Эксклюзив 21 декабря 2015 г. 11:40

Губернатор Самарской области Н.Меркушкин: "Наш регион в целом адаптировался к непростой макроэкономической ситуации, сложившейся в стране и мире"

Губернатор Самарской области Н.Меркушкин: "Наш регион в целом адаптировался к непростой макроэкономической ситуации, сложившейся в стране и мире"

            О перспективных направлениях развития экономики Самарской области в 2016 году, мерах по борьбе с безработицей, инвестиционной привлекательности и вкладе региона в импортозамещение рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

            Николай Иванович, какие, по вашему мнению, основные риски для региональной экономики реальны в следующем году? Как это отразится на Самарской области? Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления развития экономики региона в такое непростое время?

            На развитие региональной экономики будет оказывать влияние множество факторов. Это и глобальные мировые процессы, и факторы сугубо местного значения.

            Среди возможных рисков можно назвать снижение цены на нефть и другие сырьевые ресурсы, ослабление курса национальной валюты, ограниченность кредитных ресурсов для региональных товаропроизводителей.

            Сдерживающими факторами экономического роста могут также стать высокий износ основных фондов в регионе, низкий уровень процессов технологического обновления, ограниченность бюджетных средств для инвестиционных целей. Все это может повлиять на динамику производительности труда. Существуют и определенные инфраструктурные ограничения, связанные с уровнем развития дорожно-транспортной инфраструктуры, количеством современных инфраструктурных объектов.

            К факторам, тормозящим экономические процессы, я бы еще отнес инфляционные риски на внутреннем рынке, повышенное налоговое давление на предприятия, недостаток квалифицированных рабочих и ряд других. В следующем году Самарская область, как и Российская Федерация в целом, может ощутить на себе их негативные последствия.

            В этих условиях приоритетным направлением инвестиционной политики региона становится реализация социально значимых проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

            Перспективными направлениями являются обеспечение социальной стабильности в регионе и поддержка экономического роста за счет привлечения инвестиций, улучшения инвестиционного климата, повышения производительности труда. Необходимо активизировать работу по инновационному развитию и поддержке высокотехнологичных секторов экономики, развитию малого и среднего предпринимательства, снижению административных барьеров для ведения бизнеса. Особое внимание следует уделить поддержке и развитию импортозамещения.

            Стремясь сохранить экономическую стабильность, мы не отказались ни от одного значимого проекта. Наш регион в целом адаптировался к непростой макроэкономической ситуации, сложившейся в стране и мире. Более того, по целому ряду показателей губернии удалось не только сохранить прежние позиции, но и показать стабильную динамику развития. По итогам восьми месяцев 2015 года в Самарской области отмечается рост промышленного производства на 0,7%. В то же время средний по Российской Федерации показатель почти на 4 процентных пункта ниже - 96,8%. При этом все социальные обязательства перед населением выполняются и будут выполняться в полном объеме.

            Ожидаете ли Вы роста безработицы в 2016 году и какие меры предпринимаются, чтобы её предупредить? Насколько эффективны меры господдержки в этом вопросе?

            Наша задача - принять все необходимые меры для повышения уровня занятости. Для этого правительством Самарской области реализуются госпрограмма "Содействие занятости населения Самарской области" и программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на региональном рынке труда.

            Эффект от принимаемых мер очевиден. Уровень общей безработицы в регионе с 4,3% в I квартале 2015 года снизился до 2,4% в III квартале 2015 года. По этому показателю область находится на 1 месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (4,5%) и на 3 месте среди субъектов Российской Федерации (5,3%).

            Удается сдерживать и рост официальной безработицы. Так, численность зарегистрированных безработных, начиная с конца апреля, снижается и по состоянию на октябрь 2015 года она составила чуть более 18,5 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы составляет 1,1%, что ниже среднероссийского значения (1,2%). По сравнению с началом года губерния по этому показателю переместилась с 10 на 9 место с наименьшими значениями среди регионов ПФО, а также с 33 на 31 место среди регионов Российской Федерации.

            Уровень занятости за III квартал текущего года вырос до 69,9% и превышает средний показатель по стране (66,0%) и ПФО (66,5%). По этому показателю Самарская область разделила 1-2 место среди субъектов ПФО и 10 место среди регионов Российской Федерации.

            Мы внимательно следим за ситуацией в Тольятти. Чтобы снизить риски, разработан межведомственный план мероприятий по содействию занятости граждан, высвобождаемых с предприятий и организаций города.

            Среди основных мероприятий - ярмарки вакансий, обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов и социальная занятость инвалидов.

            Большое внимание уделяется открытию новых производств и созданию высококвалифицированных рабочих мест. Согласно комплексному инвестиционному плану модернизации городского округа, в который вошло свыше 20 инвестпроектов, создано более 14 тыс. постоянных рабочих мест.

            Состоялось также открытие технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина". С момента реализации проекта резидентами уже создано более 2 тыс. рабочих мест.

            В сентябре 2015 года открыта первая очередь особой экономической зоны "Тольятти". Еще в прошлом году стартовало первое производство - ООО "Нобель Автомотив Русиа". На территории ОЭЗ резидентами уже создано около 300 рабочих мест.

            В ноябре мы открыли еще два производства - ООО "Праксайр Самара", завод по заправке емкостей промышленным и специальным газом, и ООО "СИЕ Аутомотив Рус", завод по производству литых алюминиевых деталей для двигателей легковых автомобилей. В настоящее время 16 компаний получили статус резидентов, их совокупные обязательства по инвестициям составляют 18,8 млрд рублей. Начато строительство второй очереди. Это тоже новые рабочие места.

            Мы инициировали перевод Тольятти в I категорию моногородов. В ближайшее время наша приоритетная задача - создание территории опережающего развития и привлечение финансовой поддержки Фонда развития моногородов для реализации инфраструктурных проектов в Автограде.

            Органы власти продолжат также работу по привлечению федеральных средств на развитие городского округа, в том числе в рамках подготовки празднования 50-летия выпуска первого автомобиля ВАЗ.

            Если говорить о прогнозе ситуации в сфере занятости на ближайшую перспективу, то она будет определяться темпами развития экономики области, которая во многом зависит от ОАО "АвтоВАЗ", производящего четверть всего объема промышленной продукции в регионе.

            Необходимо признать, что сегодня, в условиях новой, более суровой экономической реальности российский автопром переживает не лучшие времена. И автомобилестроение Самарской области не исключение. В то же время мы уверены, что кризисные явления в отрасли преодолимы.

            За 10 месяцев текущего года "АвтоВАЗ" произвел 407 тыс. автомобилей. Несмотря на непростую ситуацию в экономике, завод постепенно наращивает свою долю на рынке. Так, в этом году "АвтоВАЗ" произвел 36% от общего числа всех автомобилей, выпущенных в России. В прошлом году доля предприятия составляла 30%. Завод не стоит на месте, а развивается в условиях жесточайшей конкуренции. Обновляется модельный ряд, модернизируется производство. 25 сентября 2015 года дан старт началу выпуска принципиально нового автомобиля - Lada Vesta. На минувшей неделе было запущено производство другой новинки от "АвтоВАЗа" - Lada Xray. Всего в ближайшие шесть лет завод должен выдать 30 моделей трех брендов. Это значительно больше, чем за все время существования завода.

            Мы оказывали и будем оказывать всю необходимую помощь градообразующему предприятию Тольятти, городу в целом. Проблемы Автограда и его жителей останутся в центре внимания всех уровней власти.

            Недавно Вы заявляли о необходимости поддержки экспорта. За счет чего предполагается это сделать?

            - Поддержка экспорта осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, это финансовая поддержка - предоставление льготных экспортных кредитов, экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки, страхование кредита покупателя, кредита поставщика, рисков по аккредитиву и т.д. Кроме того, предоставляются госгарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя.

            Среди других направлений поддержки экспорта - информационно-консультационные, промоутерско-организационные меры, устранение барьеров для экспорта.

            Необходимо отметить, что еще в 2014 году подготовлен проект Национальной экспортной стратегии России до 2030 года. В этом документе ставится задача вхождения России в пятерку ведущих экспортеров наряду с Китаем, США, Германией и Японией. Самарская область будет активно участвовать в реализации выработанной стратегии за счет повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов региональной экономики.

            Каковы планы по развитию нефтехимической отрасли в регионе? Стоит ли в ближайшее время ожидать создания новых производств?

            В ближайшие годы высокие темпы развития нефтехимического комплекса Самарской области будут сохраняться.

            В нефтеперерабатывающей промышленности планируется завершить крупномасштабную модернизацию трех нефтеперерабатывающих предприятий, крупнейшего в России производства смазочных материалов и двух газоперерабатывающих заводов, входящих в состав ОАО "НК "Роснефть".

            В АО "Куйбышевский НПЗ" планируется введение в эксплуатацию установки каталитического крекинга. В АО "Сызранский НПЗ" продолжается строительство крупнотоннажного комплекса каталитического крекинга и нового комплекса гидроочистки дизельного топлива. В ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок" осуществляется строительство крупнотоннажного комплекса гидропроцессов.

            Реализация этих проектов позволит увеличить объем выпуска моторных топлив, соответствующих европейским стандартам качества Евро-5, а также увеличить глубину переработки нефти.

            Одним из наиболее масштабных проектов является строительство магистрального нефтепродуктопровода "Юг". Его реализация позволит обеспечить транспорт нефтепродуктов стандарта качества Евро-5 на экспорт через терминалы на черноморском побережье. Объём инвестиций составляет 1,1 млрд рублей.

            Завершение строительства новых производств ожидается и в химической промышленности. В частности, в АО "КуйбышевАзот" с участием зарубежных, в том числе американских, компаний будут построены энергоэффективное производство циклогексанона, новая инновационная высокотехнологичная установка аммиака, энергоэффективный комплекс по производству промышленных газов и т.д.

            Два значимых инвестиционных проекта в настоящее время реализуются и на другом ведущем предприятии химической промышленности России - ОАО "Тольяттиазот". Это реконструкция агрегатов аммиака и агрегатов карбамида.

            Мы ставим перед собой задачу закрепить положительную динамику развития нефтехимического комплекса и войти в тройку крупнейших регионов по объему добычи нефти.

            - От каких проектов власти региона могут отказаться в следующем году из-за сложной экономической ситуации, сократить финансирование? Или просто оставить их "до лучших времен"?

            - Безусловно, приоритетными расходами в 2016 году станут затраты на выполнение социальных обязательств перед населением региона.

            Вместе с тем, как я уже сказал, мы не отказались ни от одного значимого проекта. Мы продолжим финансирование государственной программы Самарской области "Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года". На ее реализацию в следующем году предусмотрено свыше 455 млн рублей.

            Возможно, где-то придется пересмотреть сроки. В настоящее время планируется рекультивация бывших промышленных площадок, содержащих токсичные отходы производственной деятельности. Это касается недействующих производств: ОАО "Средне-Волжский завод химикатов" в Чапаевске, ОАО "Фосфор" и ОАО "Синтезкаучук" в Тольятти.

            В связи с тем, что большая часть средств на финансирование проектов по рекультивации поступает из федерального бюджета, их финансирование в связи со сложной ситуацией в стране может быть ограничено.

            - Как Вы оцениваете вклад Самарской области в импортозамещение? Что наша область может предложить стране?

            - Наша область обладает значительным потенциалом по импортозамещению. Это производимая в регионе продукция химической промышленности, агропромышленного комплекса, производство и ремонт промышленных газотурбинных двигателей, производство электрических машин и электрооборудования, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.

            В регионе производится широкая номенклатура электротехнического оборудования, способного заменить продукцию иностранных предприятий, в том числе украинских, обеспечить отечественный рынок высококачественной продукцией мирового уровня.

            В Фонд развития промышленности от предприятий Самарской области направлено порядка двух десятков проектов импортозамещения.

            В настоящее время импортозамещение является актуальной задачей развития агропромышленного комплекса региона. Ограничение ввоза сельхозпродукции и продуктов питания из-за рубежа привело к необходимости существенного увеличения собственного производства.

            Продовольственный рынок региона еще недостаточно насыщен животноводческими продуктами местного производства. Так, обеспеченность по мясу и мясопродуктам, по молоку и молокопродуктам, а также яйцам пока находится на низком уровне. Недостаток в обеспеченности населения продуктами питания компенсируется за счет ввоза из других регионов России, а также частично за счет импорта.

            Вместе с тем, регион полностью обеспечен таким стратегическим продуктом как зерно и почти на 90% - картофелем и овощами. Кроме того, в Самарской области активно развивается овощеводство в закрытом грунте, что позволит практически полностью обеспечить губернию местными овощами.

            Благодаря государственной поддержке по основным показателям животноводческой отрасли наблюдается положительная динамика. По итогам 2014 года Самарская область занимала 1 место в ПФО по темпам роста поголовья крупного рогатого скота, коров, овец и коз, 4 место по темпам роста производства молока и 6 место по темпам роста производства скота и птицы на убой в живом весе. За 9 месяцев 2015 года производство молока выросло на 5,8%, поголовье крупного рогатого скота - на 2,6%.

            Введение запрета на ввоз в Россию определенного перечня импортной пищевой продукции оказало положительное влияние на увеличение региональными переработчиками объемов производства мясной и молочной продукции. За 9 месяцев текущего года выросло производство мяса и субпродуктов на 7%, творога и сливочного масла - на 35%, сыров - почти на 60%.

            В губернии активно реализуется программа по поддержке и развитию крестьянских и фермерских хозяйств. Продукция региональных фермеров и личных подсобных хозяйств занимает немалую долю в общем объёме производства. В текущем году производство мяса в таких хозяйствах увеличилось на 28% по сравнению с прошлым годом, молока - на 17,7%.

            В регионе составлен перечень из более 40 приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению и технологическому развитию отрасли, с общим объемом инвестиций около 66 млрд рублей.

            - Насколько привлекателен регион для инвесторов? Какие меры за последнее время были приняты для улучшения инвестиционного климата в области?

            - В регионе четко выстроена структура взаимодействия всех участников государственно-частного партнерства, ведется постоянная работа по совершенствованию нормативной базы, создана система индивидуального сопровождения каждого проекта. В рейтинге по итогам 2014 года Самарская область заняла 7 место, выполнив годовое плановое значение показателя по уровню развития ГЧП на 165%.

            Уже сейчас в регионе реализуется 15 проектов ГЧП с объемом привлекаемых внебюджетных инвестиций более 9 млрд рублей. Инвестиции направлены на модернизацию системы здравоохранения и развитие спорта. В период 2016-2018 года по мере ввода объектов планируется создать порядка 1,7 тыс. рабочих мест. До конца года мы рассчитываем принять конкурсную документацию еще по 5 проектам на сумму 1 млрд рублей.

            Сегодня существует потребность привлекать бизнес в крупные проекты в сфере транспортной инфраструктуры. Это строительство мостов через реки Волга и Самара, автомагистрали "Центральная", скоростного трамвая, подвесной канатной дороги, скоростной линии Самара - аэропорт Курумоч - Тольятти. На эти цели планируется привлечь более 70 млрд рублей. В качестве возможной формы реализации рассматривается механизм концессионного соглашения.

            В регионе созданы благоприятные экономические условия для развития сельскохозяйственного производства, сформирована система государственной поддержки, способствующая привлечению частного капитала в АПК Самарской области. В отрасли сложился достаточно высокий уровень инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал в 2014 году составил 5,6 млрд рублей, что на 19% выше уровня 2013 года.

            При реализации проектов отдельные категории инвесторов имеют право на получение налоговых льгот по налогу на имущество организаций, устанавливаются пониженные ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет.

            Помимо налоговых преференций, в бюджете Самарской области предусмотрены средства на стимулирование инвестиционной деятельности. Это возмещение затрат на строительство и реконструкцию птицефабрик, животноводческих комплексов молочного и мясного направления, овоще- и картофелехранилищ, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе для животноводства, закупку племенного скота и развитие объектов мелиорации, уплату процентов по инвестиционным кредитам.

            В планах такие проекты в сфере АПК, как создание агропарка, развитие производства продукции садоводства с организацией ее последующей переработки, создание животноводческого комплекса.

            Примечательно, что интерес к вложению средств в экономику Самарской области проявляют не только российские, но и иностранные инвесторы. Санкции не испортили отношения с компаниями из стран Запада. В регионе работают более 450 совместных предприятий, большинство из них из стран Европы, более 20 из США.

            - Самарская область находится среди лидеров в ПФО по объемам строительства жилья. За счет чего удалось достичь высоких показателей? И как планируется их удержать?

            - Развитие строительной отрасли - важнейшее направление нашей работы. Во время кризиса именно строительство является локомотивом, позволяющим экономике выйти на траекторию устойчивого роста. Взять, к примеру, Великую депрессию в США или ситуацию в Китае в 2008 году. Поэтому нынешнюю ситуацию можно рассматривать как время новых возможностей.

            Годовое плановое задание по вводу жилья на 2015 год составляет порядка 2 млн 180 тыс. кв. м. Фактически за 9 месяцев 2015 года в Самарской области введено в эксплуатацию больше половины, что составляет примерно 125% к соответствующему периоду прошлого года.

            По итогам 6 месяцев 2015 года Самарская область является лидером по темпам роста ввода в эксплуатацию жилых домов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и занимает 3-е место по строительству нового жилья в ПФО.

            За счет чего этого удалось достичь? В регионе проводится активная политика по формированию благоприятного инвестиционного климата в сфере строительства. Наши усилия направлены на сокращение сроков получения разрешительной документации и вхождение в группу лучших регионов России по рейтингу Агентства стратегических инициатив, что позволит существенно повысить имидж Самарской области как региона, привлекательного для инвестирования.

            - Осенью началась масштабная реконструкция главной дорожной артерии города - Московского шоссе. Как в преддверии ЧМ-2018 будет модернизирована дорожная инфраструктура города и области в целом? Какие крупные проекты планируется реализовать?

            - В 2015 году начата реконструкция объектов, по которым будет осуществляться транспортное сообщение между Самарой и аэропортом "Курумоч". Это участок дороги "Волжский - аэропорт "Курумоч" протяженностью 3 км и участок Московского шоссе от проспекта им. Кирова до АЗС N115 "Роснефть" протяженностью 9 км, по которому будет осуществляться въезд в Самару и проезд к стадиону. Реконструкция объектов должна быть завершена к концу 2017 года.

            В ходе реконструкции Московского шоссе планируется строительство 2-х двухуровневых развязок - на пересечении с проспектом Кирова и с Ракитовским шоссе, устройство десяти полос движения, в том числе боковых проездов с выделенной полосой для движения общественного транспорта, а также пешеходных и велосипедных дорожек.

            В настоящее время проектируется строительство новых автодорог, которые обеспечат транспортную доступность стадиона, приводится в порядок дорожная сеть Самары.

            В 2015 году за счет субсидий из дорожного фонда Самарской области - а это более 1 млрд рублей - ведется ремонт 13 самарских улиц, в том числе улиц Венцека, Ульяновской, Маяковского, Мориса Тореза, Агибалова.

            20 ноября с участием Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Викторовича Бабича, министра транспорта России Максима Юрьевича Соколова был дан старт строительству в Самаре мостового перехода "Фрунзенский". Строительство моста, соединяющего правый и левый берега реки Самара, - одна из первоочередных задач не только для областного центра, но и для всей области. Он позволит ликвидировать транспортную напряженность в Самаре и разгрузит поток автомобилей по мосту, ведущему в Куйбышевский район. Подходы к мостовому переходу через реку Самара переключат на себя сложившиеся городские транспортные потоки, мост обеспечит выход на федеральную трассу М-32, а также к трассам местного значения.

            Кроме того, на другом берегу реки Самары активно застраиваются микрорайоны "Южный город" и "Волгарь", развиваются промышленные предприятия Волжского района, скоро получит дополнительное развитие город-спутник областного центра - Новокуйбышевск, а также Чапаевск.

            Для того, чтобы сделать наш областной центр городом европейского уровня и провести ЧМ-2018 на достойном уровне, мы и дальше будем активно развивать транспортную инфраструктуру.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще