Интерфакс-Россия
  Опубликовано 20 февраля 2019 года в 11:58 версия для печати  

Губернатор Пензенской области И.Белозерцев: "Создавая технопарки, нужно знать, что мы хотим получить"

Пензенская область представила на инвестиционном форуме в Сочи масштабный проект - строительство завода по глубокой переработке пшеницы и заручилась поддержкой правительства РФ в его реализации. Об этом и других инвестиционных планах на полях форума агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал глава региона Иван Белозерцев.

- Иван Александрович, с каким инвестиционным итогом регион подошел к РИФ -2019 в Сочи?

- Полноценной статистики пока нет, но уже сейчас понятно, что рост объема инвестиций в экономику составит не менее 15% по результатам 2018 года. В денежном выражении это порядка 84,5 млрд рублей. Вложения идут по всем направлениям, но самые значительные – в сельском хозяйстве и промышленности, где реализуются крупнейшие инвестиционные проекты с участием российского и зарубежного капитала.

- Какие проекты вы бы выделили?

- ООО "Русская молочная компания", работающая совместно с сингапурской компанией Olam International, в этом году начнет строительство молочно-товарного комплекса замкнутого цикла на 5,2 тыс. дойных коров с воспроизводством стада в Сердобском районе Пензенской области. Объем инвестиций в проект - 4,5 млрд рублей.

ООО "Хохланд Руссланд" в Белинском районе реализует проект по модернизации производства твердых сыров. Сумма инвестиций составит порядка 900 млн рублей.

ООО "Авиаген Торкейз Рус" возводит племенную птицефабрику в Никольском районе. Это будет 10 площадок для производства и реализации инкубационного яйца индейки. Сегодня его завозят из-за рубежа, а будут производить у нас в регионе. Стоимость племенного завода достигнет почти 2 млрд рублей.

В стадии реализации находятся несколько инвестиционных проектов, которые мы воплощаем в жизнь с нашими китайскими партнерами. Так, ГК "Дамате" и ГК "Черкизово" продолжают активно развиваться на территории Пензенской области. Здесь, на форуме мы подписали с "Черкизово" соглашение о строительстве в Каменском районе завода по производству кошерной продукции и новых современных свинокомплексов в Пензенском районе соответственно.

Индекс промышленного производства по итогам 2018 года составил 107, 1%. Это высокий показатель, превышающий среднестатистические данные по ПФО и РФ. Его достижение стало возможным благодаря нашим заводам и фабрикам, инвестирующим в модернизацию производства.

Так, компания "СтанкоМашСтрой" строит два новых цеха стоимостью 800 млн рублей. Во втором квартале уже будет запущен цех по производству токарного оборудования с улучшенными характеристиками.

ОАО "Пензадизельмаш", входящее в компанию "Трансмашхолдинг", реализует программу модернизации производства, включающую в себя два крупных проекта, рассчитанную на период до 2021 года. Общая сумма инвестиций – 1,5 млрд рублей.

В прошлом году холдинговой компанией "Маяк" реализованы два проекта на общую сумму около 4 млрд рублей. Это запуск обойно-печатной линии по производству обоев в ООО "Маякпринт" и ввод шестой бумагоделательной машины для мебельной промышленности в ООО "Маяк-Техноцелл" с объемом производства более 40 тыс. тонн в год. Совокупный объем производства продукции холдинговой компании "Маяк" достигает в настоящее время 11 млрд рублей.

Очень активно развивается биомедицинский кластер. Пензенское предприятие "МедИнж" планирует получить в августе 2019 года патент на новую разновидность протеза клапана сердца. По мнению специалистов, он не имеет аналогов в мире.

- Иван Александрович, какие успехи Пензенская область продемонстрировала на форуме и о чем договорилась с новыми партнерами?

- Во-первых, мы презентовали председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву проект по глубокой переработке пшеницы. Стоимость этого завода, который мы хотим построить на территории индустриального парка в ТОСЭР "Сердобск", составляет 20 млрд рублей. Проект очень сложный, аналогов ему в нашей стране нет. Премьер-министр проектом заинтересовался и обещал поддержать. Для нас это очень важно.

Завод будет производить продукцию, которую сейчас завозят из-за рубежа, в частности из Китая, где таких предприятий несколько. Подписали соглашение с компанией COFCO по поставкам технологического оборудования и пригласили корпорацию стать соинвесторами проекта.

Важная для нас встреча – с руководителем ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым. В целом, в Пензенской области растет объем грузоперевозок продукции наших промпредприятий и аграрного комплекса – это хорошо и для нас, и для "РЖД". Поэтому говорили о новых маршрутах. Кроме того, нам нужно развивать ветки железной дороги к крупным инвестиционным площадкам, как, например, Сердобск. Есть потребность в создании маршрутов электропоездов между Пензенской областью и, например, Самарской областью, открывать новые маршруты, связывающие Пензу с Нижегородской областью, Саранском. По этим и другим направлениям взаимодействия есть договоренности.

И, наконец, соглашение с ПАО "КАМАЗ" о создании индустриального парка в том же Сердобске. АО "Сердобский машиностроительный завод", где будет промпарк, когда-то был градообразующим предприятием, но сегодня на нем работает чуть больше 600 человек. Завод выпускает некоторые детали для машин "АвтоВАЗа" Lada Vesta, но возникал вопрос и о возможности его закрытия. Нашли другое решение, завод останется, будет работать, тем более там неплохой темп роста. Пустующие площади предприятия "КАМАЗ" предоставит под новый технопарк. Мы подписали соглашение, подготовили совместную "дорожную карту" и планируем войти в программу Минэкономразвития РФ, которое финансирует проекты технопарков в регионах.

- Как Пензенская область будет участвовать в проекте создания промпарка в Сердобске? Кто им станет управлять?

- Регион готов уже в этом году выделить порядка 50 млн рублей на условиях государственно-частного партнерства с компанией "КАМАЗ" на создание этого технопарка, а именно - на развитие инфраструктуры. Мы обязательно создадим управляющую компанию вместе – мы договоримся, в каких долях кто будет управлять. Однако это не самое главное. Создавая технопарки, нужно понимать, что мы хотим получить в итоге. А мы хотим развивать разные направления: IT-технологии, инженерию.

Опыт у нас есть. В Пензенской области создано четыре индустриальных парка: "Отвель", "Сердобский", "Давыдов" и "Союз". Эти производственные площадки востребованы инвесторами, общая заполненность парков резидентами превышает 70%.

В прошлом году было завершено строительство инфраструктуры индустриального парка "Отвель", построена автодорога к площадкам индустриального парка "Сердобский", подготовлена проектная документация на реконструкцию площадей индустриального парка "Союз".

Начиная с этого года, на федеральном уровне стартует поддержка частных индустриальных парков. Акцент будет сделан на развитии небольших промышленных площадок со средней стоимостью строительства до 500 млн рублей, которые могут быть созданы в течение 1-2 лет и приносить дополнительные налоговые поступления, полностью покрыв вложенные бюджетные средства уже через 5-6 лет после начала строительства. От бизнеса требуется только инвестиционный план и готовность вложить в его реализацию не менее 20% собственных средств. Учитывая это, мы ожидаем подъема интереса к созданию новых индустриальных парков со стороны бизнес-сообщества.

- Вы говорили о планах строительства нового аэровокзала в Пензе. Рассчитываете на помощь из федерального бюджета?

– Регионом несколько лет назад была выполнена реконструкция искусственных покрытий существующей взлетно-посадочной полосы аэропорта. Это позволило увеличить пассажиропоток за последние 5 лет более чем в два раза: с 75,4 тыс. пассажиров в 2014 году до 181,5 тыс. пассажиров в 2018 году.

Однако сдерживающим фактором и существенным ограничением развития воздушных перевозок в регионе является низкая пропускная способность аэровокзала, составляющая всего 100 человек в час. Мы разработали архитектурную концепцию нового здания аэровокзала и проектно-сметную документацию на объект. Она проходит государственную экспертизу. Ориентировочная сметная стоимость строительства объекта 760,5 млн рублей. Я думаю, что цена вопроса будет близка к 1 млрд рублей с оборудованием.

Мы рассчитываем на федеральную поддержку. Совет Федерации одобрил нашу заявку и рекомендовал министерству транспорта РФ рассмотреть вопрос включения проекта "Строительство нового здания аэровокзала в городе Пензе" в перечень объектов и мероприятий федеральной адресной инвестиционной программы "Развитие транспортной системы РФ".

Кроме того, сейчас рассматриваем с одной из компаний возможность строительства грузовых терминалов и доставки грузов грузовыми самолетами. Я думаю, что это перспективное направление еще и потому, что сейчас у производителей большая конкуренция, особенно у тех, кто производит скоропортящуюся продукцию. Обеспечить возможность доставить ее быстро – такое направление сейчас рассматривается.

- Пензенская область констатировала, что вошла в реформу ТКО без потрясений. Как идет процесс внедрения раздельного сбора и переработки мусора?

- Реформу утилизации мусора и твердых коммунальных отходов мы начали еще года три тому назад, но как всегда все пришло неожиданно. Заключили контракт с Центром благоустройства обращения с отходами, выполнили научно-исследовательские работы, всю работу провели на очень серьезном уровне.

В мае 2018 года мы утвердили территориальную схему обращения с отходами, в схему были внесены коррективы, увеличили число зон – у нас их 4. Планируем до 2021 года построить 6 полигонов по утилизации, мусороперерабатывающий завод недалеко от Пензы, 5 сортировочных заводов, 15 перегрузочных станций. Взаимодействуем с нижегородской компанией ООО "МАГ Груп" – она уже работает с Пензенской областью по вывозу ТКО. Компания сильная, они построили в Нижегородской области современный завод. Мы надеемся, что с их участием мы построим такой завод и на территории Пензенской области.

Конечно, сегодня очень болезненная тема – резкий рост тарифа на вывоз мусора. Мы постарались утвердить тариф минимальный, и он один из самых низких в Поволжье. Тем не менее, у меня чувство тревоги есть, есть малообеспеченные семьи. Мы сейчас рассматриваем меры поддержки, отвели 2-3 месяца на анализ ситуации.

Люди должны понимать, за что они платят, и размер этой платы не должен быть завышен. А самое главное, позитивные перемены в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами должны стать повсеместными и видимыми. В частности, это касается содержания контейнерных площадок, оперативности вывоза мусора и качества работы региональных операторов.


Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса". Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.