Точка зрения 11 июля 2011 г. 16:29

Последнее плавание

Interfax-Russia.ru – Трагедией обернулся круиз по Волге – более половины пассажиров теплохода "Булгария" не смогли выбраться с затонувшего в считанные минуты судна.

Спасенных могло бы быть больше

Трагедия произошла днем 10 июля на Куйбышевском водохранилище вблизи населенного пункта Сюкеево в Камско-Устьинском районе Татарстана. На борту двухпалубного пассажирского теплохода "Булгария" находилось около 200 человек, включая членов команды и обслуживающий персонал. Судно, принадлежащее ООО "Аргоречтур", совершало круиз выходного дня по маршруту Казань - Болгар – Казань. Теплоход затонул примерно в 3 км от берега на глубине 20 метров.

По предварительным данным, двухпалубный теплоход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул во время грозы с сильным дождем. По свидетельству очевидцев происшествия, в какой-то момент судно завалилось на правый бок, перевернулось и буквально за три минуты пошло ко дну. "В это время была гроза и сильный дождь. Погибших очень много", - рассказал один из спасенных Николай Чернов журналистам в речном порту Казани.

По его словам, за несколько минут до трагедии в детскую комнату на второй палубе на корме собрали около 30 детей, чтобы поиграть. "Боюсь, что многие из них погибли", - сказал мужчина.

Сам Чернов продержался на плаву полтора часа. Его жена и пятилетний внук утонули. Этого, возможно, не произошло бы, если бы людям помогли экипажи проходящих мимо судов. "Два корабля прошли - вообще не остановились. Мы им махали, махали. "Волга нефть" прошел с высокими бортами, потом баржа прошла, не остановилась", - рассказал пострадавший.

Большинство выживших в результате кораблекрушения спасло попутное судно – трехпалубный теплоход "Арабелла". "Спасенные сообщили, что все произошло так быстро, что не успели спустить спасательные шлюпки, спустили только два надувных плота. Многие прыгали просто в воду. Из трюковых кают, боюсь, мало кто спасся", - рассказала журналистам в речном порту Казани Светлана Алексеева - аниматор теплохода "Арабелла", на борту которого спасенных доставили в Казань.

Она отметила, что на "Арабелле" оказалось около 20 пассажиров - медиков, которые вместе с судовым врачом оказывали помощь спасенным: у некоторых были переломы, порезы рук (выбивали окна в каютах), многочисленные ушибы. По ее словам, среди спасенных был и грудной ребенок.

Всего с "Булгарии" удалось спастись около 80 человек. 14 из них госпитализировали в больницы Казани и города Болгар Спасского района Татарстана. "Один 33-летний мужчина госпитализирован в Спасскую центральную районную больницу, он получил психологическую травму и незначительные ушибы, его состояние удовлетворительное", - сообщила агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-служба Минздрава Татарстана Гульнара Сабирова.

По ее словам, медицинская помощь потребовалась еще 23 из почти 80 спасенных, доставленных вечером в Казань на теплоходе "Арабелла". "12 из них, в том числе 5-летний мальчик, госпитализированы в Центр травмы Республиканской клинической больницы, 62-летняя женщина - в Больницу скорой медицинской помощи N1. У них ушибы, порезы, переломы", - рассказала Сабирова. Состояние пострадавших оценивается как средней тяжести.

Остальным медицинская помощь была оказана на месте, в Речном порту Казани.

Спасательные работы продолжаются

Когда водолазы МЧС спустились на дно, выяснилось, что судно накренилось на правый бок, и шансы найти живых минимальны. Большое число тел погибших нашли в районе бара и ресторана "Булгарии". "Видимо, проводились какие-то мероприятия", - рассказали агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе Приволжского регионального центра МЧС России. По словам собеседника агентства, общее число тел погибших может приблизиться "к тому, судьба которых неизвестна".

Вместе с тем, отметил представитель МЧС, продолжается обследование обоих берегов в районе места происшествия и 19 островов, где предположительно могут находится погибшие. Для этого создано восемь специальных групп обследования, по четыре на каждом берегу и по одной на каждый остров.

В официальном списке погибших в настоящее время 50 человек. Со дна водохранилища спасатели подняли 49 тел. Судьба остальных пассажиров и членов экипажа "Булгарии" пока не известна.

В ГУ МЧС РФ по Татарстану создан оперативный штаб. Работает телефон горячей линии: 8 (843) 227-46-56 для уточнения текущей обстановки, списков спасенных и пострадавших.

Спасательная операция, начатая сразу после поступления информации о ЧП, не прекращалась и ночью. Как сообщила журналистам начальник управления информации МЧС РФ Ирина Андрианова, министр по ЧС Сергей Шойгу поставил задачу не прекращать работы даже ночью. "В районе нахождения судна установлено специальное осветительное оборудование", - отметила Андрианова.

По информации МЧС России, уже в 15:45 10 июля к месту трагедии в Казани вертолетом Ми-8 МЧС России доставили четырех спасателей-водолазов. А в 21:35 того же дня из московского аэропорта Раменское в аэропорт столицы Татарстана самолетом Ил-76 доставили 33 спасателей, в том числе 17 водолазов от Центроспаса и 294 ЦСООР "Лидер", семьпсихологов МЧС России и двух сотрудников ОГ МЧС России.

Спасительными работами занимаются 329 человек и 74 единицы техники, в том числе от МЧС России – 256 человек и 38 единиц техники, в том числе два воздушных судна. Всего на поисково-спасательных работах задействован 91 водолаз, в том числе 47 водолазов МЧС России.

На месте чрезвычайной ситуации работают 14 специалистов Центра экстренной психологической помощи МЧС России, его приволжского филиала и главного управления по Татарстану, а также психологи МВД и районной больницы.

Утром 11 июля водолазы МЧС начали исследовать среднюю палубу затонувшего теплохода. "Водолазы почти на 90% обследовали шлюпочную палубу. В настоящее время они приступили к изучению средней палубы", - заявил на селекторном совещании начальник Приволжского регионального центра МЧС РФ Игорь Паньшин.

По его словам, водолазы при обследовании судна будут уделять особое внимание местам массового пребывания пассажиров. "Наша задача - добраться в те места, где может быть основное количество погибших: ресторан-бар, еще один бар и музыкальный салон", - добавил Игорь Паньшин.

Теплоход разделен на четыре сектора по вертикали. С катеров, находящихся вблизи места затопления, к лежащему на дне судну протянуты тросы, по которым спускаются водолазы. В настоящее время на месте работают 40 водолазов. Всего с начала операции они совершили уже более 20 погружений.

Поисковые работы на месте гибели прогулочного теплохода "Булгария" в Татарстане планируется закончить к вечеру 11 июля.

Перегруз…

По официальным данным, вместимость двухпалубного теплохода "Булгария" – 140 человек. Однако на судне находилось гораздо больше людей. Поэтому не случайно одна из первых версий крушения теплохода – перегрузка судна.

Причем, информация о количестве пассажиров и членов экипажа затонувшего судна остается весьма противоречивой. Президент Татарстана Рустам Минниханов, прервавший из-за ЧП свой отпуск, сообщил, что, по уточненным данным, на затонувшей "Булгарии" находились 196 человек, причем 15 человек были без регистрации, их не было ранее в списках.

"79 человек спасены за вчера и сегодня, из них 14 человек были госпитализированы. В настоящее время остались в больницах восемь, остальные отпущены, их состояние удовлетворительное", - рассказал глава республики, беседуя с родственниками пассажиров на месте крушения.

Списки людей, находившихся на борту "Булгарии", опубликовало на своем официальном сайте МЧС Татарстана. По данным на 11 июля, на теплоходе находилось 196 человек, из них спасенными числятся 78. В списке зарегистрированных пассажиров - 148 фамилий, у 49 из них стоит отметка "спасен". Кроме того, на теплоходе было 25 незарегистрированных пассажиров, из которых известно о спасении шести. Из 34 членов команды, согласно списку, спасено 23.

Вместе с тем по последним данным, на борту потерпевшего крушение теплохода "Булгария" находилось 208 человек. "Проведен опрос всех свидетелей, находившихся на судне. Мы выяснили, что на судне находилось 208 человек", - сообщил глава МЧС Сергей Шойгу на совещании у президента.

Он пояснил, что первоначальное число лиц, находившихся на борту судна, увеличилось "за счет 25 незарегистрированных пассажиров". "Как они туда попали, еще предстоит разбираться", - сказал министр.

… или техническое состояние?

По другой версии - основной - "Булгария" затонула из-за технических неисправностей судна. Очевидцы происшествия в один голос говорят о плохом состоянии теплохода. Да и отзывы прежних пассажиров подтверждают эту версию.

"Старая калоша, помпезно именуемая "Булгария", по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам", - делится впечатлениями о предыдущем рейсе теплохода один из его пассажиров, 3 июля вернувшийся из круизного рейса по маршруту Казань - Пермь - Казань.

"За время рейса трижды глох двигатель. Последний раз за 100 метров до причальной стенки казанского порта. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась. Так что не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Оправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было", - рассказывает "antonio".

По его словам, "скорость передвижения этой старой калоши оказалась такой, что всякий раз она опаздывала с приходом в порт на несколько часов".

"Из-за этого сокращались или вообще отменялись экскурсии. Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс", - отмечает пассажир.

10 июля Казанский следственный отдел на транспорте Приволжского следственного управления на транспорте СКР возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

В ходе первоначальных следственных действий выяснилось, что еще при выходе из Казани у теплохода был неисправен главный левый двигатель, однако судно все же вышло в рейс. Также установлено, что при выходе из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что может быть следствием не освобожденных канализационных емкостей или наличия топлива только в правом баке.

Несмотря на то, что штормовое предупреждение не объявлялось (скорость ветра ожидалась до 18 м/с), из показаний членов команды следует, что в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились, и подул шквалистый ветер. Затоплению парохода также могли способствовать открытые нижние иллюминаторы, отмечает Приволжское следственное управление на транспорте СКР.

Следователи уже допросили спасенных пассажиров, членов команды, а также провели выемки документации у эксплуатанта – субарендатора - судна - ООО "Аргоречтур", у владельца судна - ОАО Судоходная компания "Камское речное пароходство" и арендатора судна - ООО "Бриз".

Вдобавок выяснилось, что туристический круиз по Волге, во время которого теплоход "Булгария" потерпел кораблекрушение, проводился незаконно - у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. "На момент проверки установлено, что лицензия не оформлена и не выдавалась соискателям", - заявил представитель Приволжской транспортной прокуратуры в ходе заседания оперативного штаба по чрезвычайной ситуации в Казани.

"Были допущены серьезные нарушения при эксплуатации данного плавсредства. Количество пассажиров было превышено фактически на 50 человек. Судно вышло в свой последний рейс с неработающим левым двигателем. Старший помощник капитана это подтвердил. Было перекачено топливо на правый борт, и крен судна составлял около четырех градусов. Также на правом борту находилась техническая вода, была нарушена центровка", - добавил представитель прокуратуры. По выявленным нарушениям Приволжская транспортная прокуратура подготовила представление.

По данным прокуратуры, последнее техосвидетельствование судна было проведено 15 июня. Уральской транспортной прокуратуре поручено проверить достоверность данного техосвидетельствования.

В свою очередь директор компании "Аргоречтур", арендовавшей судно, Светлана Имякина заявляет, что теплоход "Булгария" был исправен. "Все в порядке было с теплоходом. По регистровым документам все в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма", - высказала свое предположение агентству "Интерфакс-Поволжье" Имякина.

При этом она затруднилась ответить, кто отвечает по договору аренды за исправность двигателей - арендатор - компания "Аргоречтур" - или владелец судна - Камское речное пароходство.

Сбор на высшем уровне

Еще 10 июля к месту кораблекрушения на Волге вылетели руководитель Федерального агентства по морскому и речному транспорту (Росморречфлот) Александр Давыденко и замруководителя Федерального агентства по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Владимир Попов.

Оперативную комиссию по выяснению причин аварии создало министерство транспорта РФ. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства, возглавил штаб замминистра Виктор Олерский. В состав штаба вошли представители федеральных агентств по надзору в сфере транспорта и морского и речного флота.

11 июля на место крушения теплохода для организации и координации расследования обстоятельств происшествия прибыл глава СКР Александр Бастрыкин. Вместе с ним на место происшествия прибыла большая группа следователей Главного следственного управления во главе с руководителем ГСУ.

Уголовное дело, возбужденное по факту крушения судна, приняло к производству ГСУ СКР. На месте происшествия уже работают опытные криминалисты Центрального аппарата СК России. Следователи приступили к изучению документации, изъятой в ООО "Аргоречтур". Кроме того, устанавливается маршрут движения теплохода, уточняются списки находившихся на судне людей. Также следователи допрашивают потерпевших, свидетелей и очевидцев произошедшего.

Учитывая значительный объем следственных действий, производство большого количества экспертиз в состав следственной группы помимо следователей ГСУ включены также следователи следственного управления по Татарстану и Приволжского следственного управления на транспорте.

Еще 10 июля глава МЧС Сергей Шойгу рассказал президенту РФ Дмитрию Медведеву о ходе спасательных работ. Со своей стороны глава государства поручил главе СКР создать следственную группу для установления причин катастрофы, а президенту Татарстана Рустаму Минниханову оказать всю необходимую помощь пострадавшим и родственникам погибших.

Президент РФ также выразил соболезнования родным и близким погибших в результате трагедии с теплоходом "Булгария". "Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших", - написал Медведев в своем микроблоге в "Твиттере".

А 12 июля глава государства объявил в России Днем национального траура в связи с большим числом жертв катастрофы теплохода "Булгария".

Медведев также поручил создать госкомиссию для выяснения обстоятельств трагедии с теплоходом "Булгария", которую возглавит глава Минтранса Игорь Левитин. "Я поручаю правительству создать государственную комиссию для расследования всех обстоятельств произошедшего в Татарстане с теплоходом "Булгария", возглавить эту комиссию должен министр транспорта", - сказал Медведев на совещании, посвященном катастрофе теплохода "Булгария".

Обращаясь к Левитину, принимающему участие в совещании, Медведев поручил ему отправиться в Татарстан, чтобы разобраться во всех обстоятельствах дела, принять необходимые решения, как организационные, так и экономические.

Кроме того, президент РФ считает необходимым провести тотальную проверку всех транспортных средств, которые перевозят пассажиров. "Нам нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров", - сказал Медведев.

По его словам, очевидно, что "Булгария" - далеко не единственное судно с такого рода проблемами. "Конечно, гражданские суда, теплоходы имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолеты, но, тем не менее, судя по информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим", - сказал президент.

"Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям", - сказал глава государства.

Что касается судьбы погибшего судна, то президент отметил, что считает правильным принять решение о подъеме этого теплохода для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели, а также по другим причинам. "Поэтому такую операцию необходимо организовать. Поручаю это правительству, министерству транспорта в кооперации с МЧС и другими заинтересованными ведомствами", - сказал президент.

Гибель теплохода "Булгария" стала крупнейшей катастрофой на российских реках почти за 30 лет, а если учитывать и затонувший на Черном море в 1986 году "Адмирал Нахимов", воскресная трагедия на Волге входит в тройку самых крупных по количеству жертв за последние десятилетия.

Предыдущая крупная авария на речном транспорте с большим количеством жертв произошла в 1983 году: круизный теплоход "Александр Суворов", направлявшийся из Ростова-на-Дону в Москву, на полном ходу зашел под низкий Ульяновский мост через Волгу, по которому в тот момент шел грузовой поезд. В результате верхняя палуба судна была полностью снесена. Погибли, по разным данным, от 176 до 600 человек.

Спустя три года, в 1986 году, на Черном море затонул пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Тогда следовавший из Сочи в Одессу пароход затонул в 15 км от Новороссийска после столкновения с сухогрузом, погибли 423 из 1243 пассажиров.

С тех пор подобных по масштабу катастроф в России не было. Так, в период с 1986 года по настоящее время произошло более 20 инцидентов с российскими судами, но в большинстве случаев обходилось без жертв.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще