Новости 17 мая 2013 г. 13:42

Нижегородские физики обнаружили нанокристаллы в челябинском метеорите

Нижний Новгород. 17 мая. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Обширные включения нанокристаллической фазы выявлены в структуре метеорита, упавшего в Челябинской области в феврале этого года.

Исследования атомной структуры на поперечном срезе осколка метеорита проводились в научно-образовательном центре "Физика твердотельных наноструктур" Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). Описание исследований и полученных результатов опубликовано в журнале "Вестник Нижегородского университета".

В лаборатории высокоразрешающей просвечивающей электронной микроскопии изучали один из осколков метеорита, собранных на снежном поле между поселками Еманжелинка и Зауральский Челябинской области в ходе экспедиции с участием школьников.

Как следует из публикации, элементный и фазовый анализ осколка выявил наличие кристаллической фазы оливина, характерной для метеоритов класса обыкновенных хондритов.

"Помимо кристаллических включений впервые обнаружены весьма обширные области, в которых присутствуют нанокристаллы размерами от 3 до 15 нм", - сказано в отчете.

На сайте центра отмечается, что для формирования подобных нанокристаллов необходимы сильно неравновесные условия. В настоящее время во многих лабораториях по всему миру ведутся работы, направленные на достижение подобных условий искусственными методами.

Физики установили, что единственным отличием в элементном составе между кристаллическим оливином и нанокристаллической фазой заключается в присутствии малой концентрации примеси меди и цинка в области с нанокристаллами.

"Предполагается, что именно эти примеси являются катализаторами, приводящими к распаду кристаллической фазы оливина на отдельные нанокристаллы", - считают научные сотрудники.

Между тем сотрудники кафедры физики полупроводников и оптоэлектроники физического факультета ННГУ обнаружили люминесцентные свойства метеорита, которые также подтвердили наличие квантоворазмерных включений в его структуре.

15 февраля в небе над Челябинской областью взорвался метеорит. Взрывной волной были выбиты стекла в домах, разрушены крыши зданий, как жилого сектора, так и промышленных и социальных объектов. Более 1,6 тыс. человек получили ранения, совокупный ущерб от происшествия составил около 1 млрд рублей.

Нанокристалл - отдельный однородный кристалл, имеющий непрерывную кристаллическую решетку, характеризующийся анизотропией свойств и имеющий размеры (хотя бы один) ? 100 нм. В случае трехмерного расположения атомов в пространстве элемента твердого вещества логично вытекает название - нанокристалл. Эти материалы имеют большой технологический потенциал, так как многие их электрические и термодинамические свойства зависят от их размеров, и, следовательно, могут контролироваться во время технологического процесса. Кристаллические наночастицы, образуя монокристаллические системы, интересны для изучения макроскопических кристаллов из-за отсутствия дефектов и межзеренных границ.