Эксклюзив 9 ноября 2010 г. 13:48

Губернатор Ульяновской области С.Морозов: "В регионе сформирован авиационный кластер мирового уровня, и его развитие будет нашим основным приоритетом"

Губернатор Ульяновской области С.Морозов: "В регионе сформирован авиационный кластер мирового уровня, и его развитие будет нашим основным приоритетом"

            О перспективах развития Ульяновской области, ее инвестиционном потенциале, о нынешней общественно-политической ситуации в регионе рассказал в эксклюзивном интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" глава области Сергей Морозов.

            - Сергей Иванович, минувшее лето было жарким - в прямом смысле этого слова. Весь юг Ульяновской области буквально полыхал. И все-таки удалось избежать не только жертв, но и крупных пожаров в населенных пунктах, что, к сожалению, происходило в Нижегородской, Воронежской и Волгоградской областях. С другой стороны, пожары в Ульяновской области все-таки были - и пожары масштабные. Какие уроки извлекло из минувшего лета региональное руководство?

            - Действительно, правительство региона проделало большую работу по ликвидации природных пожаров. Но, к сожалению, 9 жилых и 11 нежилых домов мы все-таки не уберегли. На учет в связи с утратой жилья были поставлены 9 семей общей численностью 12 человек.

            Всем пострадавшим от стихии была оказана адресная материальная помощь на текущие расходы. Из федерального бюджета поступило 8 млн рублей на строительство жилья для погорельцев. Дом был возведен всего за 2 месяца. Ускоренными темпами подводилась вся инфраструктура, коммуникации. Местные органы власти оперативно решили вопросы о выделении земельного участка, выдали разрешение застройщику на строительство. Большое спасибо хочу сказать строителям, которые в сжатые сроки смогли возвести такой уютный дом. Дом, где есть вода, газ, тепло, телефонная связь, Интернет и необходимая мебель.

            Также из указанных средств и средств областного бюджета пострадавшим оказана материальная помощь для возмещения утраты имущества на общую сумму 2,4 млн рублей. Свою лепту внес и Пенсионный фонд, оказавший социальную помощь неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате природных пожаров, в сумме 200 тыс. рублей (8 человек получили по 25 тыс. рублей).

            Кроме того, мы приняли решение оказать помощь еще 90 семьям, которые пострадали в пожароопасный период от пожаров, которые не относятся к категории природных, но которые произошли не по их вине. В числе таких семей есть и семьи с детьми, и с инвалидами, и семьи пенсионеров. Всем им будет оказана помощь как в приобретении предметов первой необходимости, так и в восстановлении жилья.

            Отмечу, что с начала пожароопасного сезона произошло более 800 лесных и степных пожаров. В их тушении участвовали около 13 тысяч человек и более 3 тысяч единиц техники. Для тушения лесных пожаров создано 108 лесопожарных бригад. Введен запрет на посещение населением лесов.

            Для борьбы с пожарами в рамках областной целевой программы "Развитие системы пожарной безопасности в Ульяновской области" выделено 12,2 млн рублей на создание малочисленных пожарных частей областной пожарной группировки. В настоящее время создано 6 постов, до конца 2010 года будет создано дополнительно 5 постов. Это одна из серьезных мер, которая позволила сократить время прибытия к месту пожара и, следовательно, минимизировать ущерб.

            В целях оперативного реагирования и эффективного тушения лесных пожаров образовано областное государственное учреждение "Центр по обеспечению пожарной безопасности", имеющее 5 подразделений в районах, наиболее подверженных лесным пожарам, укомплектованных противопожарной техникой, оборудованием, специалистами.

            В 2010 году в связи с чрезвычайной ситуаций с лесными пожарами за счет средств резервного фонда правительства Ульяновской области было выделено дополнительно 22,8 млн рублей. На указанные средства приобретены мобильные средства тушения. Большую помощь в тушении пожаров оказали члены добровольной пожарной охраны. Большое им спасибо за их бескорыстный труд.

            В 2011 году планируется продолжить мероприятия по предупреждению пожаров. Будет выделено более 20 млн рублей на создание 10 малочисленных пожарных постов в муниципальных образованиях области. На охрану лесов от пожаров будет направлено 25 млн рублей. Данные средства будут использованы для приобретения специальной техники и противопожарные работы.

            - Вы в последнее время неоднократно заявляли, что Ульяновская область постепенно выходит из кризиса, восстанавливаются докризисные объемы производства, растут доходы населения. Какими цифрами Вы можете это проиллюстрировать?

            - По итогам социально-экономического развития за 9 месяцев текущего года можно констатировать, что по большинству показателей регион по-прежнему удерживает достигнутую высокую планку.

            Индекс промышленного производства по итогам 9 месяцев, по-прежнему, имеет высокое значение – 137,1%. По этому показателю регион вот уже полгода стабильно занимает первое место в Приволжском федеральном округе. В целом по РФ индекс промпроизводства составил 108,9%. Мы просчитали, что даже если индекс промышленного производства по итогам года составит 121%, что является вполне достижимым, это будет означать, что мы превысили показатели докризисного 2008 года.

            Составляющие индекса промышленного производства имеют следующие результаты по отношению к прошлому году:

Добыча полезных ископаемых 107,3%.

Обрабатывающие производства 142,0%.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 102,7%.

            По результатам девяти месяцев рост оборота розничной торговли составил 106,6%. Показатель демонстрирует хорошую динамику, ежемесячно увеличивая темпы: от 100,4% в апреле до 102,8% в июне, 105,5% - в августе. Немаловажную роль в увеличении покупательского спроса играют проводимые на территории области сельскохозяйственные ярмарки. На них продовольственная группа товаров представлена по социальным ценам.

            Уровень зарегистрированной безработицы по итогам 9 месяцев имеет минимальное значение в текущем году – 1,41%. Это даже ниже докризисного показателя. Замечу, что 2010 год мы начинали с показателем 2,24%. На начало октября в области уже создано 17,5 тыс. рабочих мест.

            Среднемесячная заработная плата по предварительной оценке специалистов регионального Минэкономики оставила 13 тыс. 100 руб., или 115,1% по отношению к прошлому году. По темпам роста зарплаты регион стабильно занимает второе место среди регионов ПФО. Многие предприятия области вместе с увеличением объемов производства проводят индексацию заработной платы. Уровень заработной платы на сегодня превышает показатель 2008 года более чем на 26%.

            Рост прибыли показывают практически все основные бюджетообразующие предприятия области. Учитывая достаточно высокую скорость их восстановления после кризиса и возросшие объемы производства, мы прогнозируем по итогам 2010 года 126% по отношению к 2009 году или 18,1 млрд. руб.

            Положительная динамика наблюдается и в сокращении просроченной задолженности по заработной плате: на 1 октября показатель составил 3,7 млн руб., или 98,9% по отношению к августу текущего года. За три квартала задолженность в целом сократилась на 30% и на протяжении года остается одной из минимальных в ПФО. Даже в благополучный 2008 год задолженность в регионе превышала 10 млн руб.

            Уровень инфляции в потребительском секторе области (по отношению к декабрю 2009 года) составил 107,4%. Это меньше показателя аналогичного периода докризисного 2008 года на 4,2%. Индекс цен на платные услуги практически вернулся на уровень апреля, что говорит о стабильной политике в области тарифообразования.

            Что касается строительного сектора, за январь-сентябрь текущего года введено 291,9 тыс. кв. м. жилья. Впервые с начала года уровень прошлого года превышен на 1,6%. Уровень 2008 года по вводу жилья превышен на 7,8%. Однако, несмотря на то, что на сегодня мы достигли показателей 2008 года, мы отдаем себе отчет в том, что нам будет непросто выйти на рубежный для нас уровень в 500 тыс.кв.м.

            Кроме того, хотелось бы отметить, что по итогам социально-экономического развития регионов ПФО за 9 месяцев 2010 года Ульяновская область заняла 5 место. Начиная год с 12 места, к маю месяцу регион вышел уже на 5 позицию. Пятый месяц подряд Ульяновская область занимает первое место по индексу промышленного производства в Приволжье и входит в первую пятерку регионов Российской Федерации. Впервые в этом году 5 место в рейтинге регионов ПФО разделили сразу 3 субъекта: Ульяновская область, Саратовская область и республика Башкортостан. По итогам 9 прошедших месяцев года наш регион опередил ряд очень сильных и устойчивых в своем развитии регионов, например Нижегородскую, Пензенскую, Оренбургскую области, республику Удмуртию ит.д.

            Все эти показатели социально-экономического развития Ульяновской области дают нам возможность говорить о том, что в большинстве своем нам удалось преодолеть последствия кризиса и начать новый виток развития. Однако говорить о том, что мы добились всего, чего хотели, рано. Впереди еще много работы, и останавливаться на достигнутом мы не намерены.

            - Еще до начала появления негативных тенденций в российской экономике Ульяновская область заявила, что приступает к осуществлению ряда крупных инвестиционных проектов. Как кризис повлиял на ход их реализации. Какие новые проекты реализуются в регионе в настоящее время?

            - Мировой финансово-экономический кризис повлиял на все сферы жизни, но не остановил развитие Ульяновской области. Регион почти не потерял набранный в предыдущие годы высокий темп роста инвестиций. В рейтинге социально-экономического развития субъектов Приволжского Федерального округа по итогам 2009 года Ульяновская область заняла шестое место. Это - лучший показатель, достигнутый регионом за последние десять лет.

            В октябре 2010 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило имеющиеся долгосрочные кредитные рейтинги Ульяновской области с прогнозом по всем рейтингам "Стабильный". Данные рейтинги присваиваются Ульяновской области уже в третий раз, начиная с 2008 года. Подтверждение рейтинга региона свидетельствует о приемлемых бюджетных показателях и низком уровне прямого риска. Это, в свою, очередь, отражает стабильное развитие региона, его инвестиционную привлекательность.

            Только в текущем 2010 году состоялось открытие завода по производству керамического кирпича в Вешкаймском районе, регионального центра лазерной коррекции зрения, завода сухих строительных смесей компании Henkel, завода по производству газосиликатных изделий компании КПД-2, контактного центра компании "МТС", гипермаркета компании "Магнит", торгово-развлекательного комплекса "Пушкаревское кольцо". Пущены в эксплуатацию 1-я очередь пивоваренного завода транснациональной компании SABMiller и 1-я очередь фабрики по производству кормов для домашних животных компании Mars. До конца 2010 года планируется открыть хлебозавод компании САХО, производство компании "КТЦ Металлоконструкция", производство порошков, сорбентов и наполнителей на основе диатомита датской компании "Скамол", рестораны быстрого питания американской компании McDonald’s.

            Не так давно Ульяновская область подписала инвестиционное соглашение с "Объединенной авиастроительной корпорацией России" о строительстве нового инновационного завода по производству изделий из полимерных и композиционных материалов с объемом инвестиций в $250 млн.

            В промзоне "Заволжье" компания Mars уже начала строительство второй очереди завода по производству кормов для домашних животных. Также в промышленной зоне "Заволжье" в 2011 году производитель автомобильных систем безопасности – компания Takata Petri - планирует начать реализацию проекта по строительству завода по производству автокомпонентов. Соответствующее соглашение было подписано в сентябре текущего года в рамках международного инвестиционного форума в Сочи, сумма привлеченных инвестиций составит не менее 500 млн рублей. Еще с рядом крупных компаний ведутся переговоры.

            В целях создания необходимых условий для осуществления деятельности инвесторов в регионе ведется работа по организации еще двух региональных промзон по подобию промышленной зоны "Заволжье" – в Новоспасском районе и городе Новоульяновск.

            Особо значимым для области является сотрудничество с ГК "Роснанотех", направленное на развитие высокотехнологичных производств. В конце марта 2010 года на правлении госкомпании была успешно защищена целевая программа сотрудничества ГК "Роснанотех" с Ульяновской областью на 2010-2014 годы, охватывающая, практически, все сферы деятельности - от модернизации системы образования до внедрения инновационных разработок на действующих предприятиях и строительство новых производств. В рамках данной программы планируется реализация как минимум 20 инновационных проектов в течение ближайших пяти лет, в том числе создание нанотехнологического центра и центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Для этого уже создана вся необходимая инфраструктура, сформированы свободные производственные площадки, реализуется инвестиционная политика, способствующая поддержке и развитию проектов.

            - Ульяновская область позиционирует себя как авиационная столица России. Заявлено о формировании в регионе авиационного кластера. Как продвигается этот проект?

            - Консорциум "Научно-образовательно-производственный кластер "Ульяновск – Авиа" был создан 14 августа 2009 года по инициативе губернатора Ульяновской области. Консорциум создавался для того, чтобы сформировать основу для реализации кластерной политики в регионе, обеспечить сотрудничество и кооперацию промышленных предприятий в авиастроении, реализовать современные технологии в образовательной сфере. Кроме того мы планировали создать систему подготовки научных и производственных кадров, начать исследования, разработку, а также внедрение полученных инновационных разработок в области высоких технологий в авиастроительную сферу. Причем, не только в региональное авиастроение, но и в авиационный сектор экономики в масштабах всей России.

            На сегодняшний день в состав консорциума входят 23 организации: правительство Ульяновской области, предприятия производители авиационной техники, авиатранспортные компании, филиалы НИИ и КБ, образовательные учреждения, инновационные структуры и др. Ядром кластера является крупнейшее в России авиастроительное предприятие ЗАО "Авиастар-СП" - производитель самолетов Ту-204, возобновляющий производство модернизированных "Русланов" и осваивающий выпуск нового самолета на базе "Ил-76".

            На наблюдательном совете консорциума утверждена программа деятельности кластера. В соответствии с ней отдельным предприятиям предоставлены на определенный период налоговые льготы. Проведена работа по участию промышленных предприятий и ВУЗов Ульяновской области в конкурсе на получение финансовой поддержки проектов, направленных на развитие государственно-частного партнерства в сфере высоких технологий.

            Определенных результатов нам уже удалось достичь. Сейчас при активном содействии правительства региона Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации и Оксфордская авиационная академия ведут работу по созданию в Ульяновске международного центра по подготовке специалистов международного класса. Думаю, вряд ли нужно объяснять, насколько важен этот проект не только для нашего региона, но и для всей России в целом.

            На базе Ульяновского технического колледжа создан региональный ресурсный центр для освоения профессиональных компетенций в авиастроении средствами производственно-образовательных технологий. Это значит, что мы вплотную приступили к реализации одной из основных наших задач – к подготовке кадров рабочих специальностей для авиастроительной отрасли. Этот вопрос в настоящее время актуален, как никогда: отрасль испытывает огромный дефицит в молодых грамотных специалистах.

            Кроме того расширяются международные связи. На базе ЗАО "Авиастар-СП" создается совместное российско-германское производство по конвертации самолетов А-320/321 из пассажирской версии в грузовые.

            Еще более крупный и современный проект – создание в Ульяновске современного производства аэрокомпозитных материалов. Это - наш шаг в будущее, суперсовременная технология, которой до настоящего времени на территории России нет. Если проект будет реализован, то именно здесь у нас в Ульяновске будут производиться так называемые "черные крылья" для всех отечественных лайнеров нового поколения.

            Двигаемся мы и в направлении развития межрегиональной, так называемой "малой авиации", сейчас в глубокой проработке у нас находится вопрос производства воздушных судов малой и бизнес – авиации. Ведутся активные переговоры с чешской компанией Evektor, американской компанией Eclipse, с производителями канадских самолетов и др. Все эти проекты, а также и другие намечается разместить в промышленной зоне ПОЭЗ.

            Мы активно работает по продвижению авиационной темы на международном уровне. Недавно город Ульяновск и ЗАО "Авиастар-СП" посетили президент Федеративной Республики Германия Кристиан Вульф с бизнес-делегацией и экономическая миссия США в рамках программы "Торговая миссия американских компаний – поставщиков для авиационной промышленности" во главе с заместителем министра торговли США Мишель О‘Нилл, в составе которой были представители авиастроительных фирм, в т.ч Boeing. Гости проявили повышенный интерес к нашим региональным инициативам в авиастроительной сфере.

            Все это позволяет нам говорить о том, что с учетом международных связей, потенциала промышленных предприятий, научных организаций, ВУЗов, конструкторских бюро в регионе фактически сформирован полноценный авиационный кластер, соответствующий мировым требованиям и его развитие будет нашим основным приоритетом как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

            - Область стала одним из трех российских регионов, победивших в конкурсе Минэкономразвития РФ на право создания портовых особых экономических зон. Когда резиденты приступят к работе в ульяновской ПОЭЗ?

            - Наша победа в конкурсе Минэкономразвития не случайна. Мы много работали для того, чтобы получить возможность разместить на территории нашей области такую "площадку перспективного развития высокотехнологичных производств". Портовая особая экономическая зона станет частью комплексного проекта "Ульяновск - авиационная столица России", и позволит в дальнейшем на совершенно новом уровне развивать наши приоритетные направления – авиацию и самолетостроение.

            Кстати, наша портовая особая экономическая зона - единственная в России ОЭЗ аэропортового типа. Она разместится на базе крупного международного аэропорта "Ульяновск- Восточный". Ее общая площадь составит 640 га, из них 120 га – первый пусковой комплекс, на который выделено 762 млн рублей федерального финансирования. На всю портовую зону предусмотрено 6,7 млрд рублей. Региональное финансирование на первом этапе составит 375 млн рублей. Недавно министерство регионального развития РФ признало нашу ПОЭЗ в числе 34 других инвестиционных объектов страны, приоритетных для капиталовложений. Ульяновский проект одобрен для включения в Стратегию социально-экономического развития ПФО до 2020 года.

            На территории ПОЭЗ планируется развитие таких видов деятельности, как ремонт, техническое обслуживание, модернизация воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; производство авиатехники и авиакомплектующих, а также аэропортовые и транспортно – логистические услуги. Координирует деятельность по развитию кластера специально созданная управляющая компания.

            О своих намерениях стать резидентом ПОЭЗ уже заявила известная компания Airbus. Летом этого года сделан важный шаг в развитии кластера и кооперации с мировым авиапроизводителем - в рамках Петербургского международного экономического форума правительство Ульяновской области и ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" подписали соглашение о создании площадки по конвертации пассажирских самолетов А320/321 компании Airbus в грузовые версии и производству компонентов для самолетов А320. Не так давно Ульяновская область подписала инвестиционное соглашение с "Объединенной авиастроительной корпорацией России" о строительстве нового инновационного завода по производству изделий из полимерных и композиционных материалов с объемом инвестиций в $250 млн. Он разместится на территории нашего самолетостроительного предприятия ЗАО "Авиастар-СП". Завод привлечет в ПОЭЗ поставщиков для этого производства. Более того ОАК приняла решение о размещении в Ульяновске научно-исследовательского центра по композитным материалам, а также центра производства беспилотных аппаратов.

            В августе нами подписано соглашение с чешской компанией Evektor о намерениях по созданию в Ульяновске производства турбовинтового воздушного судна EV-55 компании Evektor. Это универсальный самолет малой авиации для перевозки грузов и пассажиров, обладающий такими уникальными параметрами, как высокая скорость и мощность, экономичность – низкие цены эксплуатации и обслуживания, минимальное воздействие на окружающую среду.

            Уже сегодня еще несколько компаний высказали пожелания стать резидентами ПОЭЗ: "Волга-Днепр", Lufthansa, Technic AG, Singapore AeroSpace (в сфере ремонта и технического обслуживания воздушных судов), Sukhoi SuperJet (проект по предпродажному и послепродажному обслуживанию самолетов).

            Все резиденты ПОЭЗ получат льготы по налогу на имущество, налогу на прибыль, земельному налогу, НДС, а также будут освобождены от уплаты таможенных пошлин.

            Потенциальные резиденты уже сейчас ведут работу над проектами, не дожидаясь, когда заработает режим портовой зоны. 29 октября 2010 года в Ульяновске проведено первое заседание Наблюдательного совета ПОЭЗ, в рамках которого были презентованы проекты первых потенциальных резидентов. На экспертном совете ПОЭЗ, который пройдет до конца года, будут рассмотрены доработанные компаниями бизнес-планы и присвоен официальный статус первых резидентов портовой особой экономической зоны.

            Уверен, что функционирование портовой особой экономической зоны в Ульяновске даст значительный толчок развитию авиационной тематики в регионе и позволит вывести развитие высокотехнологичных производств на новый уровень. Для нас это очень важно.

            - Чуть менее года назад в Ульяновске был введен новый мостовой переход через Волгу - один из крупнейших в Европе. Много говорилось о том, что мост станет составляющей частью амбициозного транспортного проекта "Волжский транзит". Как идет его реализация? И, кстати, не секрет, что на роль логистического узла федерального уровня претендует не только Ульяновск, но и Казань, и Нижний Новгород.

            - Ввод в эксплуатацию новой мостовой переправы в городе Ульяновске позволил создать благоприятную основу для реализации нового инфраструктурного проекта под названием "Волжский транзит", впервые представленного правительством Ульяновской области в 2007 году на Международном транспортном форуме в Сочи.

            Актуальность проекта очевидна уже сегодня. Перегруженность центральных автодорог, критичная концентрация автомобильных, железнодорожных, авиационных транспортных линий в Центральном федеральном округе создает серьезный дефицит пропускных возможностей, который будет нарастать в связи с инфраструктурными ограничениями магистралей.

            В частности, интенсивность движения по проходящим в Среднем Поволжье федеральным трассам М-5 "Урал" и М-7 "Волга" превышает нормативные показатели более чем в полтора раза. Как следствие - магистрали не способны выдерживать увеличивающийся грузопоток, что приводит к высокой аварийности и снижению скорости доставки грузов.

            Разрубить этот "гордиев узел" - главная задача проекта "Волжский транзит". В его рамках предусмотрено формирование нового транспортного коридора, который обеспечит устойчивую связь Центра России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Реальные предпосылки для его создания появились только после запуска в эксплуатацию мостового перехода через реку Волгу в городе Ульяновске, а также моста через реку Ока в городе Муром (Владимирская область).

            Создание в составе инфраструктурного проекта "Волжский транзит" нового федерального межрегионального транспортного коридора "Центр-Урал" и строительство современной альтернативной автомагистрали Москва- Ульяновск- Екатеринбург- Тюмень предполагается на базе ряда действующих федеральных и региональных автомобильных дорог.

            Новая транспортная магистраль возьмет свое начало из Москвы, затем пройдет в обход городов Муром и Саранск, пересечет Волгу по новому мосту в районе Ульяновска и проследует далее на Урал, становясь, таким образом, дублером трасс Панъевропейского транспортного коридора, что позволит значительно разгрузить действующие автомагистрали М5 "Урал" и М7 "Волга".

            В рамках реализации первого этапа проекта "Волжский транзит" предусмотрено поэтапное строительство и ввод в эксплуатацию инфраструктурных составляющих нового мостового перехода, а именно предусмотрено разделение строительной очереди на первый и второй пусковые комплексы. Так, первый пусковой комплекс объединил в себя дорожные и инженерные объекты, обеспечивающие пропуск пассажирского и грузового автотранспорта исключительно по верхнему ярусу моста и удобен он, преимущественно, для движения транзитного транспорта. В настоящее время в Ульяновской области ведется строительство транспортных развязок с нового моста, которые обеспечат перераспределение автомобильных потоков: транзитный транспорт будет двигаться в обход областного центра, а городской - попадать непосредственно в город.

            В рамках реализации второго этапа предполагается строительство транспортного обхода города Ульяновска. Это участок дороги протяженностью около 26 км. Он по кратчайшему маршруту соединит между собой три федеральные трассы: Саранск- Сурское- Ульяновск, Цивильск- Ульяновск и Казань- Буинск- Ульяновск. Таким образом, движение транзитного автотранспорта будет проходить по дорогам, не затрагивающим городскую территорию. Это значительно снизит нагрузку на уличную сеть областного центра, защитит ее от разрушения и образования транспортных заторов.

            Третьим этапом станет создание обходов рабочего поселка Чердаклы и города Димитровграда. Их строительство предусмотрено в рамках реконструкции автомобильной дороги Ульяновск- Димитровград- Самара.

            Объездная дорога вокруг Димитровграда будет иметь протяженность более 34 км. При этом уже построено и введено в эксплуатацию около 10 км автодороги II технической категории. Еще предстоит возвести около 24 км трассы.

            Актуальность обхода Димитровграда обусловлена формированием в городе ядерного кластера – одного из приоритетных социально-экономических проектов, имеющих не только региональное, но и федеральное значение. Таким образом, направление транзитного транспорта в обход города позволит существенно разгрузить городскую транспортную инфраструктуру и создать благоприятные условия для развития кластера.

            После завершения строительства всех объектов федеральной магистрали и сдачи их в постоянную эксплуатацию на территории Ульяновской области будет сформирован коридор для движения транспортных потоков в обход крупных населенных пунктов.

            Сегодня в Ульяновской области ведется серьезная работа над тем, чтобы воплотить в жизнь ключевые идеи этого проекта.

            - Кризис, как известно, больно ударил не только по промышленному производству, но и по строительной индустрии. Какова динамика объема строительных работ в регионе в последнее время, что прогнозируют специалисты?

            - Кризис на себе ощутили все регионы, мы не оказались исключением. Для примера: в 2005 году Ульяновская область по вводу жилья занимала 12 место среди субъектов Приволжского Федерального округа, в 2006 – 11 место, в 2007 - 10, в 2008 - 9, а в 2009 уже – 8 место. Здесь нужно понимать, что финансовый кризис сказывается на строительной отрасли с опозданием. В 2010 году мы оказались перед необходимостью предпринимать меры, чтобы нарастить и удержать темпы строительства, потерянные в кризисный период. Так, нами были предприняты удачные попытки реализации механизмов государственно-частных партнерств. С помощью привлеченных средств Инвестиционного Фонда РФ в области началась реализация проекта "Симбирское кольцо". Комплексная жилая застройка, осуществляемая в рамках проекта, призвана дать дополнительный импульс развитию Засвияжского района Ульяновска. Предполагается ввод в эксплуатацию более 1 млн кв. м жилой недвижимости. Уже в 2010 году реализуется первый этап, которым предусмотрено строительство 17 тыс. кв. м жилья. Совокупный объем инвестиций в рамках проекта составляет более 3 млрд руб., из них более 2,1 млрд руб. – частные средства.

            Схема государственно-частных партнерства позволяет обеспечить наличие денежных средств, необходимых для развития новых городских территорий, строительства жилого микрорайона в совокупности с современной инженерной и транспортной инфраструктурой. Данный проект является экономически эффективным и имеет большое значение для развития региона. Его реализация обеспечит создание в регионе свыше 2 тыс. новых рабочих мест. Совокупные поступления в бюджеты всех уровней в 2009-2018 гг. составят около 1,8 млрд руб.

            По данным регионального министерства строительства в конце этого года будет сдано 460 тысяч кв. м. жилья. Однако в 2011 году планируется выйти по воду жилья на уровень 2008 года – более 500 тыс. кв. м, а в 2015 - ввести в эксплуатацию 650 тыс. кв. м, в 2020 – 728 тыс.кв.м. Эти показатели отражены в директивном плане ввода жилья, утвержденном на ближайшие годы. Особый упор будет сделан на развитие малоэтажного жилищного строительства в муниципальных образованиях региона.

            Но строительная сфера региона - это не только строительство, необходимо сказать и о производстве строительных материалов. Сегодня в Ульяновской области действует 63 крупных и средних промышленных предприятия, которые поставляют свою продукцию на строительные площадки не только Ульяновской области, но и соседних регионов. Эффективная работа отрасли обеспечивается богатой сырьевой базой, представленной на территории региона. Для эффективного развития строительного комплекса ведется целенаправленная работа по расширению кооперации между строительными организациями и производителями строительных материалов внутри области.

            Кроме того нами разработан комплекс мер по поддержке инвестиционных проектов в сфере производства строительных материалов. Всем инвестиционным проектам, признанным приоритетными в установленном порядке, предоставляется ряд преимуществ: субсидии, налоговые льготы, административное сопровождение проектов в части оформления в аренду или продажи земельного участка под строительство. Так, в 2010 году все производители керамического кирпича, изделий из бетона, гипса, цемента, а также производители изделий из асфальта и битума освобождены от налога на имущество. Реализация каждого проекта находится под контролем правительства Ульяновской области, что способствует оперативному решению ключевых вопросов и снятию возможных административных барьеров.

            - Говоря о модернизации страны, руководство России неоднократно заявляло о том, что она невозможна без совершенствования политической системы, что в политическом процессе - в качестве противовеса власти - должны принимать участие не только представители так называемой системной оппозиции. Ваш регион в этом отношении никак не выделяется из общей картины - везде мы видим "Единую Россию", даже представители всей той же системной оппозиции с большим трудом попадают в представительные органы власти…

            - Относительно модернизации, и, прежде всего, модернизации политической системы хотелось бы отметить, что Ульяновская область действует в рамках федеральных трендов, – нами внесены изменения в действующие законы, приняты новые региональные законы, создающие условия для политической конкуренции. Но для того, чтобы оппозиция стала противовесом власти, она должны быть равна ей по весовой категории.

            Политическая система нашей страны довольно молодая, оппозиция еще только формируется. На настоящий момент результаты голосования не только в Ульяновской области, но и по всей стране демонстрируют высокий уровень доверия правящей партии, в обществе нет сформировавшегося запроса на оппозицию, население не доверяет оппозиционным партиям высокие государственные посты. В Ульяновской области практически нет оппозиционных лидеров, способных привлечь в ряды действующей оппозиции достаточное количество сторонников.

            Что касается внесистемной оппозиции, то она, безусловно, есть в регионе, но это буквально десять – двадцать человек, каждый из которых представляет отдельную организацию (РНДС, "Солидарность" и т.д.). У внесистемной оппозиции нашей области нет достаточной социальной базы, поддержки среди населения. Тем не менее, мы стараемся выстраивать конструктивный диалог со всеми политическими силами вне зависимости от их отношения к системе.

            Относительно системной оппозиции – КПРФ, "Справедливой России", ЛДПР - хотелось бы обратиться к статистике и отметить, что данные партии недостаточно активно работают на муниципальном уровне, в отличие от "Единой России". На муниципальных выборах октября прошлого года 70,6% кандидатов было выдвинуто партией "Единая Россия", менее 10% (9,18%) – выдвинуто другими парламентскими партиями, остальные кандидаты были самовыдвиженцами. Поэтому говорить о том, что они с большим трудом попадают в представительные органы власти нельзя. Относительно выборов более высокого уровня (в Ульяновской области в марте текущего года прошли выборы в Городскую думу областного центра – Ульяновска хотел бы отметить, что в депутатском корпусе есть представители и ЛДПР, и "Справдливой России". В Законодательном Собрании области активно работает фракция КПРФ - 4 депутата.

            - Сергей Иванович, ульяновцы знают Вас как очень деятельного человека. Вы - практически везде. И всегда. А свободное время-то у Вас есть? Как проводит его губернатор Морозов, если не секрет, какие у него хобби? У Вас вот дочка недавно родилась - много ли времени удается ей уделять?

            - У меня нет свободного времени даже думать о том, что бы я сделал, если бы у меня было свободное время… Это, конечно, шутка! Но, как и в любой шутке, в ней есть доля правды. Для того, чтобы выполнить все те задачи, которые мы ставим перед собой по развитию региона, приходится очень активно работать. Времени на семью практически не остается. К счастью, семья меня понимает и поддерживает.

            Выходные бывают, но каждый день отдыха рождает у меня ощущение, что я на день дальше от тех целей, что ставлю перед собой. Поэтому даже если и выбираюсь в отпуск на два-три дня, "не даю скучать" ни своим замам, ни помощникам, ни министрам... Постоянно принимаю информацию о ситуации во всех сферах, заслушиваю отчеты, даю поручения. Но ощущение, что трачу время не на то, на что хотелось бы - остается.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще