Ожидаемое решение: ЕС продлил антироссийские санкции на полгода
 
По собственному желанию: Кобзев сменил Левченко на посту главы Иркутской области
  
Субсидии на развитие: "Звезда" получит от правительства 22 млрд руб. на строительство танкеров
 
   
INTERFAX.RU
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
СКАН | СПАРК | СПАРК-Маркетинг | Образование | Военные новости | Interfax.com            

Вход для подписчиков 

Главные события
 


Новости Поволжья
 Общество все новости
 Происшествия все новости
 Экономика все новости
 
Новости подготовлены информационным агентством "Интерфакс-Поволжье"

оформить подписку
 

Репортаживсе репортажи
11.12.19   17:05

11.12.19   14:50
 
Эксклюзив
02.12.19 15:06

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин: "Предприниматели о господдержке знают мало или не верят в ее доступность. Надо ломать эти стереотипы"

Нижегородская область много лет ведет систематическую работу с малым и средним бизнесом, созданы и работают центры поддержки предпринимательства, МФЦ для бизнеса, бизнес-инкубаторы, технопарк "Анкудиновка". Поддержка малого и среднего предпринимательства стала отдельным нацпроектом. О том, что даст участие в нацпроекте региону и какие меры господдержки могут получить предприниматели, рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

            - В начале ноября начал работать центр "Мой бизнес" в Нижнем Новгороде, который позволяет в одном месте получить весь спектр услуг для предпринимателей. Не отпадет ли необходимость в существующих центрах поддержки с появлением центра "Мой бизнес" и окон этого центра в муниципалитетах?

            - Нет, конечно. Центр и окна "Мой бизнес" созданы, чтобы упростить предпринимателям работу, чтобы им не приходилось ходить по разным учреждениям и кабинетам. "Мой бизнес" позволяет в одном месте узнать все о мерах господдержки, предоставляемых разными структурами, и заказать нужные услуги. При этом сами услуги, меры поддержки продолжают оказывать различные организации.

            Главное, что в центрах и окнах "Мой бизнес" можно получить консультации по работе с госорганами, возможностям развития бизнеса при поддержке государства. Там могут объяснить предпринимателю, какие у него есть варианты, что лучше выбрать. Как показывает практика, именно такой консультативной помощи бизнесу часто и не хватало.

            Несмотря на то, что у каждой структуры сегодня есть сайт, о мерах господдержки можно найти много информации в интернете, многие предприниматели все равно отмечают, что о господдержке знают мало или вообще не верят в ее доступность, даже не пытаются разобраться. Надо ломать эти стереотипы. Думаю, центр и окна "Мой бизнес" в этом помогут, тем более что мы решили, что, по крайней мере, в первые месяцы работы центра и "горячей линии" еженедельно на вопросы предпринимателей будут лично отвечать руководители разных госструктур.

            - До начала реализации нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" из бюджета области также выделялись средства на поддержку предпринимателей. Расскажите, какие формы поддержки существовали ранее, что появилось или появится в ближайшее время на уровне региона и за счет региональных средств? Какие дополнительные возможности получат предприниматели за счет реализации нацпроекта?

            - Если коротко, то в рамках нацпроекта средства на поддержку бизнеса выделяются, в основном, из федерального бюджета и в намного большем объеме, чем раньше. Соответственно, поддержку сможет получить больше предпринимателей.

            Региональная составляющая нацпроекта включает более 200 мероприятий. Это и расширение доступа к льготному финансированию, и старт целого ряда обучающих программ и программ по выращиванию бизнес-проектов.

            Например, в рамках обучающей программы "Мой бизнес" для старшеклассников и студентов проведут курс по основам предпринимательской деятельности. Начинающим бизнесменам предложат поучаствовать в программе наставничества: предполагается, что за каждым участником (всего их будет около 200) закрепят ментора из лидеров бизнеса, который будет лично консультировать подшефного по развитию проекта. Кроме того, был объявлен конкурс бизнес-идей: в результате отбора 10 лучших проектов будут представлены потенциальным инвесторам и получат поддержку Ассоциации развития кластеров и технопарков России.

            Еще один новый для нашего региона конкурс - "Фабрика готового бизнеса". Его победители получат финансирование франчайзинговых контрактов. Конкурсная комиссия отберет 100 лучших проектов, и для их авторов мы организуем тренинг, который поможет им доработать свои проекты. Среди доработанных проектов снова проведут отбор и определят 10 лучших. Защита "десятки" пройдет очно, и уже в зависимости от ее результатов будут распределены призовые места и финансирование на приобретение франшизы. Так, для победителя эта сумма составит 500 тыс. руб., серебряный призер получит 300 тыс. руб., бронзовый - 200 тыс. руб., и по 100 тыс. руб. получат финалисты, занявшие с 4-го по 10-е место. Эти средства можно будет направить на оплату паушального взноса за выбранные ими франшизы.

            Льготное финансирование предоставляют и федеральные, и региональные институты развития.

            Например, по итогам третьего квартала малый и средний бизнес получил более 11 млрд руб. под 8,5% годовых по программе "1764", разработанной Минэкономразвития России совместно с АО "Корпорация "МСП". Для сравнения: в прошлом году в рамках аналогичной программы (программа "1706") было привлечено 4,7 млрд руб. Господдержкой воспользовались 139 региональных компаний. Нижегородская область заняла первое место в ПФО по объему привлекаемого финансирования.

            Малый и средний бизнес в регионе стал чаще пользоваться услугами льготных микрозаймов и поручительства от "Агентства по развитию системы гарантий и Микрокредитной компании для субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области".

            В этом году портфель региональной микрофинансовой организации был увеличен на 90 млн руб. и на 167 млн руб. - объем региональной гарантийной организации. Теперь нижегородские предприниматели могут получить льготный кредит до 5 млн руб. под 3,25-10% годовых и поручительства до 25 млн руб. С начала года уже выдан 91 заем на 170 млн руб. и 130 поручительств на 895 млн руб.

            На льготных условиях кредитует предприятия и региональный Фонд развития промышленности вместе с федеральным. За пять лет Фонд одобрил шесть заявок на предоставление займов предприятиям совместно с Фондом развития промышленности РФ. В общей сложности компаниям одобрили предоставление 310,1 млн руб., из которых 93,1 млн - средства регионального фонда, 217 млн - федерального. Кроме заявок на софинансирование с региональным фондом, федеральный фонд одобрил выделение средств 18 нижегородским проектам на 5,3 млрд руб. Общий объем инвестиций профинансированных проектов составляет 10,3 млрд руб. Сейчас в работе федерального ФРП находится еще восемь заявок от предприятий Нижегородской области на общую сумму 2,2 млрд руб.

            Добавлю, что Нижегородская область поддерживает предпринимателей и за рамками нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство". Например, программы поддержки малого социального бизнеса правительство реализует совместно с крупным. Так, с Выксунским металлургическим заводом мы ведем проект "Начни свое дело", а с Российским федеральным ядерным центром - "Путь к успеху". По этим программам предприниматели в Выксе и Сарове получают гранты от предприятий, а областные власти проводят обучение, организовывают консультации и помогают стартапам развиваться.

            - По данным регионального Минпрома, в настоящее время большая часть работающих в МСП заняты в сфере торговли. Задача работы с малым бизнесом - сделать эту сферу более дифференцированной. В каких отраслях вы хотели бы видеть новых предпринимателей?

            - Хотелось бы в разных. Малый и средний бизнес нужен в любых сферах, главное, чтобы продукция или услуги были качественными, востребованными нижегородцами.

            Действительно, по статистике, основная часть малых и средних предприятий работает в сфере торговли, ремонта автотранспорта, бытовых изделий - более 35%. Кроме того, значительное количество предпринимателей заняты в строительстве, обрабатывающих производствах, транспорте и связи и операциях с недвижимым имуществом.

            Но намечаются и новые тенденции, например, растет доля социального бизнеса. Если еще два года назад во всей Нижегородской области было всего около 200 социальных компаний, оказывающих инновационные услуги для людей с ограниченными возможностями, пожилых и тяжелобольных нижегородцев, предлагающих авторские образовательные программы детям с особенностями развития, то сейчас их порядка 2 тысяч. Причем появились и компании, создающие инновационные средства реабилитации и технические приспособления для людей с ограниченными возможностями здоровья. Только на последнем международном форуме "Иннопром" Нижегородская область представила первый отечественный инвалидный подъемник на любые виды транспорта "Силач", спортивный костюм с интегрированными сенсорами и микрокомпьютером "кибертренер" для реабилитации после травм и подготовки спортсменов. Кстати, подъемники "Силач" теперь устанавливаются на социальные такси в рамках нацпроекта "Демография", то есть недавно созданная нижегородская компания смогла стать полноценным участником масштабного федерального проекта.

            Еще одна тенденция последнего времени - рост количества высокотехнологичных, инновационных и наукоемких компаний. Это во многом результат работы технопарка "Анкудиновка", в состав которого входит и Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор. В среднем в России из 100 инновационных стартапов успешными стабильными компаниями становятся только 10. В Нижегородской области этот показатель выше - 13%. В технопарке начинающим предпринимателям предоставляют помещение на льготных условиях, помогают с юридическим сопровождением, поиском инвесторов. Все это помогает стартапу пережить так называемую "долину смерти" - начальный, самый трудный период развития инновационной компании, когда идея уже есть, а инвесторы еще не готовы в нее вкладываться.

            - Наш регион - промышленный, насколько необходимо развивать именно МСП? Может, стоит сконцентрировать усилия на крупных производствах и их поддержке? Каков вклад малого бизнеса в экономику региона?

            - Традиционно Нижегородская область считается регионом крупного промышленного бизнеса, и это действительно так. Но это не означает, что на нашей территории нет перспектив для развития предпринимательства. Вообще в современных экономических условиях малый и средний бизнес - один из драйверов экономического развития.

            Малый и средний бизнес сегодня вносит значительный вклад в экономику Нижегородской области. Оборот более 1 тлрн рублей в год, число занятых в этой сфере - около 470 тысяч нижегородцев, то есть почти каждый пятый трудоспособный житель региона. Кроме того, бизнес пополняет бюджет Нижегородской области, то есть принимает участие в строительстве школ, ФОКов, медицинских учреждений и так далее. Например, только за 10 месяцев 2019 года поступления в бюджет от малого бизнеса выросли на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 10,5 млрд рублей. В целом, в последние три года сохраняется тенденция роста поступлений в бюджет от малого и среднего бизнеса.

            Кстати, со следующего года у муниципальных властей Нижегородской области появится дополнительный стимул к развитию предпринимательства на своих территориях, мы специально пошли на такой шаг.

            До сих пор доходы от упрощенной системы налогообложения в полном объеме поступали в областной бюджет. С 2020 года 20% доходов от УСН будет оставаться в местных бюджетах, что позволит увеличить доходы муниципалитетов на 1,8 млрд рублей.

            Учитывая, что этот налог платят представители малого и среднего бизнеса, перераспределение доходов послужит дополнительной мотивацией местных властей к развитию предпринимательства. Чем лучше будет чувствовать себя бизнес, тем выше уровень налоговых поступлений, а значит, у района появятся дополнительные деньги на ремонт дорог и социальных учреждений, благоустройство улиц и дворов. Уверен, что и предпринимателям важно, чтобы их налоги "работали" там, где они живут. Все это способствует появлению новых рабочих мест, что крайне важно для районов.

            При этом сохраняются все предусмотренные региональным законодательством виды нецелевой финансовой помощи местным бюджетам - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотация на сбалансированность бюджетов.

            Дополнительно к увеличению доходов местных бюджетов за счет передачи 20% УСН мы планируем также повысить на 2020 год объем дотаций муниципалитетам более чем на 10%. Это позволит значительно увеличить финансовые возможности муниципалитетов по реализации собственных полномочий.

            Вообще развитие и поддержка предпринимательского сообщества - это одна из основных задач органов исполнительной власти и местного самоуправления. Хочу подчеркнуть, что без совместной работы, без конструктивного, открытого диалога органов власти, местного самоуправления, предпринимателей и общественных организаций мы не сможем достичь очень важной для нашей страны цели, обозначенной президентом России в майском указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

            - Не первый год поднимается тема внутриобластной кооперации, крупные промпредпредприятия могут стать заказчиками для малого бизнеса. Также обсуждается тема "доращивания" малого бизнеса и создания новых малых и средних предприятий под заказ крупного бизнеса. Нет ли опасности, что малые предприятия, созданные под конкретные потребности крупного производителя, могут стать в какой-то момент ненужными? Входящие в холдинги производства уйдут к другим поставщикам?  

            - Перемены, конечно, могут быть, ведь рынок постоянно в движении. И малый и средний бизнес тоже может менять заказчиков.

            Другое дело, если малое предприятие приняло участие в программе выращивания поставщиков, стало более конкурентоспособным, увеличило технические мощности по производству определенной продукции, то даже если оно разорвет контракт с одним заказчиком, ему будет намного проще искать новых партнеров, чем до участия в программе. К тому же, если поставщик выдерживает конкуренцию и по качеству, и по цене продукции, никто не захочет с ним разрывать отношения.

            В любом случае, мы заинтересованы в том, чтобы крупные заказчики максимально сотрудничали с местным нижегородским бизнесом. Такая кооперация полезна и заказчикам, и нашим предпринимателям, и региону, ведь дополнительные поступления идут в наш бюджет.

            Поэтому развитие сотрудничества малого бизнеса и крупных предприятий - одна из важных для экономики региона задач. Повторюсь, в этом очень заинтересован и сам бизнес. Показательный пример: когда мы открывали центр "Мой бизнес" в Нижнем Новгороде, мы предложили предпринимателям сообщать свои предложения по улучшению бизнес-климата в Нижегородской области по отдельному номеру телефона. В первые же дни работы сервиса представители малого бизнеса попросили нас о проведении консультаций по участию в закупках крупных компаний. Теперь эту услугу также можно получить в центре "Мой бизнес".

            В рамках нацпроекта Нижегородская область стала одним из пилотных регионов России, где заработала программа выращивания поставщиков. По сути, это формирование индивидуального плана развития каждой компании-участника, с подбором необходимых именно ей мер господдержки. Более того, если будет такая необходимость, мы готовы принимать новые меры господдержки для участников проекта. Пока в программе участвуют 4 нижегородские компании, но их круг будет расширяться.

            Кроме того, есть более масштабная по количеству участников программа - проведение так называемых Дней поставщика. Этот проект правительство области реализует вместе с Корпорацией МСП. Суть программы в мониторинге закупок крупнейших заказчиков и регулярном проведении совместных собраний представителей заказчиков и малого и среднего бизнеса, которые могли бы принять участие в закупках. Предпринимателям рассказывают об особенностях контрактов, требованиях к продукции, отвечают на их вопросы. Важно, что бизнесу рассказывают, в том числе, и о закупках, которые только планируется провести в будущем, то есть у малого бизнеса есть возможность подготовиться, понять, могут ли они наладить производство новых видов продукции. Эта программа уже дала заметные результаты.

            В Нижегородской области только за первые 8 месяцев этого года объем закупок у малого и среднего бизнеса превысил 57 млрд рублей - кстати, это почти столько же, сколько за весь прошлый год. Около 2500 компаний заключили почти 10 тыс. договоров с крупнейшими заказчиками. По этому показателю регион занял 1 место в ПФО.

            - Нижегородская область в 2019 году выделила из бюджета региона почти 100 млн рублей на софинансирование программ поддержки предпринимательства в муниципалитетах. Почему так необходима инициатива от регионов по поддержке МСП? Почему нельзя на уровне всего региона утвердить общие для всех меры поддержки? Как будет проводиться отбор программ поддержки бизнеса и как будут распределены эти средства по итогам отбора?

            - Необходимость в инициативе муниципальных образований состоит в том, что администрации муниципальных районов и городских округов, центры поддержки предпринимательства и бизнес-инкубаторы, расположенные в муниципальных образованиях, подробно осведомлены о структуре бизнеса в своих районах и о видах необходимой им поддержки, так как работают с ними напрямую. Проще говоря, они ближе всего к бизнесу, его конкретным потребностям.

            В свою очередь, областное правительство дает право выбора муниципалитетам при выборе направления поддержки. Таким образом, они могут выбрать направления поддержки, которые более необходимы для развития предпринимательства на территории конкретных районов.

            Сейчас, к сожалению, районные программы поддержки бизнеса эффективно работают далеко не во всех муниципалитетах, и эта ситуация меня, как руководителя региона, не устраивает.

            В этом году мы провели опрос предпринимателей во всех районах Нижегородской области и составили рейтинг муниципалитетов по развитию предпринимательства. Кроме опроса, учитывали также данные статистики. Кстати, как правило, самые низкие оценки работе власти дали предприниматели из тех районов, где и экономические показатели не на высоте. Это не случайное совпадение - мы проанализировали ситуацию. В "отстающих" муниципалитетах практически отсутствует инфраструктура поддержки бизнеса, плохо работают районные программы развития предпринимательства. Это оценка качества работы муниципальных властей.

            В числе муниципалитетов-лидеров оказались Дальнеконстантиновский, Городецкий районы и городской округ Семеновский. "Отстающих" здесь перечислять не буду, но уверяю вас, что оценку их работы по развитию предпринимательства в районах им озвучили.

            Я прошу руководителей муниципалитетов обратить серьезное внимание на свои показатели, они будут учитываться при оценке эффективности работы муниципальных властей в целом.

            Со своей стороны, как уже говорилось, на региональном уровне мы приняли решение увеличить господдержку малого и среднего бизнеса в дополнение к мероприятиям нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство". В этом году дополнительно выделили из областного бюджета 96 млн рублей на софинансирование местных, муниципальных программ развития предпринимательства. То есть теперь в районах не смогут сказать, что возможностей для реализации местных программ поддержки бизнеса не было. Возможности есть, но надо активно работать, чтобы их реализовать.

            Субсидии муниципалитетам от 0,3 млн до 30 млн рублей будут распределяться по итогам конкурсного отбора. Больше денег получат те, кто представит наиболее проработанные программы поддержки. По предварительным оценкам экспертов, в конечном счете государственной поддержкой смогут воспользоваться более 300 предпринимателей из районов области, что позволит создать около 500 новых рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса.

            Софинансирование муниципальных программ не исключает использования остальных мер господдержки бизнеса, действующих во всем регионе. Эти программы будут дополнять друг друга.

Читайте нас в "Яндекс. Новости", подписывайтесь наш канал в "Яндекс.Дзен"


версия для печати    |    сообщить новость    |    копировать в блог


Другие материалы раздела
  30.11.19 21:00
Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе:
"Казанская обсерватория известна на весь мир"
.
  28.11.19 10:07
Глава Удмуртской республики Александр Бречалов:
"Экспорт товаров из Удмуртии должен прирастать на $100-200 млн ежегодно"
.
  26.11.19 15:02
Министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Оксана Бреднева:
"Власти Пермского края выделили аграриям 80 млн рублей для компенсации последствий дождливого лета"
.
  21.11.19 18:03
Победитель конкурса "Мама-предприниматель-2019" Татьяна Белова:
"Как начать свое дело, отвечают в Центре "Мой бизнес"
.
  20.11.19 17:34
Губернатор Кировской области Игорь Васильев:
"Говорить о нацпроектах по отдельности бессмысленно, их нельзя разделить"
.
  06.11.19 10:29
Министр промышленности и торговли Самарской области Михаил Жданов:
"Национальные проекты - это основной механизм повышения конкурентоспособности предприятий"
.
  01.11.19 11:56
Председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов:
"Само географическое положение нашего региона обязывает развивать связи со странами исламского мира"
.
  21.10.19 13:02
Главный инженер филиала ПАО "РусГидро"-"Камская ГЭС" Сергей Двинянинов:
"Инвестиции в модернизацию оборудования станции в 2020 году вырастут более чем в два раза"
.
  09.10.19 08:00
И.о. вице-премьера правительства Башкирии Ильшат Фазрахманов:
"У нас появилась "настольная" книга по развитию, в которой заявлены планы аграриев – дерзкие, амбициозные, но реализуемые"
.
  07.10.19 13:19
Профессор РАН Илья Зайцев:
"Российский период является ключевым в историческом развитии татар"


предыдущаяследующая

Поиск  Выбор даты 

Поиск:
 за период:
с 
по 
 



Точка зрениявсе материалы
 




  Об "Интерфаксе"   |   Контакты   |   Реклама на сайте

Rambler Top100    

Партнер Рамблера

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

     

Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса".

Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.

Условия использования информации   |   Запрещено для детей   |   Политика обработки персональных данных   |   Выходные данные
разработка : web.finmarket