Точка зрения 18 августа 2009 г. 14:24

Стоп, машины

Interfax-Russia.ru - "ИжАвто" стал первым российским автопроизводителем, который, не справившись с кризисным падением спроса, инициировал процедуру собственного банкротства.

Заявление о признании Ижевского автомобильного завода банкротом было зарегистрировано Арбитражным судом Удмуртской республики 6 августа. Рассмотрение обоснованности заявления ОАО "ИжАвто" о признании себя банкротом начнется 4 сентября.

До 1 сентября "ИжАвто" должно предоставить суду сведения о размере суммы задолженности по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей, которые не исполнены в течение 3 месяцев. На начало апреля 2009 года долг предприятия составлял 11,3 млрд рублей, контрольный пакет находится в залоге у Сбербанка, на который приходится большая часть задолженности предприятия (8 млрд рублей).

Основной причиной финансовой неустойчивости предприятия, по оценке Счетной палаты, явилась высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования деятельности.

В том числе одной из причин проблем автопроизводителя СП назвала нерациональную финансовую политику предприятия, которая по оценке СП, заключалась в отвлечении из оборота значительных средств, в том числе на кредитование покупателей. По мнению аудиторов, "ИжАвто" не обеспечило действенный контроль погашения контрагентами своих платежных обязательств, в результате чего просрочка платежей по отдельным договорам составляла до 20 месяцев.

К числу "внешних" причин возникновения кризисной ситуации в "ИжАвто" аудиторы отнесли "уязвимость" промсборки, недостаточный анализ ее экономических характеристик, а также "отсутствие поддержки со стороны бывших владельцев акций предприятия" - группы "СОК". СП также отмечает затруднение контроля таможенного оформления товаров, возимых для промышленной сборки из-за несовершенства нормативной правовой базы.

Проблемы на автопредприятии начались еще в прошлом году. Начиная с третьего квартала 2008 года "ИжАвто" работал в убыток. В целом за 2008 год отрицательный финансовый результат составил 908,1 млн рублей, за первые три месяца 2009 года - 1,3 млрд рублей.

В начале 2009 года сорвалась и сделка по продаже ижевского автопредприятия "АвтоВАЗу". Вопрос о покупке "АвтоВАЗом" "ИжАвто" обсуждался около полутора лет. Компания "СОК", будучи на тот момент владельцем "ИжАвто", предлагала руководству "АвтоВАЗа" купить Ижевский автозавод за $500 млн. Между тем, источники, близкие к финансовой деятельности волжского автозавода, неофициально сообщали, что покупка им интересна за сумму, вдвое меньшую - у ижевского предприятия слишком много долгов.

В начале октября прошлого года концепция покупки была одобрена, но обсуждение ее условий было отложено на более поздний срок, хотя ходатайство "АвтоВАЗа" о покупке 100% акций "ИжАвто" одобрила и Федеральная антимонопольная служба РФ. В феврале 2009 года совет директоров "АвтоВАЗа" одобрил отчуждение 75% акций принадлежащего ему дилерского холдинга "Лада-Сервис", бумагами которого планировалось оплатить покупку "ИжАвто". Однако сделка так и не состоялась.

В результате в апреле текущего года группа "СОК" продала контрольный пакет акций (74,786%) "ИжАвто", от покупки которого отказался "АвтоВАЗ" менеджменту завода во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Причем, акции новые владельца автопредприятия оплатили не деньгами, а автомобилями на общую сумму $200 млн.

Впрочем, и смена собственника Ижевского автозавода не повлияла на текущую ситуацию на предприятии: с мая был остановлен главный конвейер завода, появилась информация о массовых сокращениях на автопредприятии.

На 31 марта 2009 года, согласно отчетности "ИжАвто", среднесписочная численность работников предприятия составляла 5 тыс. 330 человек. По состоянию на 19 июня 2009 года по соглашению сторон было уволено 1 тыс. 773 работника. Кроме того "ИжАвто" уведомило службу занятости о том, что до 24 сентября намерено сократить еще 2 тыс. 407 человек.

Попытки спасти славный завод с 40-летней историей не увенчались успехом. Предприятие даже с новым менеджментом так и не вызвало интереса у потенциальных инвесторов. Властям республики избавление от проблем виделось в передаче ИжАвто "под флаг" Ростехнологий. Однако госкорпорации такой ресурс не был нужен.

Планы по возобновлению производства - сначала в июле, потом в августе - также не были реализованы. Кроме того в адрес предприятия посыпались требования об исполнении финансовых обязательств. В частности, в июне иск о взыскании с ОАО "ИжАвто" 26,2 млн рублей в Арбитражный суд Москвы подал Банк "Алемар", затем иск о взыскании с автопроизводителя 192,2 млн рублей подал "Уралсиб", в июле возвращения кредита в размере 236,2 млн рублей потребовал Альфа-банк. Вернуть через суд свои деньги пытаются также МДМ-банк (272,8 млн рублей), Оргрэсбанка (более 200 млн рублей) и банк "Зенит" (180,3 млн рублей).

Таким образом, решение руководства "ИжАвто" о банкротстве стало единственным выходом в создавшейся ситуации. Впрочем, республиканские власти не теряют надежды. "Мы по "ИжАвто" продолжаем работать на всех уровнях - и в правительстве России, и с "АвтоВАЗом", и в коллективе", - приводит официальный сайт президента и правительства Удмуртии слова главы республики Александра Волкова.

По его словам, в ближайшее время предстоит очередной этап рабочих встреч с губернатором Самарской области, с руководством "АвтоВАЗа" по вопросу передачи на "ИжАвто" производства классической модели "Жигулей". "Если это удастся сделать, то завод сможет увеличить объемы производства, что позволит ему не только удержать ситуацию, но и начать зарабатывать на погашение кредиторской задолженности", - считает Волков.

Президент Удмуртии также отмечает, что остались в силе все договоренности с корейской фирмой Kia, чьи автомобили производятся на "ИжАвто". Чтобы возобновить производство, заводу нужно около 500 млн рублей. "Надо просто находить кредитные ресурсы, закупать машинокомплекты и продолжать сборку", - считает глава республики.

Кроме того, по его мнению, "ИжАвто" имеет все шансы попасть в перечень системообразующих предприятий страны. Соответствующий документ находится в правительстве России, и ожидаются соответствующие решения, напомнил Волков.

Поменялось у руководства республики отношение и к банкротству "ИжАвто". Так теперь процедуру банкротства, которую ранее Волков считал "самым печальным исходом" для предприятия, назвали плановым мероприятием, которое поможет оздоровить ситуацию на заводе.

Впрочем, эксперты не разделяют оптимизма республиканских властей. В частности, бывший первый заместитель председателя Центробанка РФ Сергей Алексашенко в эфире радиостанции "Эхо Москвы" назвал банкротство "ИжАвто" закономерным итогом развития всего российского автопрома.

По его мнению, предприятие так и не смогло приспособиться к реалиям нового времени, также как и другие советские автомобильные заводы. "АЗЛК рухнул, Ижевск рухнул, Серпухов рухнул, ГАЗ рухнул. И АвтоВАЗ уже рухнул. (…) Вы понимаете, это некий такой закономерный итог развития российского автопрома - выпуск неконкурентоспособной машины, неумение перестроить, неумение договориться с западными партнерами", - считает Алексашенко.

В том, что банкротство "ИжАвто" поможет оздоровить ситуацию на предприятии, сомневается и президент компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. "Банкротство в России принципиально отличается от аналогичной процедуры в США. Там - основная задача сохранить производство, здесь - вернуть хоть что-то кредиторам. Причем некоторым - вернуть все, а некоторым - что останется, если останется", - заявил Interfax-Russia.ru Хазин.

По его мнению, для того чтобы говорить об эффективности мер, нужен план, который бы учитывал развитие экономической ситуации в стране и в мире, в частности, падение спроса. "Вот в рамках такого плана можно говорить об эффективности, потому что то, что хорошо в рамках одного плана, может быть плохо в рамках другого. Пока плана нет - говорить об эффективности бессмысленно", - отмечает собеседник агентства.

Не уверен эксперт и в том, что следом за "ИжАвто" не последуют другие российские автопроизводители. "Пока менеджмент рассматривает предприятие в качестве "дойной коровы" - банкротств не избежать, - считает Хазин. - А для современной России такой подход - норма, поскольку то, что кризис всерьез и надолго, элита пока не поняла".

Обозреватель Анастасия Николаева

Фото ИТАР-ТАСС

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще