Эксклюзив 30 октября 2018 г. 14:16

Гендиректор СЭГЗ С.Мусинов: "Россия может провести полное импортозамещение в лифтостроении"

Гендиректор СЭГЗ С.Мусинов: "Россия может провести полное импортозамещение в лифтостроении"

АО "Сарапульский электрогенераторный завод" (СЭГЗ, Удмуртия) 23 октября полностью локализовало на предприятии выпуск отечественных редукторных лифтовых лебедок, начав серийное производство червячной пары. Это ключевой компонент редукторной лифтовой лебедки, который ранее закупался у западных производителей.

О том, насколько важно это событие не только для предприятия, но и для всех лифтостроителей России, как заводу удалось этого достичь и каковы дальнейшие планы в работе по импортозамещению в этой сфере, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал генеральный директор СЭГЗ Сергей Мусинов.

- Сергей Васильевич, как давно предприятие занимается производством лифтового оборудования и чего за это время удалось достичь?

- Завод выпускает лифтовое оборудование и его компоненты уже 13 лет, эта работа ведется в рамках диверсификации производства и увеличения доли гражданских изделий в общем объеме нашей продукции. В 2005 году мы выиграли конкурс и начали поставлять на совместное российско-американское предприятие "Щербинка Отис Лифт" электродвигатели различных модификаций типа ДАЛ для лифтовых лебедок. Всего за это время мы поставили около 75 тыс. двигателей на общую сумму более 1,2 млрд рублей.

В 2012 году дочернее предприятие СЭГЗ ООО "Веллифт" начало поставлять лифтостроительным предприятиям лебедки - за этот период их было реализовано более 10 тыс. на сумму более 1 млрд рублей.

В январе 2014 года СЭГЗ начал поставлять двигатели привода дверей лифта Щербинскому лифтостроительному заводу. За четыре года столичному предприятию было поставлено 9600 двигателей. Еще одно наше дочернее предприятие - Конструкторское бюро "СЭГЗ-Электромаш" - занимается разработкой и производством приводов дверей лифта и других компонентов лифтового оборудования.

В апреле этого года мы начали поставки лифтовых лебедок марки "Веллифт" еще одному российскому производителю лифтов - Карачаровскому механическому заводу.

Постоянно наращиваем объемы. Если в прошлом году мы выпустили 2,3 тыс. лебедок, то в этом планируем 4 тыс. На 2019 год ставим перед собой задачу - прирост на 50%, до 6 тыс. лебедок. Все они поставляются для российских лифтостроительных заводов, с которыми мы очень плотно сотрудничаем.

Хороший конструкторский потенциал позволяет создавать собственные разработки. Благодаря взаимодействию с партнерами завода мы постоянно улучшаем потребительские качества нашей продукции и предлагаем рынку изделия, которые по своим характеристикам не уступают лучшим образцам иностранной лифтовой продукции.

Теперь мы готовимся начать серийный выпуск безредукторных лифтовых лебедок, спрос на которые на отечественном рынке увеличивается с каждым годом. В отличие от лебедок с редуктором, их не нужно устанавливать в большом машинном отделении лифта, они имеют меньшие уровни шума и энергопотребления.

- Какую роль в реализации этих планов играет новое производство, которое завод открыл 23 октября?

- Самую важную. За последние годы мы освоили в собственном производстве практически все элементы лебедки, оставался только один, ключевой - червячная пара. Ее мы закупали в Германии, потому что до настоящего времени российские предприятия ее не производили.

Изготовление червячной пары, несмотря на простоту конструкции, - процесс сложный. Для этого требуется высокотехнологичное оборудование и специальные методики подготовки и обработки металла, которые позволяют придать ему особую прочность и долговечность. Все российские производители лифтовых лебедок покупают этот ключевой компонент у иностранных компаний.

В прошлом году совет директоров СЭГЗ принял инвестиционную программу по расширению выпуска лифтового оборудования. Наши специалисты смогли освоить производство червячной пары - и таким образом полностью локализовали у себя на предприятии изготовление лифтовых лебедок.

- Как удалось освоить производство этого сложного элемента?

- Как вы понимаете, наши конструкторская и технологическая службы изначально были "заточены" на работы по специальной технике для нужд ОПК. У нас сильная инженерная школа. И поэтому лучшие умы нашего предприятия поработали над тем, чтобы наша лебедка не уступала западным аналогам.

Инвестиции в организацию этого производства составили более 500 млн рублей. Благодаря совместной работе с правительством Удмуртской Республики Фонд развития промышленности (ФРП) выделил субсидированный кредит в размере 250 млн рублей, и при этом было согласовано условие, что предприятие тоже вложит не меньшую сумму.

На все эти средства мы в этом году приобрели самое современное высокопроизводительное технологическое оборудование, организовали производство, на котором можно полным циклом изготавливать 6,5 тыс. червячных пар в год.

Локализовав эту продукцию на предприятии, мы можем конкурировать по ценообразованию. Червячная пара для нас будет стоить дешевле, чем мы ее сейчас закупаем.

- Но насколько перспективен для предприятия этот рынок?

- Простая статистика. В настоящее время в жилых домах по всей России эксплуатируются около 440 тыс. лифтов - и из них порядка 170 тыс. нуждаются в срочной замене. Этот вопрос настолько важен, что в стране принята специальная программа ускоренной замены лифтов. В год в России монтируются, в том числе с учетом новостроек, порядка 36 тыс. новых лифтов.

Но при этом более 85% редукторных лифтовых лебедок и до 90% безредукторных импортируются или приобретаются у совместного российско-американского предприятия "Щербинка Отис Лифт". Понятно, что с учетом роста курсов доллара и евро стоимость лифтокомплектов с иностранными лебедками и их последующей эксплуатации увеличивается. И есть риск того, что она может стать недоступной по цене для социальных учреждений или жилых домов с небольшим количеством собственников. Не будем сбрасывать со счетов и риски новых западных экономических санкций: нет гарантий, что они не коснутся европейской лифтовой продукции и запчастей - а это уже вообще может сорвать программу замены лифтов.

Поэтому это очень нужное и перспективное направление. А с организацией производства на СЭГЗ этого элемента с мало кому говорящим что-то названием "червячная пара" Россия может резко сократить зависимость от импорта в сфере производства лифтов. С учетом вышесказанного - стоит ли повторять, насколько это важно для нашей страны?

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще