Точка зрения 27 октября 2010 г. 14:30

Малый бизнес для школьников

Interfax-Russia.ru – Школьников на родине Ленина будут учить азам бизнеса. В программе основы экономики, менеджмента и маркетинга.

Пилотный проект "Основы предпринимательства для школьников" представили губернатору Ульяновской области Сергею Морозову 22 октября в рамках очередного этапа акции "Дни малого и среднего бизнеса в муниципальных образованиях Ульяновской области". Инициаторы проекта - департамент развития предпринимательства региональных министерств экономики и образования.

Новый курс "Основы предпринимательства для школьников" рассчитан на учащихся 8-11 классов. Как пояснили агентству "Интерфакс-Поволжье" в региональном Минобразования, новый школьный предмет является факультативным. В его рамках школьники будут изучать основы экономики, введение в бизнес, межкультурные коммуникации, основы менеджмента и маркетинга, психологию делового общения, основы финансовой деятельности организации и бизнес-планирование.

Поскольку главной целью специальной программы является подготовка будущих предпринимателей, то акцент сделан на практические занятия, деловые игры и самостоятельную проектную деятельность. Также планируется проведение лекций, работа над индивидуальными проектами и участие в деятельности виртуальной учебной фирмы.

Прошедшие данную программу школьники познакомятся с азами бизнеса и предпринимательства, будут в курсе положения дел в российской экономике, а также станут самостоятельно решать практические бизнес-задачи.

Первый специализированный бизнес-класс уже открыли в Старомайнской общеобразовательной школе Ульяновской области. Вместе с тем глава региона дал поручение в течение осени детально проработать этот проект. Учитывая важность бизнес-образования в сельской местности, Морозов поставил задачу в 2011 году привлечь к участию в программе "Основы предпринимательства для школьников" не менее 20 школ в каждом из районов области.

Впрочем, Ульяновская область – не единственный регион, в том числе и в Поволжье, где предпринимателей готовят со школьной скамьи. К примеру, в Татарстане уже более 10 лет работает программа "Школьная компания". По словам исполнительного директора общественной организации "Казанский центр "Достижения молодых", члена Общественной палаты республики Ляли Бикчентаевой, данная программа весьма эффективно подталкивает молодых людей к занятию предпринимательством.

Участники этой программы познают основы предпринимательской деятельности на практике еще в школе, а затем делают осознанный выбор, выбирая высшее учебное заведение и строя свою дальнейшую карьеру. Как правило, выпускники программы впоследствии вступают в молодежный бизнес-клуб "Навигатор" и при его поддержке реализуют новые бизнес-проекты.

В свою очередь в Кировской области с 2005 года работает программа обучения старшеклассников основам предпринимательства "Лига начинающих предпринимателей". Проект реализуют управление по делам молодежи и департамент образования Кировской области, комитет по делам молодежи администрации Кирова и региональный бизнес-инкубатор.

Учащиеся 9-11 классов Кировской области, желающие стать бизнесменами, участвуют в тренингах и мастер-классах, которые проводят успешные предприниматели. Обучение заканчивается защитой предпринимательского проекта. Наиболее активные участники программы принимают участие в межрегиональных конкурсах, получают бесплатные путевки в загородный "Вятский экономический лагерь" и участвуют в бизнес-олимпиаде.

В Пермском крае год назад для поддержки кадрового потенциала на селе стартовал первый в России проект "Агроклассы". В нем приняли участие школы трех районов края. В течение восьми месяцев 150 старшеклассникам этих школ читали лекции преподаватели пермской сельхозакадемии, давали мастер-классы руководители сельхозпредприятий и представители малого бизнеса.

"Агроклассники" посещали самые разнообразные сельхозпроизводства, пытались оценивать менеджмент, маркетинг, изучали лучший опыт ведения хозяйства. Итогом учебных и практических занятий стала публичная защита в конце апреля 2010 года лучших бизнес-идей, оформленных школьниками в собственные бизнес-проекты. В этом году агроклассы открывают учебные заведения и в других районах края.

Кроме того, с этого учебного года свои агроклассы открыли три школы в Оренбургской области. Их ученики вслед за пермскими агроклассниками также будут постигать основы агробизнеса. Реализовать такой пилотный проект в Оренбургской области было решено после успешного опыта Пермского края. "Желание заниматься в агроклассах высказали около 50% школьников этих учебных заведений. На занятиях ребята хотели бы узнать о том, как ухаживать за крупным рогатым скотом, кроликами, домашней птицей. Многим интересно послушать о бизнес-планировании и новых технологиях в сельском хозяйстве" - говорят в министерства труда и занятости населения Оренбургской области.

Элективные курсы по различным видам предпринимательства включены и в учебные планы многих школ Пензенской области. Так, "Основы предпринимательства" являются обязательным предметом для всех старшеклассников Шемышейского района области. Школьники Колдисса, например, изучают основы тепличного хозяйства, учащиеся села Старой Яксарки осваивают основные принципы малого предпринимательства.

Кстати, два года назад общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" выходила в Минобрнауки с предложением ввести в старших классах общеобразовательных школ "Основы предпринимательской деятельности". Однако дальнейшего развития эта инициатива на общефедеральном уровне не получила.

Решение о введении такого рода курсов, рассказал Interfax-Russia.ru глава комитета "Опоры" по образованию и кадрам для малого и среднего предпринимательства Юрий Песоцкий, было отдано на откуп регионам. "Где-то ввели курсы по экономике, где-то – основы предпринимательства. И это правильно", - сказал Песоцкий.

По его словам, со временем "Опора" скорректировала свою позицию. Сейчас в организации убеждены, что школьникам, в том числе и старшеклассникам, "несколько преждевременно давать такие курсы". Вряд ли, поясняет Песоцкий, вчерашний школьник готов сразу после получения аттестата организовать собственный успешный бизнес. "По крайней мере, в массовом порядке это нереально", - говорит он.

Действительно, считает представитель "Опоры", в качестве профориентации, для выбора будущей профессии такой опыт может пригодиться. Однако целенаправленно изучать основы предпринимательства необходимо в вузах.

Между тем, в современных вузах практически не дают необходимой информации для будущих "малых" предпринимателей. "Какие вузы на данный момент готовят предпринимателей для малого бизнеса? – задается вопросом глава комитета по кадрам и образованию. – Сейчас их практически нет. Нет ни вузов, ни соответствующих кафедр".

По его словам, лишь в начале этого года "Опора России" и Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" достигли соглашения об организации базовой кафедры "Экономика и менеджмент малого предпринимательства". На очереди соглашение о создании аналогичной кафедры в Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана. "И это – пока все", - говорит собеседник Interfax-Russia.ru.

Вместе с тем, отмечает Песоцкий, нужно не только дать молодому предпринимателю необходимые в бизнесе набор знаний, навыков и умений, не менее важно адаптировать образовательные программы вузов к потребностям предпринимательства и рынка труда в целом.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще