Точка зрения 9 апреля 2014 г. 17:08

Судебные перспективы

Interfax-Russia.ru – Иски родственников жертв авиакатастрофы в Казани рассмотрит греческий суд.

Еще в конце прошлого года юридическая компания Pavlakis, Moschos&Associates (Греция) предложила свои профессиональные услуги членам семей погибших в авиакатастрофе самолета Boeing-737 авиакомпании "Татарстан" - 17 ноября 2013 года авиалайнер, выполнявший рейс Москва-Казань, столкнулся с землей при попытке ухода на второй круг. 44 пассажира и 6 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.

Греческие юристы ссылались на нормы международного права в области авиакатастроф, согласно которым родственники жертв имеют право на получение компенсации морального и материального ущерба не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. В данном случае речь идет о международных организациях, которые также несут ответственность за эту трагедию.

Pavlakis, Moschos&Associates уже 25 лет специализируется на защите прав родственников жертв авиакатастроф. Компания подает судебные иски к авиакомпаниям, страховщикам, производителям самолетов, управлениям воздушного движения, военным, физическим и юридическим лицам, которые несут ответственность за конкретное авиационное происшествие.

Компания привлекает к работе технических консультантов и экспертов, обладающих большим международным опытом в данной сфере и неоднократно доказавших свою компетентность в расследовании авиационных катастроф.

Часть родственников погибших решили сотрудничать с греческими юристами. 21 февраля Pavlakis, Moschos&Associates подали иск от имени членов семей в суд Афин.

Иск в греческий суд подан в соответствии со ст.40 Гражданско-процессуального кодекса Греции в связи с наличием у ответчиков имущества на территории Греции. Всего в иске в настоящее время фигурируют 40 истцов и 16 ответчиков, а общая сумма требований к последним составляет "несколько десятков миллионов евро".

Среди основных ответчиков компания TERRA FIRMA, которая является владельцем лизинговой компании AWAS. Именно AWAS предоставила через сублизинговые компании авиакомпании "Татарстан" в лизинг разбившийся в Казани Boeing-737.

Кроме того, иски предъявлены американской компании Boeing, которая уже неоднократно представала перед греческими судами в качестве ответчика в связи с авиационным происшествиям.

В настоящее время юристы и технические эксперты Pavlakis, Moschos & Associates проводят собственное расследование, занимаются сбором соответствующих доказательств для предъявления их в суд.

Греческие юристы уверены, что владелец самолета знал, что у борта были серьезные проблемы еще со времен аварийной посадки в Бразилии 17 декабря 2001 года. Как выяснил "БИЗНЕС Online", проблема, по данным греков, была в электронной системе ориентации и точного захода на посадку и сбое горизонтального оперения. В результате самолет сел, не долетев до взлетно-посадочной полосы, сломал левое шасси и прополз значительное расстояние на крыле и двигателе. Юристы обращают внимание, что самолет получил обширные и опасные для структурной целостности и летной годности повреждения, но был отремонтирован и до 2005 года летал в Бразилии.

В начале августа 2005 года компания AWMS I (по данным греческих юристов, это формальный собственник разбившегося самолета, причем, в ведении AWAS находится более 300 таких формальных компаний, которые используются для управления парком воздушных судов) подала от имени AWAS заявление на регистрацию борта в воздушном реестре воздушных судов США, что и было сделано.

Пока борт находился в американском реестре, AWAS запросила и получила от федерального управления гражданской авиации США (FAA) экспортный сертификат летной годности. Этот сертификат, в соответствии с международными положениями, был выдан в FAA без проведения эффективной проверки летной годности воздушного судна.

Однако, не дожидаясь проведения американскими властями проверки борта на летную годность, AWAS запросила об удалении самолета из реестра воздушных судов США, и уже 1 сентября 2005 года борт вошел в реестр Румынии.

По мнению юристов, тем самым AWAS решила сразу две проблемы. Во-первых, получила американский экспортный сертификат летной годности, хоть и ограниченной силы действия, но выданный самой авторитетной службой гражданской авиации и страной-производителем Boeing. А во-вторых, избежала проведения фактической проверки FAA и, таким образом, скрыла необходимость ремонта самолета после аварии в Бразилии.

Как считают в Pavlakis, Moschos&Associates, AWAS просто увеличила коммерческую ценность самолета, не рискуя выявить недостаточную способность его летной годности. Причем, полагают юристы, желание AWAS предотвратить выполнение эффективной проверки состояния злополучного Boeing-737 подтверждает то, что компания знала о серьезных проблемах самолета, которые, будь они известны властям США, привели бы к отмене сертификата летной годности.

Впрочем, этот эпизод – лишь один из многих, которые выявили юристы при расследовании деятельности владельцев и эксплуатантов разбившегося авиалайнера. Теперь, согласно системе Гражданского процесса Греции обе стороны – истцы и ответчики - должны подготовить соответствующие доказательства (аргументы, свидетельские показания, данные проведенных экспертиз и т.п.) и представить их в суд не позднее чем за 20 дней до начала слушаний.

Дело в том, что суд Афин не только уже принял дело к производству, но и удовлетворил просьбу семей о рассмотрении иска в максимально короткие сроки. Как сообщила юридическая компания Sergis (Казань), выступающая российским партнером Pavlakis, Moschos & Associates, председатель греческого суда первой инстанции назначил судебное заседание на 7 января 2016 года, а это означает, что все технические и юридические вопросы должны быть полностью изучены и представлены в письменном виде в суд к декабрю 2015 года.

По мнению адвоката Игоря Трунова, неоднократно защищавшего интересы родственников погибших в авиакатастрофах, перспективы у греческих юристов есть. "Когда рассмотрение подобных дел выходит за пределы России, вероятность успеха возрастает", - заявил Interfax-Russia.ru Трунов.

По его словам, во всем мире за исключением России дела по искам пострадавших в авиакатастрофах являются выигрышными, поскольку везде "понимают ответственность за человеческие жизни". И лишь в России, посетовал адвокат, в судах приходится бороться даже за самые минимальные иски.

Вместе с тем собеседник Interfax-Russia.ru не уверен, что даже при решении греческого суда в пользу истцов пострадавшие получат компенсации, на которые рассчитывали при подаче исков. "Иск, безусловно, - выигрышный, однако как отработают коммерческие юристы – предсказать сложно", - говорит Трунов.

Он пояснил, что в зарубежных судах при решении подобных дел юристы обеих сторон очень часто предпочитают договариваться, причем, не в пользу пострадавших. И, по словам адвоката, даже при очевидной выигрышности дела большая часть присужденной компенсации может пойти на оплату юридических услуг.

Впрочем, считает Трунов, в России у подобных дел перспектив практически нет. По его мнению, во многом ответственность за создавшуюся ситуацию несет Межгосударственный авиационный комитет (МАК), за которым остается главное слово в расследовании российских авиакатастроф. Адвокат убежден, что, сертифицируя в России "летающий хлам, старые летающие клячи, которые давно уже не выпускаются", МАК лишь усугубляет положение с безопасностью пассажиров самолетов, превращая каждый полет в "русскую рулетку".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще