Эксклюзив 12 декабря 2018 г. 14:27

Глава Минобрнауки Татарстана Р.Бурганов: "Успешная система образования невозможна без мотивации учителя к непрерывному профессиональному росту"

Глава Минобрнауки Татарстана Р.Бурганов: "Успешная система образования невозможна без мотивации учителя к непрерывному профессиональному росту"

            Сегодня вся Россия находится на волне движения WorldSkills, ведется популяризация рабочих профессий. Техникумы и колледжи становятся ресурсными центрами. О том, какие еще меры принимаются в Татарстане в этом направлении, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал заместитель премьер-министра Татарстана - министр образования и науки республики Рафис Тимерханович Бурганов.

            - Рафис Тимерханович, Татарстан к движению WorldSkills присоединился в 2013 году. Какие изменения произошли с этого времени в системе профессионального образования республики?

            - В настоящее время в республике ведется работа по созданию нового имиджа профессионального образования и популяризации рабочих профессий. Создаются ресурсные центры подготовки кадров, ведется работа по внедрению инновационных образовательных технологий и участие в чемпионатном движении WorldSkills.

            Сегодня в республике действует региональный координационный центр движения WorldSkills - Центр развития профессиональных компетенций и более 40 специализированных центров компетенций WorldSkills.

            Татарстан - один из регионов-лидеров в России в данном направлении. Татарстанские учащиеся регулярно занимают призовые места и завоевывают награды различного достоинства на соревнованиях по профессиональному мастерству.

            Значимым нововведением в системе профессионального образования является демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia. В 2017 году республика стала пилотным регионом по его апробации.

            Демонстрационный экзамен позволяет осуществлять сравнительный анализ уровня подготовки в масштабах как отдельного региона, так и страны в целом. Средний балл татарстанских учащихся по большинству компетенций выше, чем в целом по России.

            Сейчас министерством проводится активная работа по внедрению в профессиональных образовательных организациях республики образовательных программ из перечня пятидесяти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий среднего профессионального образования (перечень "ТОП-50"). В первую очередь они появятся в ресурсных центрах подготовки кадров.

            - Сейчас ведется активная подготовка к мировому чемпионату по стандартам WorldSkills, который пройдет в августе 2019 года на площадке "Казань ЭКСПО". Как будет функционировать этот комплекс после проведения чемпионата?

            - Бесспорно, выставочный центр "Казань ЭКСПО" станет одним из знаковых объектов наследия мирового чемпионата WorldSkills Kazan 2019. В настоящее время обсуждаются различные варианты дальнейшего использования данного комплекса, в частности рассматривается вариант частичного использования площадей для создания на базе выставочного центра Всероссийского центра развития компетенций. Он будет нацелен на обеспечение России кадрами нового поколения и формирование передовых образовательных стандартов с учетом стандартов WorldSkills.

            На сегодняшний день совместно с министерством просвещения РФ и союзом "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" разработана первичная концепция Всероссийского центра развития компетенций.

            Акцент в ней сделан на целях и задачах центра, основных направлениях деятельности, форме создания и структуре. В качестве основных рассматриваются компетенции, которые наиболее востребованы в мире.

            - В продолжение темы оснащенности оборудованием колледжей и техникумов, как ресурсных центров, хотелось бы узнать, как оснащаются в республике современной техникой обычные школы?

            - За последнее десятилетие при поддержке руководства Республики Татарстан и лично президента Рустама Минниханова, мы сделали качественный рывок по уровню развития информатизации, в особенности, отрасли образования.

            У нас сформирована солидная материально-техническая база в образовательных организациях.

            В 2010-2011 годах в рамках реализации проекта "Ноутбук - учителю" для учителей школ были закуплены 45 тыс/ персональных ноутбуков.

            Примечательно, что за последние три года при поддержке руководства республики нам удалось обновить парк ноутбуков, которые морально и физически устарели.

            Также на сегодняшний день в образовательных организациях республики установлено более 11,5 тыс точек беспроводного доступа Wi-Fi, которые требуют периодического ремонта и замены.

            - Довольно часто обсуждается в последнее время уровень профессионализма педагогов. Какая работа ведется в республике в этом направлении?

            - Успешная система образования невозможна без высокой квалификации школьного учителя и его мотивации к непрерывному профессиональному росту. Эти идеи важно заложить с первого дня работы учителя в школе. Я призываю развивать наставничество для молодых учителей.

            Это сегодня очень важно и актуально в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего", основная задача которого - внедрение национальной системы учительского роста.

            Также мы продолжаем формирование республиканской модели учительского роста. Для этого реализуем целую линейку мероприятий от профессиональной ориентации школьников до стимулирования профессионального роста опытных учителей.

            Отмечу, что в Татарстане высокий уровень подготовки педагогических кадров и их профессионального развития. Об этом говорят и результаты участия педагогов и руководителей во всероссийских конкурсах профессионального мастерства.

            Одной из принципиальных задач, которую было необходимо решить - привлечение лучших выпускников школ к выбору учительской профессии. Именно с этой целью c 2016 года в республике реализуется программа целевой подготовки учителей со стипендиальной поддержкой (15 тыс. рублей ежемесячно) по наиболее востребованным для республики направлениям. На сегодняшний день по данному проекту обучаются 454 студента в Казанском федеральном университете и Набережночелнинском государственном педагогическом университете. Для них дополнительно проводятся зимние и летние образовательные школы, в вузах осуществляется их индивидуальное кураторство.

            На входе в школу в республике с 2011 года действует грант "Наш новый учитель". В рамках этого гранта на конкурсной основе предлагается дополнительная финансовая поддержка (от 7,5 до 10,0 тыс. рублей в месяц) молодым учителям, согласившимся на подписание трехлетнего трудового договора. Благодаря этому гранту с 2011 года в школы республики привлечено более 1200 молодых талантливых педагогов.

            - Как в Татарстане развиваются отношения "студент - наука", и каковы перспективы этих отношений?

            - Правительство Татарстана оказывает активную поддержку высшим учебным заведениям в вопросах реализации различных научных проектов, в том числе, связанных с приобщением студентов к исследовательской деятельности.

            Кроме того, в республике наблюдается непрерывное усиление роли высшей школы в вопросах коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Следует отметить, что при ведущих вузах создано около 120 малых инновационных предприятий - значительную часть сотрудников, которых составляют студенты.

            Также проводится масштабная работа по стимулированию инновационной активности молодежи. Это разнообразные конкурсы, научные премии, гранты и стипендиальные программы, такие как специальная государственная стипендия Республики Татарстан, республиканский конкурс "Пятьдесят лучших инновационных идей", конкурс "Лучший молодой ученый Республики Татарстан" и многие другие.

            Отдельного упоминания заслуживает, стартовавший в 2016 году при поддержке министерства образования и науки проект "PROНаука". Он представлен циклом мероприятий, проходящих в стенах Казанского федерального университета, в формате образовательных интенсивов, посвященных различным научным направлениям и сферам жизни.

            Знания здесь представляются в доступной форме, а вовлечение в науку проходит в форме развлечения.

            Мы и в дальнейшем планируем поощрять и стимулировать молодежь, стремящуюся к науке.

            - Завершается год, можно озвучить цели министерства на 2019 год. Какие вопросы вы будете считать одним из самых серьезных шагов в развитии всей системы образования Татарстана?

            - Следующий, 2019 год объявлен в нашей республике Годом рабочих профессий. Предстоит создать "новый имидж" системы профессионального образования, популяризировать рабочие профессии.

            Для этого планируется усовершенствовать инфраструктуру профессионального образования, провести капремонт и модернизировать материально-техническую базу профессиональных образовательных организаций.

            Также среди задач следующего года - доведение количества ресурсных центров до 37 и развитие чемпионатного движения WorldSkills в Татарстане. Кроме того, будет продолжена работа по внедрению демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по числу специальностей и количеству участников.

            Еще планируется продолжить создание сети образовательных организаций, внедряющих инклюзивное образование.

            Но наиболее значимыми событиями в предстоящем году, на которые будет обращено особое внимание, станут для республики - финал VII Национального чемпионата WorldSkills и 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, которые пройдут в Казани.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще