Эксклюзив 11 июня 2019 г. 11:19

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров: "Меры поддержки российского автопрома должны определяться на десятилетия вперед"

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров: "Меры поддержки российского автопрома должны определяться на десятилетия вперед"

  Самарская область за прошедший год поднялась на 24 позиции в новом национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах России, представленном Агентством стратегических инициатив (АСИ) на ПМЭФ-2019. О том, какую работу проводят власти Самарской области по повышению привлекательности региона для инвесторов, основных крупных инвестпроектах, работе ведущих предприятий и ключевых планах по развитию рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" на площадке Международного экономического форума в Санкт-Петербурге губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

- Дмитрий Игоревич, какое значение для Самарской области имеет участие в ПМЭФ-2019?

- Международный экономический форум в Санкт-Петербурге - это ведущий экономический форум в России. Самарская область активно представляет здесь свои проекты. Мы делаем это второй год подряд. И я считаю большим упущением то, что это не делалось ранее. Даже те оценки, которые можно было наблюдать в рейтинге АСИ, - они во многом связаны с этой пассивностью. Не случайно мы были в рейтинге на 65 месте два года назад. Представляете, Самарская область с ее потенциалом, а по инвестклимату - 65 место! Инвестиционные проекты, конечно, были, но зачастую решения по ним принимались кулуарно. Мы кардинально изменили подходы. И одним из значимых для области итогов этой работы является то, что мы вошли в очень небольшой и почетный список регионов с наилучшей динамикой по улучшению инвестиционного климата.

Но и существующая 24-я позиция в рейтинге меня не устраивает. У нас есть все, чтобы создать условия для вхождения в десятку лучших по привлекательности для инвесторов регионов.

Самое главное, благодаря чему удалось изменить ситуацию, - мы ревизовали состояние дел, провели работу над ошибками, перезапустили массу проектов. Провели серьезную смену кадрового состава в Агентстве привлечения инвестиций и инвестиционном совете Самарской области. Если прежде большинство участников там были чиновники, то сейчас большинство - предприниматели.

В свою очередь, чиновники поняли, насколько важно развитие предпринимательства. Большую роль сыграло и то, что мы открыто работали над корректировкой стратегии социально-экономического развития региона.

Провели утверждение стратегии во всех муниципальных образованиях, очень активно вовлекали в эту работу население и предпринимателей. Это тоже был достаточно важный сигнал для бизнеса. Бизнес знает наши цели и может ориентироваться в тех приоритетных направлениях, которые в первую очередь будут поддержаны. Приоритизация и чёткое определение целей очень важны. Не менее значимо, чтобы все решения по достижению намеченных целей носили системный характер. Так, здесь на форуме мы оформили важное решение с Магнитогорским металлургическим комбинатом о создании транспортно-логистического центра на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) в Тольятти. Якорным потребителем, как это и есть сегодня, будет "АвтоВАЗ". Но благодаря таким крупнотоннажным поставкам ММК будет обеспечивать все Поволжье. Это даст новый толчок к развитию ОЭЗ Тольятти, которая и так успешно набирает обороты. Инфраструктурным ограничением ОЭЗ является отсутствие железнодорожного сообщения, но мы договорились с РЖД о строительстве ветки. А под эту ветку мы привлекаем еще крупнотоннажных производителей из Китая. Буквально за забором ОЭЗ будет проходить часть трассы "Европа - Западный Китай", в рамках строительства которой в Самарской области будет возведен новый мост через Волгу. Поскольку проект будет реализован по принципу государственно-частного партнерства, часть участка будет платная и мы предусмотрели съезд на ОЭЗ.

- Когда будет объявлен конкурс на строительство моста через Волгу и есть ли иные потенциальные концессионеры, кроме консорциума Автодора и Мостотреста, которые подтвердили намерение участвовать в конкурсе?

- Мост - это один из участков строительства трассы "Европа - Западный Китай" по территории Самарской области. Ее протяженность - более 100 тыс. км, а самого моста - всего лишь 3750 м над Волгой. К нам поступила частная концессионная инициатива на строительство этого участка, сегодня мы ее исследуем. Как вы знаете, у нас 60 рабочих дней на согласование и определение конечных условий. После этого мы должны разместить предложение по конкурсу. Если других интересантов не будет, мы заключим контракт с этой компанией. Если будут другие предложения, мы, естественно, будем на них откликаться. Сейчас идет самая напряженная работа по выработке условий вот этой частной концессионной инициативы, конкурсных условий. Поэтому я сейчас могу вам сказать примерный срок размещения конкурсного предложения: мы думаем, в июле где-то мы должны разместиться, а дальше вся процедура расписана.

- Как вы оцениваете работу по реализации СПИК "АвтоВАЗа"?

- Заключение СПИК имеет огромное значение для дальнейшего развития "АвтоВАЗа". При этом для автопроизводителей очень важно, чтобы меры государственной поддержки автопрома работали ритмично. А сейчас такая ситуация, что буквально ежемесячно коллеги следят за рынком и оказывают меры по стимулированию рынка в зависимости от того, растет он или падает. Мы ведем дискуссию с правительством на эту тему. В такой важнейшей отрасли, как автопром, работа должна простраиваться на годы вперед и уж точно никакие месячные колебания не должны на меры поддержки влиять. Я обратился за помощью в этом вопросе к председателю правительства Дмитрию Медведеву. Надеюсь, ситуация останется стабильно устойчивой и все договоренности, зафиксированные со стороны предприятия, со стороны региона и со стороны федерального правительства по СПИК, приведут к исполнению показателей по инвестициям. А там зафиксировано 70 млрд рублей инвестиций. При этом, по нашей с "АвтоВАЗом" оценке, если все условия сторонами будут выполняться, то объем инвестиций может возрасти до 200 млрд рублей.

Но самое главное, что вызывает мою большую озабоченность, - это какие-то очень странные измышления о прекращении дифференциации мер поддержки исходя из уровня локализации. То есть уравнять меры поддержки всем производителям. Неважно, у тебя 70% локализации или у тебя отверточная сборка. Если мы это сделаем, а разговоров об этом много, то мы просто свой автопром убьём. Так нельзя делать, тем более когда крупнейший производитель заключил специнвестконтракт.

У нас по СПИК "АвтоВАЗ" должен локализовать двигатель, автоматическую коробку передач, семь моделей автомобилей. А зачем это делать мировому гиганту? Он лучше завезет все сюда и будет исполнять. Этого нельзя допустить. Надеюсь на сохранение всех этих мер поддержки, которые, еще раз подчеркну, на мой взгляд, не могут определяться на месяц и даже на год и три, а должны простраиваться на десятилетия вперед.

- Как на репутацию Самарской области повлияла история с загрязнением нефти в трубопроводе "Дружба"?

- То, что это произошло именно в Самарской области, должны установить следственные органы. Шуму было много, и меня немножко удивило такое безапелляционное утверждение, которое появилось в ряде СМИ. Давайте дождемся результатов следственных действий, которые установят и виновных, и установят, действительно ли это произошло на территории Самарской области.

Все понимают, что это зона ответственности Транснефти. Уверен, что компания не допустит больше подобного рода инцидентов не только в Самарской области, но и на всей территории своей ответственности. Для меня как для губернатора крайне важно, чтобы никак к региону эта некрасивая история не прилипла.

- Какие, на ваш взгляд, перспективы развития у самарского авиационного завода "Авиакор"?

- "Авиакор"- это гордость Самарской области и всей страны. Конечно, мы бы хотели, чтобы он имел долгосрочную перспективу развития. Сейчас предприятие выполняет работы по заказу министерства обороны. Во-первых, это достаточно небольшой сегмент, а во-вторых, это когда-то закончится. Нужны новые проекты, новые машины, чтобы предприятие развивалось.

По моему мнению, для самого предприятия было бы крайне важным стать участником ОАК. Это, конечно, дало бы "Авиакору" новый импульс развития. Рабочая группа по рассмотрению этой возможности была создана, но работа приостановилась, поскольку у ОАК был этап трансформации. Но я надеюсь, что мы вернемся к этому вопросу вместе с собственником, будет возобновлена работа этой группы.

Я очень аккуратно говорю - не про форму этой интеграции, а именно про саму интеграцию. На мой взгляд, будущее динамичное развитие авиазавода возможно только с ее учетом.

Но это очень непростой многовекторный процесс, который во многом будет определяться собственником предприятия.

- Какие перспективы развития агропромышленного комплекса вы видите для региона?

- Мы делаем на АПК особую ставку. По итогам прошлого года сельскохозяйственный экспорт увеличился на 22% по сравнению с 2017 годом, а экспорт зерна вырос в 5 раз. Благодаря нашему преимущественному географическому положению и удачной логистике мы делаем особую ставку на увеличение сельскохозяйственного экспорта, в том числе в рамках реализации нацпроекта. Перед регионом стоит задача до 2024 года в два раза увеличить сельскохозяйственный экспорт. Но от базового показателя 2017 года экспорт за прошлый год вырос уже в 1,5 раза.

Мы освоили речной путь поставки зерна в Иран. Это очень перспективное направление. Компании-сельхозпредприятия сейчас выходят с предложением о создании пула инвесторов для строительства портового терминала под зерно на поставки в Иран. В настоящее время есть договоренность о поставке растительного масла в КНР.

- Как повлияли на состояние озимых посевов резкие перепады температуры воздуха, фиксировавшиеся в Поволжье в апреле-мае?

- Мы вошли в период с 430 тыс. га, засеянных озимыми. Недостаток влаги фиксировался по всей территории области. Когда весной была проведена соответствующая экспертная оценка, то озимые выяснилось, что отсутствовали на площади 22 тыс. га. Еще был быстрый сход снега. Всего в зоне риска у нас было около 40 тыс. га - 10% от всех площадей. В принципе это показатель, близкий к средним многолетним значениям. Все погибшие площади пересеяны, ситуация более-менее благополучна. Сейчас многое будет зависеть от дальнейших климатических условий, прольется ли та необходимая бочка влаги в виде дождика на поля. Пока прогноз на урожай неплохой.

- Ранее вы заявляли, что самый первый результат от работы регионального оператора по вывозу ТКО в том, что прекратилось образование несанкционированных свалок и весь мусор доезжает до полигонов. Каким будет следующий этап?

- Считаю, что необходимо внедрять раздельный сбор так называемых сухих и мокрых твердых коммунальных отходов. Органику и все остальное. Здесь у меня сомнений нет никаких. Для того чтобы регоператор мог устанавливать необходимые контейнеры, мы должны в соответствии с техническими условиями и требованиями переоборудовать контейнерные площадки. В текущем году мы совершенно точно должны привести в порядок контейнерные площадки в абсолютном большинстве муниципальных образований. Они уже все посчитаны, оцифрованы. Сейчас оцениваем финансовые ресурсы, которые муниципалитеты направят на эту работу. И обязательно им поможем. Но, к сожалению, есть недопонимание своей зоны ответственности у глав муниципальных образований. Многие посчитали, что, если появился регоператор, муниципалитет может про площадки забыть. Всегда занимались этим вопросом муниципалитеты, а теперь вдруг решили, что кто-то за них это сделает. Даже не разобравшись, что эта работа жестко закреплена как полномочия власти местного уровня. 

Ситуацию исправляем. В этом году, думаю, сделаем заметный шаг вперед. Но и конечно же, мы работаем над проектами рекультивации существующих полигонов, строительства новых экотехнопарков. Без этого никак не уйти вперед. Экотехнопарки будут предусматривать вопрос по сортировке и переработке отходов. И есть уже заявленные такие инвестпроекты. Но нужно очень грамотно подойти к выбору места размещения. Этот вопрос чувствительный и важный. Здесь есть сложности. Они есть по всему миру. Зачастую люди готовы мириться со свалками, которые только формально зачастую являются законными, и не готовы размещать новые современные экотехнопарки, которые будут полностью соответствовать природоохранному законодательству. А то, что у нас свалка, например, на территории национального парка Самарская Лука копилась в 80-х годов, никого не волновало. Сейчас пришлось речным транспортом все вывозить, а это гораздо дороже.

- Какой рост промпроизводства ожидает правительство Самарской области в 2019 году, какие факторы могут оказать влияние на него?

- В январе-апреле рост промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 3,8%. В прошлом году у нас на рост ВРП значительное негативное влияние сыграло снижение добычи нефти на территории региона. Но это тот факт, на который мы влиять не можем. Это соглашение с ОПЕК, и оно привело к снижению добычи нефти в целом в России.

Если брать только перерабатывающий сектор, то здесь у нас в 2018 году рост показателя на 2,8%, а за четыре месяца текущего года всего по производству уже 3,8%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг мы превысили по сравнению с четырьмя месяцами прошлого года на 11,5%. При этом динамика промпроизводства в текущем году определяется ростом добывающего и обрабатывающего секторов, на долю которых приходится почти 90% промпроизводства области. У нас есть сейчас и повышение добычи нефти.

Поэтому я очень оптимистично смотрю на итоги года исходя из июньских позиций. По базовому прогнозу социально-экономического развития региона утвержден показатель роста промпроизводства по итогам 2019 года - 102,7%. Рассчитываем его превысить.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще