На территории Самарской области создан кластер автомобильной промышленности региона. С 1 января 2020 года за счет приобретения новых членов из других регионов он будет преобразован в кластер автомобильной промышленности федерального уровня.

                Кластер - достаточно мощная организация, которая обладает информацией обо всех компетенциях всех предприятий автокомпонентной отрасли: трудовых, кадровых, промышленных, производственно-технологических. Соответственно такая же информация имеется и в министерстве промышленности региона.

                Мы наладили очень продуктивный диалог между кластером автомобильной промышленности, министерством промышленности и "АвтоВАЗом".

                Мы делимся друг с другом информацией, кто мог бы "подхватить" производство тех или иных автодеталей. Безусловно, в том числе эта информация принимается закупочной организацией "АвтоВАЗа" во внимание. Но дальше, как вы понимаете, вступают в игру законы рынка и частный интерес двух сторон-участников переговоров.

                Конкретное предприятия ООО "Завод Автокомпонент" поставляет автопроизводителю широкую номенклатуру продукции, и подбор поставщика с аналогичным или лучшим соотношением цены и качества может занять значительное время.

                При этом "АвтоВАЗ" нацелен на то, чтобы приобретать ту продукцию, которая позволяла бы им остаться автопроизводителем, продукция которого доступна для своего конечного потребителя. Он не может позволить себе потерять часть своего рынка и выступает за то, чтобы им поставлялась качественная продукция по приемлемой для них цене, которая позволяет войти ему в установленные для себя ценовые рамки.

                - Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития нефтехимической отрасли региона, в том числе, на фоне покупки компанией "Татнефть" предприятий "СИБУР Тольятти" и "Тольяттисинтез"?

                - Исторически нефтехимический кластер, как группа связанных между собой организаций, которые находятся на определенной территории и являются производителями схожей продукции или услуг, уже сформировался у нас в регионе к концу 60-х годов прошлого века. К этому моменту такие промышленные предприятия, как нефтеперерабатывающие, газоперерабатывающие, входящие в структуру "Роснефти", "КуйбышевАзот", "Тольяттиазот", "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", "СИБУР", уже вели свою производственную деятельность. Да, сегодня нефтехимический кластер не имеет юридической основы, но с учетом принадлежности в большинстве случаев предприятий к вертикально-интегрированным компаниям, такая необходимость отсутствует.

                В 2012 году была предложена концепция, и разработано технико-экономическое обоснование по реализации масштабного нефтехимического проекта по строительству пиролизного комплекса мощностью до 1 млн тонн в год на базе "САНОРС". В качестве товарной продукции планировалось получать этилен, пропилен, полиэтилен, полипропилен, полиамид, АБС-пластики, полиуретан и другие химические продукты. Однако после смены собственника (летом 2015 года НК "Роснефть" купила 100% акций ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (холдинг "САНОРС") - ИФ), реализация данного проекта была отложена.

                Тем не менее, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров предложил альтернативный проект развития нефтехимического кластера в регионе - строительство газохимического комплекса по выпуску продукции малотоннажной химии (сложных эфиров, жирных кислот) из природного газа. Мощность по природному газу составит около 1 млрд кубометров в год. В качестве партнера в реализации данного проекта планируется привлечь компанию "Газпром", с которой в настоящее время ведутся переговоры.

                Предполагаемый объем инвестиций для реализации проекта может составить около 90 млрд рублей. В нашем понимании реализация этого проекта на территории Самарской области имеет ряд существенных преимуществ - таких, как транспортная инфраструктура по сырью и перспективный рынок реализации продукции, наличие необходимых ресурсных и территориальных условий, наличие квалифицированного персонала.

                В Самарской области существуют все необходимые условия для реализации данного проекта, а именно: необходимые мощности газотранспортной системы для обеспечения будущего производства природным газом; высокий научный, образовательный и производственный потенциал; наличие свободных земельных участков и территорий для размещения производства, обеспеченных необходимыми инфраструктурными и инженерными сетями; близость рынков потребления высокотехнологических химических продуктов в автомобильной, аэрокосмической и других отраслях промышленности Самарского региона.

                Что касается смены собственников "СИБУРа": Минпромторг в этом процессе не видит негатива для развития промышленности. Более того об этом можно говорить с точки зрения сдержанного позитива, прежде всего, потому, что "Татнефть" осуществляет производство конечной продукции - автомобильных шин.

                Каучуки для "Татнефти" - это продукция не конечного передела. "Татнефть" заинтересована в развитии предприятия, расширении ассортимента каучуков и, следовательно, это повлечет за собой привлечение инвестиций. Сделка завершилась 1 ноября текущего года. В ближайшей перспективе Минпромторг планирует провести рабочую встречу с новым руководством компании.

Читайте нас в "Яндекс. Новости", подписывайтесь наш канал в "Яндекс.Дзен"


версия для печати    |    сообщить новость    |    копировать в блог


Другие материалы раздела
  01.11.19 11:56
Председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов:
"Само географическое положение нашего региона обязывает развивать связи со странами исламского мира"
.
  21.10.19 13:02
Главный инженер филиала ПАО "РусГидро"-"Камская ГЭС" Сергей Двинянинов:
"Инвестиции в модернизацию оборудования станции в 2020 году вырастут более чем в два раза"
.
  09.10.19 08:00
И.о. вице-премьера правительства Башкирии Ильшат Фазрахманов:
"У нас появилась "настольная" книга по развитию, в которой заявлены планы аграриев – дерзкие, амбициозные, но реализуемые"
.
  07.10.19 13:19
Профессор РАН Илья Зайцев:
"Российский период является ключевым в историческом развитии татар"
.
  02.10.19 16:58
И.о. заместителя премьер-министра Башкирии Андрей Назаров:
"Форум малого и среднего бизнеса стран ШОС и БРИКС имеет прикладной характер и помогает развивать МСП"
.
  30.08.19 08:30
Начальник отдела сопровождения рынка "ТГК-16" Николай Гущин:
"Каждый пятый поставщик электроэнергии имеет крайне низкую платежеспособность"
.
  26.08.19 18:16
Мэр Димитровграда Богдан Павленко:
"Моя задача - не уходить в политиканство"
.
  06.08.19 17:11
Руководитель проекта WorldSkills Kazan 2019 Эмиль Губайдуллин:
"К середине августа будем полностью готовы к проведению чемпионата"
.
  25.06.19 14:14
Врио главы Башкирии Радий Хабиров:
"Нам нужно "раскачать" бизнес за счет мер государственной поддержки"
.
  17.06.19 15:50
Глава администрации Тольятти Сергей Анташев:
"Предлагаем 10% финансирования федеральной программы "Доступное жилье для молодых семей" направлять на моногорода"


предыдущаяследующая

Поиск  Выбор даты 

Поиск:
 за период:
с 
по 
 



Точка зрениявсе материалы
 




  Об "Интерфаксе"   |   Контакты   |   Реклама на сайте

Rambler Top100    

Партнер Рамблера

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

     

Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса".

Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.

Условия использования информации   |   Запрещено для детей   |   Политика обработки персональных данных   |   Выходные данные
разработка : web.finmarket