Эксклюзив 20 ноября 2019 г. 17:34

Губернатор Кировской области Игорь Васильев: "Говорить о нацпроектах по отдельности бессмысленно, их нельзя разделить"

Губернатор Кировской области Игорь Васильев: "Говорить о нацпроектах по отдельности бессмысленно, их нельзя разделить"

Бюджет Кировской области за три года увеличился на треть, в том числе за счет существенного роста собственных доходов. В ходе реализации нацпроектов власти региона планируют, в частности, изменить подход к инфраструктуре образования, делают ставку на прорывные технологии и ждут от нацпроектов мультипликативного эффекта, результатом которого должно стать сохранение и приумножение населения. Об этом информационному агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал глава региона Игорь Васильев.

- Игорь Владимирович, сегодня для каждого главы региона ключевыми являются, пожалуй, три темы: бюджет региона, реализация нацпроектов и наступление зимы. Давайте с них и начнем. Правительство Кировской области рассмотрело проект бюджета-2020 и на плановый период до 2022 года. Чем он, по-вашему, характеризуется, каковы приоритеты? Есть ли существенные отличия от бюджетов двух предыдущих лет, которые также принимались под вашим руководством?

- Бывает ли достаточным бюджет? Для примера представим себе две очень разные семьи – среднестатистическую семью и семью условного олигарха, и проблема у них, наверное, будет одна: им не хватает денег, просто каждому на разные нужды. Пожалуй, бюджет любого региона этим и отличается, что денег всегда не хватает, потому что хотелось бы сделать гораздо больше.

Но бюджет Кировской области на период 2020-2022 годов отличается от предыдущей трехлетки тем, что если раньше мы планировали предельный его объем в 45 млрд рублей, то сейчас речь идет о 59 млрд рублей. Вот рост, достигнутый за три года. Конечно, здесь заложено и увеличение федеральных дотаций на выравнивание. Но и рост собственных доходов существенный. Это радует.

Самый главный приоритет – это, конечно, социальная сфера. И улучшение ситуации в дорожной сети. У нас с 2016 года была значительная "дыра" в дорожном фонде. Теперь мы его полностью восстановили, дорожный фонд составляет порядка 7,5 млрд рублей, это достаточно приличная для Кирова сумма.

Кроме того, мы ориентируемся на выполнение соглашения с министерством финансов РФ по возврату бюджетных кредитов, которое было принято несколько лет назад. Кировская область с этим справляется и попадает, я надеюсь, в число регионов, с которыми соглашение будет продлено с 7 до 12 лет.

Поэтому бюджет наш построен следующим образом: мы добились увеличения собственных доходов, исполняя четко соглашения с федеральным центром по пополнению дорожного фонда, по возвращению бюджетных кредитов, выдерживая все остальные параметры. Значит, имеем право не просто просить деньги, потому что "мы бедные, не очень справляемся", а просить аргументированно. И мы для себя избрали такой путь, – мы говорим: построили 21 детский сад, дайте нам, пожалуйста, еще, мы построили четыре новых школы – нам нужно финансирование, чтобы построить еще, мы отремонтировали 130 км дорог, мы развиваем производство в нескольких моногородах.

А когда Минфин, Минстрой и иные ведомства видят, что вы умело справляетесь с деньгами, выполняете обязательства, вводите новые объекты в срок, то никакого сомнения в том, чтобы обеспечить регион финансированием на подобного рода проекты, не возникает. В этом году мы получили плюс 10% к прошлому году в виде дотаций из федерального центра. Это максимальная цифра, доступная субъектам РФ.

А еще в отношении бюджетных кредитов есть идея, которую я озвучиваю на всех уровнях, в том числе на заседаниях Госсовета, и, думаю, было бы правильно сейчас об этом сказать.

Мы возвращаем бюджетный кредит, который региону предоставил бюджет РФ, – это абсолютно благое дело, потому что нужно дисциплинировать бюджетные отношения, безусловно, нужно кредиты возвращать. Но есть предложение правительству РФ использовать эти деньги как источник, например, для субсидирования процентной ставки учителям и врачам по ипотеке.

Ведь с одной стороны, ипотека - самый большой мультипликатор, который есть в экономике: в каждую новую квартиру понадобятся стиральная машина, холодильник, телевизор, стол, диван, кровать, постельное белье, занавеска, вилка, ложка, – и все это производится не где-нибудь, а здесь же, в Кировской области. С другой стороны – это стимул для привлечения, например, врачей и учителей. Людей, которые учат наших детей, нас лечат, а без здоровых и умных людей, как уже ранее отмечал глава государства, никакую экономику не построить.

12 лет регион будет возвращать кредит. Для нас динамика возвращения примерно от 1,5 до 2 млрд рублей в год. Срок ипотечного кредита как раз такую цифру и составляет. И это мог бы быть гарантированный источник для решения такого рода проблем.

- Национальных проектов, как известно, 12. К скольким из них подключилась Кировская область? Какие вы считаете особенно важными для региона?

- Из 12 российских нацпроектов у нас только один – повышение производительности труда – будет работать с 2021 года. 11 нацпроектов, в которых участвуем, мы декомпозировали в 51 региональный проект.

И, конечно, бюджетные деньги на софинансирование этих проектов мы тоже предусматриваем на трехлетний период. Действительно большие деньги начинают приходить в субъекты РФ на реализацию национальных проектов.

Да, мы не участвуем пока формально в проекте "Наука", но заявились в этом году на формирование научно-образовательного центра мирового уровня. Первые пять регионов в прошлом году получили такой статус, еще 15 регионов в 2020-2021 году будут проходить эту процедуру. Кировская область идет в этом направлении очень последовательно.

В позапрошлом году в регионе зарегистрировали биофармацевтический кластер, третий в РФ после Москвы и Санкт-Петербурга, – это возможность реализации проектов от идеи до производства готовой лекарственной формы, которая включает в себя теоретическую разработку, клинические испытания, попадание в национальные календари, получение заявок и производство.

Мало кто знает, что именно у нас в Кирове начали выпускать первые отечественные антибиотики – пенициллин и стрептомицин. Производство этих лекарств началось в Кирове в 1940-е годы.

Осознавая, что это наше конкурентное преимущество, что у нас есть собственный медицинский вуз, от биофармкластера перешли к следующему этапу - формированию научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня, который назвали "Биополис". Он будет функционировать в сфере биотехнологий. Попечительский совет возглавит (президент Курчатовского института – ИФ) Михаил Валентинович Ковальчук.

Среди участников НОЦ Курчатовский институт, МГУ, Медицинский институт имени Сеченова, институт Чумакова, а также кировское предприятие "Нанолек", которое работает совместно с крупнейшим производителем вакцин в мире – французским Sanofi, производит 5-валентную вакцину для детей. Кстати, сейчас они заключили соглашение с рядом крупных американских компаний по производству вакцин для животных.

Это вроде бы простая и понятная история, но, тем не менее, все это невозможно было бы сделать на пустом месте. Нужно этой идеей заразить людей, подобрать соответствующие кадры, провести переговоры. Вот это один из примеров нашего участия в национальных проектах.

Вообще, говорить о нацпроектах по отдельности бессмысленно, их нельзя разделять. Например, "Образование". Это и подготовка кадров в экономику, и подготовка кадров для самого образования, это и возможность изменить инфраструктуру образовательных учреждений. И мы действительно хотим изменить подход к инфраструктуре образования. Об этом я в прошлом году докладывал президенту, и мы уже заканчиваем государственную экспертизу подобного рода объекта.

Мы все говорим о необходимости сохранения малокомплектных школ. Но что такое школа? Можно построить коробку, в которой в первую смену с 9 до 13 будут учиться дети, а областной бюджет будет продолжать ее обслуживать оставшийся день. А можно другую историю придумать и реализовать: в небольших городах, где проживает до 20 тыс. человек, где, как правило, есть градообразующее предприятие, сделать образовательное учреждение социокультурным центром.

Здесь нужно строить небольшое образовательное ядро, настоящий кинотеатр, настоящий спортивный зал, настоящую ледовую коробку, настоящий театр, в котором дети могли бы играть, и бассейн. Тогда получится, что сначала одни дети занимаются спортом, смотрят кино, ставят спектакли, а другие учатся, потом они меняются – они целый день заняты. А вечером туда приходят их родители, которым, к сожалению, подчас некуда идти, потому что в таких городах имеющаяся инфраструктура устарела, новая не создается.

Я такой пример приведу: в 1903 году состоялся первый полет братьев Райт. В 1969 году люди стояли на Луне. А мы как строили школы в 1903 году, так и ничего не поменялось. В этой сфере тоже нужны изменения, нужны школы будущего, и, на мой взгляд, один из вариантов – это создание таких социокультурных центров, где ребята смогут вырасти физически здоровыми и там же ходить в "кванториумы" и получать нужную экономике квалификацию через "ВорлдСкиллс", чтобы обеспечить себе будущее в своем же регионе.

Таким образом, у нас одна из задач – объединить все национальные проекты. Скажем, в Кирове была проблема – в угоду застройки жильем не строили ни детских садов, ни школ, ни пунктов милиции. И сейчас мы, получив деньги по национальному проекту "Демография", по национальному проекту "Образование", занялись строительством, причем нового формата.

За последние два года у нас построено семь детских садов - шесть в Кирове и один в Кирсе. Еще пять в столице региона сдадим до конца года. И девять до конца следующего года в районах – за предыдущие 30 лет столько не строилось. Для того чтобы люди узнали об этом, дали старт проекту "Иду в детский сад". У любого человека, особенно молодых мам, появилась возможность на сайте увидеть очередь в каждый из детских садов, увидеть, как он устроен, что в нем есть, какая наполняемость, как движется ваша очередь. Там же можно посмотреть и как продвигается строительство детских садов.

Мы спросили мам, что еще им нужно в этом сервисе, - они попросили показать маршруты общественного транспорта, как от их мест проживания добраться до детских садов, с расчетом времени. Сделали и это. Сейчас напряжение ушло, они наши союзники. А дальше этот сервис сам будет администрировать очередь. Вы зарегистрировались, пришло ваше время, вам путевку доставят.

Точно так же мы действуем в здравоохранении. Все лечебные учреждения первичного звена в области работают по принципу бережливости. Что это такое? Это дружелюбное отношение к людям, и прежде всего, экономия их времени, нервов и здоровья.

Мы восстановили государственную службу "скорой помощи", плюс объединили ее с санитарной авиацией. Все без исключения машины "скорой помощи", вертолеты санавиации и ФАПы оборудовали системами снятия электрокардиограмм с возможностью транслирования результатов в облако. Данные расшифровывают специалисты серьезного уровня, давая рекомендации, что нужно сделать. Это снимает нагрузку также с узких специалистов. Все говорят, что их не хватает. Внедрение таких технологий важно для тех районов, в которых пока что есть дефицит узких специалистов.

Есть очень сложная категория людей, которые нуждаются в гемодиализе. Как это устроено в России до сих пор? В областном центре, как правило, существует отделение гемодиализа, куда человек из отдаленного района должен три-четыре раза в неделю приезжать. Представляете состояние людей? Но эти аппараты достаточно мобильны. Мы разнесли их по районам, поставили несколько аппаратов. Один из них в Вятских Полянах на границе с Татарстаном, и из Татарстана тоже начали ездить к нам на процедуры.

И если в 2014 году у нас медицинскую помощь получили 4 тыс. жителей других регионов, в основном обращались, если что-то случилось в поездке, то по итогам 9 месяцев 2019 года в Кировской области для получения медицинской помощи обратилось более 40 тысяч иногородних пациентов – это в 600-тысячном городе.

У нас есть прямой рейс из города Нарьян-Мар, который привозит нам 80 человек, которые едут не куда-нибудь, а в наши больницы.

И люди же не на один день приезжают, а значит, для них работают гостиницы, предприятия общепита, культурные учреждения и многое другое.

Мы регион, который получает по ОМС одни из самых больших трансфертов из других регионов. За счет чего? Удобная логистика, доброе отношение, хорошие ремонт и оборудование, быстрый и качественный сбор анализов и оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

При этом у нас нет ни одного федерального медицинского центра. Это все на базе наших больниц, которые были обустроены за последние годы. Это говорит о том, что перемен к лучшему можно добиться достаточно быстро.

Говоря о здравоохранении, должен упомянуть также, что мы первыми в России начали реализацию проекта по лекарственному возмещению. Это особенно важно для людей, которые не являются льготниками, а впервые заболели, обнаружились признаки ишемической болезни, риск инсультов, образования тромбов. Врач прописывает лекарство, а оно дорогое, люди не торопятся его покупать. Как стимулировать? Мы ввели в 14 районах эксперимент: человек, получив такой диагноз, но еще не являясь льготником, может купить лекарство с возмещением 60% от стоимости.

Эксперимент очень удачный, и я надеюсь, он будет распространяться на всю страну. Это существенно должно повлиять на принятие пациентами правильных решений.

- Развитие медицинского туризма неразрывно связано с темой транспорта. Кроме того, Кировская область граничит с девятью другими субъектами, вряд ли у кого есть больше соседей. Транспортная составляющая здесь особенно важна.

- Важна. Здесь есть проблемы. До недавнего времени существовали программы субсидирования региональных перелетов. К сожалению, они сейчас находятся в полузамороженном состоянии из-за отсутствия летного парка и по разным другим причинам.

Мы сейчас очень активно развиваем свой аэропортовый комплекс. И для нас, конечно, очень важно восстановление вот таких региональных подходов. С Нарьян-Маром сообщение есть. Возможно, будет восстановлено с Усинском. И, конечно, знаковые для нас объекты – это Татарстан, Самара, Екатеринбург. Нижний Новгород, наверное, менее актуален, поскольку у нас регулярно по Транссибирской дороге идут поезда и до него четыре с половиной часа. А эти регионы – это авиационные хабы, и прямое сообщение с ними повысило бы мобильность людей.

И, разумеется, у жителей региона должна быть возможность отправиться на юг – Сочи, Геленджик. И мы сейчас активно работаем над тем, чтобы летом у кировчан появилась возможность вылетать напрямую как в наши курортные зоны, так и в традиционные для россиян – Турцию, Грецию и т.д. Надеюсь, что это произойдет.

- А мысли не возникало создать свою, к примеру, "Вятка Эйрвейс"?

– И такая идея есть, на базе, может быть, для начала санитарной авиации, она у нас одна из самых успешных региональных компаний. Мы продумываем этот момент.

Может быть, будем искать решения, объединившись с соседними регионами. Ведь очень многие попали в такие ситуации, когда были и авиаотряды, и самолеты, и люди еще остались профессиональные. Мы с Ижевском планируем вести переговоры, с Коми, о том, чтобы даже если не совместную авиакомпанию создать, то, может быть, понять, как можно привлечь в лизинг. Если бы нам удалось на три, на четыре субъекта начать восстанавливать региональные сообщение, дело бы сдвинулось.

- Тема моногородов недавно еще была одной из главных в повестке властей. Что удалось сделать?

- У нас 11 моногородов. Из них, наверно, самые известные это Вятские Поляны и Белая Холуница, которые получили статусы территорий опережающего социально-экономического развития. За время реализации программ развития моногородов нам удалось привлечь порядка 17 млрд рублей инвестиций, а также создать порядка 8 тыс. рабочих мест.

В Вятских Полянах, которые получили статус чуть раньше, уже создано 450 рабочих мест, причем достаточно высокотехнологичные производства туда зашли – это и производство лифтов, и современной посуды, утеплителя и несколько производств, связанные с металлообработкой. И инвестиции порядка 150 млн туда внесены.

Белая Холуница же создана в апреле текущего года, при этом уже заявка одного потенциального резидента одобрена на заседании комиссии, и в ближайшее время с ним будет подписано соответствующее соглашение о ведении деятельности на ТОСЭР "Белая Холуница". Предприятие будет заниматься производством двух видов шпона и лиственных пиломатериалов и планирует создать порядка 60 новых рабочих мест и вложить около 140 млн рублей инвестиций.

Основная задача прежняя: диверсифицировать бизнес в таких городах. Огромный плюс в том, что в моногородах еще есть достаточно квалифицированная рабочая сила, например, в Вятских Полянах - оружейный завод "Молот", который скован сейчас рамками санкционной политики. Наличие альтернативы позволяет людям найти работу.

Отрадно, что к нам в том числе из соседних регионов приходят инвесторы. Например, в Вятских Полянах из сопредельного Татарстана несколько компаний зашли в наш промышленный парк. Думаю, что такое взаимовыгодное сотрудничество должно всегда присутствовать.

У нас открываются новые производства. Вблизи моногорода Кирово-Чепецка открылось производство – звучит, может, не очень масштабно – огнетушителей. Но для небольшого поселка завод с миллиардной выручкой, который будет работать с МЧС и другими крупными структурами, значит очень много.

Между прочим, один из наших производственных кейсов попал в лучшие инвестиционные практики 2019 года по стране. Есть такой уникальный завод "Кировский машзавод 1 мая", единственный в стране производитель железнодорожных кранов. Два года назад предыдущие владельцы решили его обанкротить и площадку отдать под строительство. Совместно с правительством предприниматели этот завод "подхватили", и за два года не уволили ни одного человека, а наоборот приняли больше. Сейчас на предприятии работают 750 человек с очень хорошей средней зарплатой. Это 750 семей, которые уверены в своем будущем.

И недавно состоялось большое событие. За эти два года выхода из банкротства был разработан новый кран для железной дороги грузоподъемностью 150 тонн, что само по себе ново, таких раньше не было, который может сам двигаться в составе поезда.

Раньше железнодорожный кран был устроен так: разбирали, привозили, собирали. Тот, что разработан на нашем заводе, сам подцепляется к любому составу, условно его можно подцепить даже к "Ласточке" и привезти на место. За 12 минут он разворачивается полностью. Кран может снять два вагона в аварийном состоянии и убрать с путей.

На презентации были представители порядка семи стран – Монголия, Украина, Польша, Белоруссия, Германия, представители железной дороги.

- Согласно стратегии экономического развития Кировской области до 2020 года, приоритетом в среднесрочной и долгосрочной перспективе было развитие инновационного сектора экономики. Расскажите, пожалуйста, о достигнутых результатах. Есть ли изменения в структуре региональной экономики?

- Конечно, есть вопросы, о которых мы постоянно говорим, к примеру, импортозамещение. Дело хорошее, но локальное, потому что это нужно здесь и сейчас, с точки зрения загрузки наших оборонных предприятий очень правильная история. Но мне кажется, вопрос гораздо более существенный – это все-таки прорывные технологии, где мы могли бы стать лидерами в мире. Для Кировской области такими прорывными технологиями как раз являются биотехнологии.

Это и накопленные результаты за предыдущие десятилетия, это огромная школа научных кадров, это производственные предприятия, которые уже есть. Это прорыв в мире. Мы практически единственные, кто делает вакцины от таких серьезных заболеваний, как сибирская язва. И когда случаются где-то трагедии - мы всегда очень быстро производим, делаем, замещаем. Это истории, связанные с вакцинацией населения от тяжелейших заболеваний, коклюша и других, детские 5-валетные вакцины.

Это прорыв в области иммунобиологии, где мы не просто замещаем какую-то импортную продукцию, а сами мировые лидеры в этой сфере. И конечно, мы хотим придать нашему будущему научно-образовательному центру мирового уровня, во-первых, соответствующий статус, а во-вторых, сделать отдельный город под названием "Биополис", где есть место кампусу для студентов, приглашенным профессорам, производственным мощностям.

Мне кажется, что прорыв – это очень важная история. И конечно, важно поддерживать высокотехнологичные связи. Например, очень много лет работает в Кирове предприятие Candy, совместное с итальянцами (выпускает стиральные машины – ИФ). Есть компания Pirelli, один из крупнейших производителей шин, 90% продукции выезжает в Европу. И работает она в Кирове.

Мы достаточно успешны в деревянном домостроении, в производстве широкоформатной фанеры, а это очень непростое производство. У нас несколько заводов действительно мирового уровня. Это и "Сегежа групп" (входит в АФК "Система" – ИФ), и в городе Мураши появился современный завод, построенный за полтора года в чистом поле на полностью японском оборудовании.

Причем коллеги-инвесторы подошли очень правильно: они сразу же строят и жилье, и коммунальную инфраструктуру, а поскольку там производственные мощности огромные, у них избыток по теплу, по энергетике, весь город уже к ним запитывается.

Но, конечно, сосредоточение, квинтэссенция высоких технологий – это медицина. Сейчас у нас будет строиться ПЭТ-центр для диагностики и лечения онкологии, такие есть в Москве и в Санкт-Петербурге. Почему у нас? Казалось бы, мы же не миллионник. Но у нас уже есть поток пациентов. Поэтому мы хотим здесь и сосредоточить все связанное с биомедицинским, технологическим кластером.

- Поговорим о сельском хозяйстве. Кировская область не богата плодородными землями, но как вы оцениваете состояние отрасли животноводства и птицеводства? Есть ли примеры устойчивых и растущих местных агропредприятий, интересует ли эта отрасль сторонних инвесторов?

- У нас очень серьезный сельскохозяйственный комплекс. Конечно, в силу наших климатических особенностей это мясное и молочное животноводство. В регионе есть большие свиноводческие комплексы, сейчас начинает восстанавливаться разоренное в 90-е годы птицеводство.

И по молоку мы, как ни странно, входим в пятерку лидеров в стране по абсолютному производству и занимаем второе место по продуктивности производства. У нас нет нефти, но мы в ближайшие годы планируем производить миллион тонн молока. Миллион тонн. Это очень серьезная цифра.

По свинине мы занимаем достаточно большой процент.

И мы не идем по пути мелкотоварного производства. Мы же не Ставрополье, не Краснодарский край. У нас крупнотоварное производство. А это гарантия качества. Это стабильная цена и возможность заключать договоры.

У нас есть одна проблема, которой долгие годы никто не занимался. У нас небольшая область, собственного потребления мало. Поэтому мы все отправляли куда-то в сыром виде. Но настал момент, когда мы самый профицитный по молоку регион в Российской Федерации. И я думаю, в ближайшее время переработка должна появиться.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще