Эксклюзив 27 марта 2014 г. 16:38

Министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области С.Кучин: "IT-форум в Нижнем Новгороде покажет эволюцию развития информационных технологий в нашей жизни"

Министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области С.Кучин: "IT-форум в Нижнем Новгороде покажет эволюцию развития информационных технологий в нашей жизни"

             VII Международный форум информационных технологий "ITForum 2020/Эволюция" пройдет с 15 по 17 апреля 2014 года на Нижегородской ярмарке. Министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Сергей Кучин прогнозирует большой интерес к мероприятию со стороны бизнеса, благодаря появлению новых участников. О этом, а также о реализуемых проектах в информационной отрасли в регионе С.Кучин рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье".

            - Сергей Валентинович, что нового будет представлено на VII Международном форуме информационных технологий на Нижегородской ярмарке?

            - Я не буду раскрывать некоторые секреты. Концептуально мы уже заявили об этом форуме на заседании оргкомитета. Основная тема этого IT-форума - это эволюция. В рамках конгрессной и выставочной частей, насколько это возможно, будем показывать ход развития информационных технологий. Три года назад, когда мы проводили форум, посвященный информатизации нашей жизни, тоже говорили о развитии только немного в другом контексте: как IT касается нас на каждом этапе жизни - от рождения до старшего возраста.

            Сегодня мы говорим о развитии конкретных отраслей и конкретных направлений информационных технологий. В выставочной части мы покажем, как развиваются, например, средства связи - от старых коммутаторов до современных мобильных устройств. Будем говорить о развитии компьютеров, развитии "облачных технологий".

            - В этом году темы конгрессной части поделены для бизнеса и госсектора.

            - Мы - органы госвласти, и, в первую очередь, делаем акцент на госсекторе, потому что темы - важные, глобальные - все, что касается электронного правительства. Большинство приглашенных участников - это представители органов госвласти и местного самоуправления.

            Но сегодня мы выделяем еще и отдельное направление на форуме для IT в бизнесе. Эволюция невозможна без развития производства, без техники, технической базы, без развития современных языков программирования. Невозможно это показать только на примере государственного сектора. Поэтому мы считаем, что интерес бизнеса, предпринимателей различного уровня, компаний будет достаточно большой.

            В этом году форум будет проходить совместно с Саровским инновационным кластером (создан на базе Российского федерального ядерного центра - ИФ). Это - наш серьезный партнер. Будет участвовать в мероприятиях Военно-промышленная комиссия, а значит, будет завязано много бизнеса. Это - огромная сфера. Российский федеральный ядерный центр примет участие в форуме первый раз. Будет много топовых спикеров российского уровня. И направлений, в которых будут участвовать представители бизнеса, в этот раз будет больше, чем обычно.

            - Одной из тем обсуждения станут результаты и перспективы проекта по внедрению универсальной электронной карты (УЭК) и электронных паспортов. Насколько успешно в Нижегородской области внедряется УЭК? Каковы перспективы введения электронных паспортов?

            - Универсальная карта была горячей темой нескольких лет. Это - проект российского масштаба. Большое внимание ему уделялось не только потому, что это общероссийский проект, но и потому, что это были новые подходы к решению старых задач. Но сфера информационных технологий интересна тем, что она иногда опережает время. С момента появления самой концепции УЭК до ее внедрения технологии убежали значительно дальше того, что было изначально заложено в эту карту.

            УЭК - это пластик, на котором есть чип, на котором есть магнитная полоса, электронная цифровая подпись и набор информации. Это некий носитель. Один из главных функционалов карты - это наличие идентификаторов, которые позволяют получать доступ к государственным ресурсам. Также УЭК имеет финансовое приложение - банковский чип, который осуществляет финансовую транзакцию.

            Сегодня, к примеру, чтобы осуществлять финансовые транзакции уже не обязательно иметь такой носитель, как УЭК. Достаточно иметь любой идентификатор для того, чтобы банк мог осуществить от вашего имени какие-то операции. Сегодня мы уже можем осуществлять платежи с мобильного телефона, имея идентификатор - телефонный номер, который "привязан" к конкретному человеку. Исходя из этого, в том числе, можно отказаться от традиционной банковской карты, как инструмента для осуществления финансовых транзакций. А вместе с тем это - существенный элемент УЭК.

            Теперь появилась идея вводить электронные паспорта. Сегодня паспорт - это документ, бумажный носитель, а завтра это может быть уже какой-то другой носитель, который является идентификатором личности. Если обычный бумажный традиционный паспорт является идентификатором в реальном мире, то электронный паспорт может быть идентификатором еще и в электронном мире. Когда появилась идея создания такого инструмента, говорили, что он может стать, в том числе, идентификатором для осуществления финансовых транзакций. Пока это в стадии обсуждения.

            Поставлена задача - перейти на электронные паспорта в 2015 году. Специалисты уже понимают, что электронный паспорт может реализовать практически в полном объеме тот функционал, который предоставляется УЭК. Универсальная электронная карта с введением электронного паспорта, потеряет свою актуальность, так как электронный паспорт имеет существенное преимущество перед УЭК - он будет обязателен для всех граждан РФ. Изначально универсальную электронную карту также было решено выдавать всем, потом это было отменено. УЭК не стала массовой в обязательном порядке, а осталась добровольным инструментом. Это сильно снизило интерес к продукту у коммерческих банков, бизнеса вообще.

            Если электронный паспорт будет внедрен, - а он все равно будет внедрен, даже если не в 2015 году - он будет на руках у всех граждан, потому что это - обязательный документ. УЭК - это, в первую очередь, коммерческий проект, хотя и прописан законодательно. Электронный паспорт будет документом, который прописан в федеральном законе и будет выдаваться федеральной миграционной службой. На него можно "повесить" множество дополнительных функций, в том числе, электронную цифровую подпись.

            - И фискальную функцию?

            - Если на этом документе будет некий идентификатор, то уже этого будет достаточно банкам, чтобы при помощи данного инструмента по поручению гражданина проводить финансовые транзакции.

            Все, что создавалось для УЭК, вся инфраструктура - центр обработки данных, огромное количество пунктов приема заявлений и выдачи карт, обученные специалисты, установленное оборудование, процессинговые центры, новые технологии защиты информации - все будет использоваться для электронных паспортов.

            На территории Нижегородской области с 1 января 2013 года мы получили чуть больше трех тысяч заявлений на выдачу УЭК. Примерно две тысячи карт выдали на руки. Банки продолжают принимать заявления и выдают карты.

            На форуме информационных технологий планируется отдельное мероприятие по обсуждению перспектив УЭК и электронных паспортов. К нам должны приехать представители федеральной уполномоченной организации "Универсальная электронная карта". Тема остается актуальной.

            - Одной из тем форума IT-технологий станет защита информации, в частности, управление безопасностью государственных ресурсов. Какую информацию госорганов необходимо защищать? О чем пойдет речь?

            - Есть информация, которая нуждается в защите, которую мы обязаны защищать в соответствии с законодательством. В первую очередь, это информация, связанная с персональными данными. Вы знаете примеры, когда на различных ресурсах, почтовых порталах бывают утечки персональных данных. Это, мягко говоря, неприятно. Органы госвласти работают с огромным массивом персональных данных. Это все, что касается социальной защиты, здравоохранения, образования. Все, что касается отношений с конкретным гражданином, - это, так или иначе, персональные данные, которые хранятся в органах власти. Они требуют защиты, начиная от физической (специально оборудованное место работы) до технической защиты - защиты каналов передачи данных. Это не просто сложная задача, а еще и дорогостоящая. Задействовано огромное количество людей, прошедших определенное обучение. Наше законодательство в сфере защиты данных достаточно мобильное. В прошлом году сильно поменялись требования к защите информации.

            В Нижегородской области на уровне правительства действует координационный совет по защите информации, в который входят представители всех органов власти, представители федеральной службы, представители территориальных управлений федеральных органов, муниципалитетов. Мы собираемся по необходимости, раз в квартал. На уровне полномочного представителя президента РФ (в Приволжском федеральном округе - ИФ) действует аналогичный совет, куда собираются представители всех наших 14 регионов. Кстати, на нашем форуме в закрытом режиме пройдет заседание координационного совета Приволжского федерального округа.

            - Как часто происходят утечки информации?

            - К счастью, на моей памяти у нас в органах власти Нижегородской области утечек информации обнаружено не было. Бывают вопросы, связанные со сбоем работы оборудования, когда могут быть перерывы в работе. Потерь информации, злоупотребления и утечек не было.

            - Как в Нижегородской области проходит внедрение системы оперативных служб "112"? Регион с 2006 года запустил в работу свою диспетчерскую службу в районах. Не произошло ли разногласий при появлении единого номера?

            - Есть "Единая диспетчерская служба", а есть диспетчерские службы в районах. Они к системе "112" пока имеют косвенное отношение. Дежурно-диспетчерские службы (ДДС) в конкретном населенном пункте, в конкретном районе - ДДС пожарных, ДДС скорой помощи, ДДС полиции и службы газа. Это - четыре основные службы экстренного реагирования. Они все управляются через Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования, которая замыкается на Единую ДДС в Нижегородской области. Это система управления оперативными службами.

            Есть определенная нормативная база, в частности, указ президента РФ, который обязывает создать Единые дежурно-диспетчерские службы до 31 декабря 2012 года. То есть с 2013 года ЕДДС в полном объеме в Нижегородской области функционирует - это каналы связи, специалисты, оборудование на местах, который обеспечивает гарантированный обмен информацией по фиксированным каналам связи.

            Сегодня гражданин в случае необходимости должен звонить по номерам конкретных служб. С конца января 2014 года начался поэтапный переход к новым коротким номерам для вызова экстренных служб - 101, 102, 103 и 104. В переходный период вместе с новыми номерами по фиксированной связи будут действовать привычные номера 01, 02, 03 и 04. У мобильных операторов параллельно до окончания перехода будут продолжать работать трехзначные, которые сегодня уже работают. Дозвониться пожарным, в полицию, скорую помощь или газовую службу напрямую абоненты компаний "НСС", "Теле-2", "МТС" и "Мегафон" могут по номерам 010, 020, 030 и 040, соответственно. Для абонентов компании "Билайн" для вызова экстренных служб предоставляются номера 001, 002, 003, 004, соответственно.

            Система "112" - это единый номер вызова экстренных оперативных служб, у нее другая задача. Есть некая путаница в понимании, так как система "112" будет создаваться на базе уже действующих единых дежурных диспетчерских служб. Они станут элементами системы на местах. Обеспечивать работу системы будут два центра обработки вызовов - основной и резервный. Центр обработки данных - это некий объект, здание со специальным оборудованием и штатом операторов, которые, приняв звонок, принимают решение в какие службы его адресовать. По расчетам, в Нижегородской области это должны быть 50 человек в смену, принимающих звонки по единому номеру "112". Эта система у нас только-только создается. По нашей региональной программе срок ее создания - 2017 год. Мы рассчитываем, что реально она будет запущена в 2016 году. Это процесс не быстрый. У нас только проектирование заняло около одного года. Мы теперь понимаем, что это будет за система, как она "ляжет" на сеть единых диспетчерских служб.

            Сегодня мы точно знаем, где у нас будет центр обработки вызовов и резервный центр обработки вызовов, уже началось их проектирование, мы готовим заявку на федеральную субсидию для приобретения оборудования для этих центров. Сроки предоставления федеральных субсидий в лучшем случае - начало 2015 года, к этому моменту у нас часть объектов будет уже сделана. К концу 2015 года или в начале 2016 года мы рассчитываем запустить работающую систему.

            Конечно, номер "112" работает уже сейчас, но по временной схеме. Некоторые регионы только начали проектировать систему "112", некоторые - прошли дальше. Не работает сама система, но работает номер. Сегодня временную схему "112" реализует МЧС России на базе центра управления кризисными ситуациями. Звонки оттуда переводятся в ДДС, управление не осуществляется. Если звонит человек, к примеру, из Навашино, его звонок вручную переводят в ДДС Навашино. К сожалению, сейчас центр МЧС не справляется с тем валом звонков, который поступают по номеру "112". Именно поэтому мы призываем граждан в случае чрезвычайной ситуации звонить по телефонам оперативных служб - 101,102,103 и 104. Эти звонки придут в ДДС конкретного района, и скорость ответа будет значительно выше, чем, если позвонить по номеру "112".

            - Планирует ли правительство Нижегородской области вернуться к проекту "Открытые данные"? Возникла ли сейчас такая потребность в обществе?

            - Ситуация изменилась в той части, что сейчас есть конкретные поручения субъектам по работе с "Открытыми данными". Мы говорили, что не будет подвижек, если не будет интереса снизу или давления сверху. Сейчас пока интерес снизу еще не настолько активен, по крайней мере, я его не чувствую. Предприниматели или население не требует от нас открыть данные. За прошедший год не помню ни одного обращения на эту тему.

            Однако включился административный ресурс. Есть люди, которые за это отвечают, есть набор поручений по работе с "открытыми данными". И сейчас в регионе уже сформировано несколько массивов "открытых данных". Специалисты ведут их тестирование в закрытом режиме. На сайте правительства Нижегородской области создан отдельный раздел "Открытые данные", который в самое ближайшее время будет открыт для общего доступа. В первую очередь в этом разделе появится статистическая информация о социально-экономическом развитии и бюджете Нижегородской области. Наполнением информации занимается областное министерство экономики.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще