Эксклюзив 16 ноября 2015 г. 12:00

Заместитель гендиректора по взаимодействию с органами госвласти ОАО "Волга" В.Ярмилко: "Эффективный бизнес надо поддерживать, а не пытаться его "утопить".

Заместитель гендиректора по взаимодействию с органами госвласти ОАО "Волга" В.Ярмилко: "Эффективный бизнес надо поддерживать, а не пытаться его "утопить".

            Формирование энерготарифов со стороны сетевых энергокомпаний остается зоной пристального внимания крупных предприятий реального сектора экономики. О влиянии роста и уровня энерготарифов на деятельность и развитие предприятия, о возникающих спорных вопросах с сетевой компанией и путях их решения в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал заместитель гендиректора по взаимодействию с органами госвласти ОАО "Волга" Валерий Ярмилко.

            - Валерий Ильич, не секрет, что постоянный рост тарифов на услуги по передаче электроэнергии - серьезная проблема для энергоемких промышленных предприятий. ОАО "Волга" даже ведет ряд судебных споров с ПАО "МРСК Центра и Приволжья", касающихся оплаты этой услуги бумкомбинатом. Расскажите, в чем суть претензий сетевой компании?  

            - Судебные споры с "МРСК Центра и Приволжья" связаны с оплатой услуг по передаче электроэнергии с Нижегородской ГРЭС (НиГРЭС - ИФ), которую ОАО "Волга" приобрело в прошлом году. Эти судебные споры можно условно разделить на два периода: разногласия по оплате услуг сетевой компании за 2014 год и за 2015 год.

            Почему мы их так делим? Дело в том, что прошлый год очень сложно складывался для предприятия на фоне ощутимого роста тарифа на передачу электроэнергии, повышения цен на сырье. До тех пор, пока мы не приобрели НиГРЭС, у нас был отрицательный показатель по прибыли, то есть мы были в убыточной зоне. С покупкой собственной генерации в прошлом году мы, наконец, вышли из убытков и получили в конце года около 356 млн рублей прибыли. Имея собственные генерирующие мощности, бумкомбинат получал электроэнергию по ее себестоимости и за счет этого формировал дополнительную прибыль на конечном продукте - таков ожидаемый синергетический эффект от покупки НиГРЭС и оптимизации технологической цепочки. Но это счастье длилось недолго: возникли споры с сетевой компанией, подавшей исковое заявление в арбитражный суд в отношении ОАО "Волга" на сумму, превышающую 1 млрд рублей, которая при первичном рассмотрении была понижена судом практически в два раза (до 658 млн рублей) и сейчас обжалуется нами в апелляционном суде.

            Возникшие проблемы вынудили нас подробно изучать вопрос формирования тарифа на транспортировку электроэнергии, который, мы уверены, и рассчитан, и применен неправильно. На примере ситуации с НиГРЭС мы увидели, что наши сомнения в реальности тарифа на транспортировку имеют под собой почву. И если до сентября прошлого года мы платили за данную услугу сетевой компании и все наши обязательства перед энергетиками выполнили, то с сентября прошлого года мы приостановили оплату за услуги МРСК.

            Затем последовали исковые претензии за 2015 год по искусственно созданной ситуации, заключавшейся в том, что на балансе МРСК формально находится участок линии длиной 900 метров, включенный в контур газовой электростанции.

            Хочу отметить, что комбинат всегда выполнял обязательства перед сетевой компанией по заключавшимся мировым соглашениям. Например, в конце 2012 года наша задолженность составила 42 млн рублей, в конце 2013 года - 16 млн рублей, и все эти долги мы погасили. Мы даже в первом полугодии 2015 года оплатили услуги МРСК на сумму около 493 млн рублей, несмотря на все существующие проблемы. 

             - Почему одна из ЛЭП, идущая от НиГРЭС к бумкомбинату, после покупки станции осталась в собственности "МРСК Центра и Приволжья"? И почему вы считаете необоснованными претензии сетевой компании?

             - МРСК смогла первой заявить свое право на этот участок ЛЭП, который раньше принадлежал городским сетям. При этом ЛЭП длиной менее километра формально находится за периметром НиГРЭС - идет параллельно ограждению, но фактически интегрирована в контур станции - ЛЭП выходит с территории НиГРЭС и возвращается на ее территорию, "пройдя" 900 метров. У нас нет до этого участка сети никаких дополнительных генераций и после этого участка нет никаких сторонних потребителей. По сути дела, генерируемая электроэнергия производится нашим объектом и потребляется нашим предприятием, как единственным потребителем, то есть услуги по передаче электроэнергии здесь как таковой нет. И мы считаем, что применение к этому участку сети полного тарифа за услугу по передаче электроэнергии - это искусственная формула.

            Цена вопроса в данной ситуации такова, что мы должны платить 70 млн рублей в месяц за передачу собственной генерации себе же. При этом техническое обслуживание для эксплуатации этого участка ЛЭП составляет 275 тыс. рублей в год. Чувствуете разницу?

            - Генеральный директор ОАО "Волга" Дмитрий Донченко говорил о том, что бумкомбинат планирует построить на НиГРЭС свою линию электропередачи, альтернативную той, что стала предметом судебных споров…

             - Да, мы намерены решить вопрос кардинально, так как наши попытки взять спорную ЛЭП в аренду у МРСК не увенчались успехом.

            По сути, сейчас уже построен дублирующий участок сети на территории НиГРЭС, стоимость его около 50 млн рублей. Мы еще не совсем закончили строительство новой ЛЭП, но на 90% она уже сделана, потому что дальше терпеть этот произвол мы просто не можем. Да и еще потому, что это не просто какие-то копейки, которые мы должны платить за минимальную услугу, это 70 млн рублей ежемесячно!

            - Валерий Ильич, вы сказали, что считаете несправедливым расчет тарифа на передачу электроэнергии, выставляемого "МРСК Центра и Приволжья" промышленным предприятиям. Почему?   

            Мы не случайно заявляли, что тариф на передачу электроэнергии в Нижегородской области вызывает большие вопросы. Чтобы это оценить, достаточно посмотреть на другие, сопоставимые с нашим регионы. У нас в Нижегородской области этот тариф в 2-3 раза выше, чем в других субъектах Приволжского федерального округа. В абсолютных цифрах это выглядит так: в Нижегородской области - 919,772 тыс. руб. за МВт/мес., а в республике Татарстан - 354,911 тыс. рублей за МВт/мес.   

            Почему я взял для примера эти два региона? По одной причине: ни у Татарстана, ни у Нижегородской области больших собственных генераций нет, то есть и мы, и они являемся участниками оптового рынка и имеем право приобретать энергию на оптовом рынке, но там для всех цены одинаковые. При этом цены на транспортировку электроэнергии в Татарстане в 3 раза ниже. Татарстан не принадлежит к депрессивным регионам, как и Нижегородская область, но условия-то у нас, получается, разные не только для промышленных предприятий, а и для населения, которое при превышении социальной нормы потребления в 50 кВтч в месяц платит 5,51 руб./кВт.ч. А жители Татарстана без ограничений нормы всегда платят 3,2 руб/кВт.ч.

            Выходя за пределы Приволжского федерального округа, могу сказать, что в тройку крупнейших российских производителей газетной бумаги помимо ОАО "Волга" входит ОАО "Соликамскбумпром". Почему я о нем вспомнил? Потому что оно в два раза меньше платит за транспортировку электроэнергии за счет разницы тарифов. При этом у нас и у них были приблизительно равные объемы производства - в районе 500 тыс. тонн продукции в год, что дает им экономию средств, соизмеримую с фондом заработной платы всех сотрудников ОАО "Волга".

            Тариф на передачу электроэнергии в Нижегородской области утверждается Региональной службой по тарифам (РСТ). Это региональное подразделение федеральной структуры, хотя полномочия по утверждению тарифов - прерогатива региона. РСТ утверждает представленный "МРСК Центра и Приволжья" тариф, каким-то образом обоснованный. РСТ, будучи не интегрированной в проблемы промышленности области, утверждает для предприятий этот тариф, хотя главная функция РСТ - это контроль правильности формирования тарифов в регионах. Вопросов о том, каково обоснование тарифа, трехкратно превышающего аналогичный показатель в Татарстане, мы задавали много, но ответов не получили. Но мы докопались до истины и теперь убеждены, что тариф нереальный. Почему?

            В 2010 году была принята пятилетняя инвестиционная программа "МРСК Центра и Приволжья". Согласно этой программе, на инвестиции направляются различные средства, в том числе заложенная в тариф на передачу электроэнергии инвестиционная составляющая в размере 37,63 млрд рублей, или 79% от общего объема инвестиций за период программы. Так вот, если в 2008 году тариф составлял 278,202 тыс. рублей за МВт/мес, то с момента начала реализации инвестпрограммы он начал стремительно расти и в 2015 году составил уже 919,773 тыс. рублей за МВт/мес. Какое предприятие может выдержать такую финансовую нагрузку? Никакое. У нас крупные энергоемкие предприятия судятся с МРСК.

            К слову, за последние годы при таких тарифах на передачу электроэнергии ОАО "Волга" оплатило МРСК свыше 7,378 млрд рублей, хотя если бы тариф рос ежегодно на 10%, без опережения темпа инфляции, должно было бы заплатить чуть больше 4,775 млрд рублей. В результате бумкомбинат отвлек из своего бюджета 3,36 млрд рублей. На эти средства можно было построить еще один цех по производству термомеханической массы, в которой у комбината сегодня есть большая потребность, или бумагоделательную машину для производства мелованной бумаги. И только отсутствие средств, выкачанных из нас через вот такой тариф, не позволило нам это реализовать. Но мы до сих пор не отказались от этого, потому что акционеры видят свою задачу в дальнейшем развитии предприятия.

            У нас есть основания полагать, что средства инвестпрограммы МРСК использованы не по назначению, мы об этом говорим на всех совещаниях с участием руководства МРСК и правительства области.

            На чем базируются такие выводы? Несколько проектов инвестпрограммы были направлены на повышение надежности и качества предоставляемой услуги по передаче электроэнергии. Однако, увеличив по сравнению с 2008 годом тариф в 3,3 раза, сетевая компания, почти во столько же раз понизила качество предоставляемой услуги. Так, если в 2008 году было 8 остановов бумкомбината из-за проблем электроснабжения, то в 2014 году таких остановов было уже 30.

             Проанализировав ситуацию, мы задаем два вопроса: законно ли было реализовать через такое увеличение тарифа инвестпрограмму, и по назначению ли использованы средства инвестпрограммы?  

            - ОАО "Волга" привлекало внимание властей к проблеме тарифобразования в регионе? И какие действия еще может предпринять бумкомбинат для решения вопроса?

            - Все должно доказываться в рамках судебных процессов. И мы это будем делать. Мы с таким тарифом и с таким положением дел мириться не собираемся. Мы знаем, что мы правы, и готовы доказывать свою правоту.

            Мы обратились в Объединенный национальный фронт, коллектив комбината направил открытое письмо главе государства. Основная цель этих обращений - повысить ответственность исполнительных органов области за сложившуюся ситуацию и привлечь их внимание к проблеме, которая касается не только нашего предприятия. Мы предприняли эти действия, пройдя по многим совещаниям и обсуждениям, получив выдержанные в рамках законодательства ответы о том, что все взаимные претензии должны решаться в судебном порядке и по месту нахождения предприятия.

            Сегодня необходимо вернуть тариф "на землю", иначе это создает непреодолимые препятствия функционированию и развитию многих предприятий области. Правительству области нужно взять на себя смелость и освободить тариф от той 79% инвестиционной надбавки, которая была в него внесена, если даже она была внесена законно (срок завершения проекта 2015г.). И тогда мы все окажемся в равных условиях с другими предприятиями в субъектах Приволжского федерального округа, будем работать и развивать экономический потенциал региона. Предприятия вздохнут намного свободнее и получат средства для решения задач, которые ставит руководство страны, - это и вопрос импортозамещения, создания новых мощностей. Это решение других проблем - модернизации, повышения качества продукции, конкурентоспособности на внутреннем рынке, на западных рынках.

            Кроме того, бумкомбинат - это градообразующее и ресурсоснабжающее предприятие для Балахны, если говорить о водо- и теплоснабжении, очистке стоков. Здесь - социальный срез. Мы бы хотели довести это до руководства страны. По закону остановить наше предприятие никто не может, но довести его до банкротства подобные действия МРСК могут. А это приведет к дальнейшему сокращению персонала, серьезному социальному взрыву, создаст угрозу срыва отопительного сезона, другим негативным последствиям.

            В принципе, к нашему спору с оппонентами не стоит подходить как к частному вопросу двух хозяйствующих субъектов. Это проблема всех промышленных предприятий, населения, это проблема развития региона, очень интересного и важного для всего государства. Нужно решить этот вопрос правильно, другого пути нет.

            - Какие последствия возможны в случае, если суды встанут на сторону сетевой компании? Как это скажется на работе предприятия?  

            - У нас по этим судебным делам пока нет ни одного решения, вступившего в законную силу. Но даже после апелляции есть следующие судебные инстанции для решения споров. Вот после них тогда уже нужно будет решать, как и в какие сроки возможно погасить присужденные долги той или другой стороне. Если же МРСК не пойдет в переговорный процесс и наложит аресты на наши счета, что приведет к остановке предприятия, мы в соответствии с законом о несостоятельности вынуждены будем уведомить других кредиторов и подать заявление о банкротстве. Но это будет в том случае, если мы не сможем доказать нашу правоту, хотя я, конечно, уверен, что мы ее докажем.

            Наше предприятие уже сейчас провело оптимизацию производственного процесса. Если б мы этого не сделали, то первое полугодие принесло бы нам более полумиллиарда рублей убытка. Мы остановили машины, уволили более 700 человек, выполнив все свои обязательства перед ними. Сегодня потребности в электроэнергии - 40% мощности, которая задействована на предприятии, полностью обеспечивается энергетическим комплексом (НиГРЭС) ОАО "Волга".

            Во втором полугодии текущего года нам удалось зафиксировать устойчивую тенденцию увеличения прибыли, восстановить репутацию предприятия, способного зарабатывать деньги, производить продукцию, которая пользуется спросом на внутреннем и зарубежном рынках. 

            Мы можем зарабатывать деньги, и эффективный бизнес надо поддерживать, а не пытаться "утопить". Наш комбинат, я считаю, относится к разряду таковых. ОАО "Волга" - предприятие со своим брендом, узнаваемое на Западе. Мы вошли в топ-200 крупнейших экспортеров России по результатам прошлого года, занимаем 100-е место, уверенно смотрим в будущее.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще