Точка зрения 19 декабря 2014 г. 17:26

Цена провала

Interfax-Russia.ru – Финансовые потери "Уралкалия" от закрытия аварийного рудника в Соликамске могут составить $1 млрд.

"Уралкалий" - один из ведущих мировых производителей и экспортеров калия, производственные активы компании включают пять рудников и семь обогатительных фабрик в Березниках и Соликамске (Пермский край) - может сократить производство хлоркалия в 2015 году на 15% по сравнению с ожидаемым показателем этого года - до 10,2 млн тонн, если ситуация на аварийном руднике "Соликамск-2" (СКРУ-2) будет развиваться по негативному сценарию.

В ноябре в шахте рудоуправления "Соликамск-2" были обнаружены повышенные уровни притока рассолов и сероводорода. Кроме того, восточнее промплощадки образовалась воронка. Для обеспечения безопасности работу СКРУ-2, мощность которого по выпуску хлористого калия составляет 17,7% от общей производственной мощности "Уралкалия", временно приостановили.

Сейчас "Уралкалий" делает все возможное, чтобы не потерять рудник. По согласованию с Ростехнадзором "Уралкалий" реализует ряд мер по локализации и ликвидации последствий аварии. Помимо закладки шахтных пустот и создания рассолоотводящей выработки также проводятся предварительные работы по тампонажу каналов поступления рассолов в рудник, укрепляются перемычки в выработке между шахтными полями аварийного рудника "Соликамск-2" и соседнего "Соликамск-1", перекачивается рассол от места притока в восточной части шахтного поля выработки в западную часть шахтного поля для предотвращения затопления околоствольного пространства.

Также компания продолжает комплексный мониторинг ситуации: контролируется водоприток, бурятся гидронаблюдательные скважины, ведется газовый мониторинг в районе воронки и в руднике, за развитием воронки наблюдают с помощью беспилотных летательных аппаратов, развернут сейсмологический контроль района образования воронки.

Вместе с тем угроза полного затопления аварийного рудника остается высокой. "С учетом нашего анализа текущей ситуации и мирового опыта эксплуатации калийных рудников, вероятность негативного сценария - полного затопления рудника - остается высокой. Мы готовы к такому развитию событий, но делаем все возможное, чтобы минимизировать связанные с этим риски", - отметил директор Горного института Уральского отделения РАН Александр Барях.

В свою очередь генеральный директор "Уралкалия" Дмитрий Осипов отметил, что компания предпринимает все меры для минимизации последствий и делает все возможное для спасения рудника.

"Мы ожидаем, что инцидент на руднике "Соликамск-2" окажет несущественное влияние на производственный план компании в 2014 году. С учетом высокой загрузки наших производственных мощностей мы планируем произвести 12 млн тонн хлористого калия в этом году для удовлетворения высокого спроса со стороны покупателей", - добавил Осипов.

Что касается более долгосрочного воздействия аварии в Соликамске на производство, то, по мнению главы "Уралкалия", пока рано делать прогнозы. "Мы делаем все, чтобы спасти СКРУ-2, но мы готовы к любому сценарию", - сказал в ходе телеконференции глава Осипов.

При негативном варианте развития ситуации на аварийном руднике объем списаний может составить до $1 млрд, в основном из-за потери запасов, сообщил в свою очередь финансовый директор компании Антон Вищаненко.

Он отметил, что "Уралкалий" постарается эвакуировать большую часть техники из аварийной шахты, но полной уверенности, что он сможет это сделать, пока нет. "Пока рано говорить, удастся ли спасти оборудование, все зависит от того, как пройдет наш план по спасению рудника", - сказал Вищаненко.

По словам главы "Уралкалия", в настоящее время средний приток рассола на СКРУ-2 составляет 700-800 кубометров в час. В случае, если он увеличится до нескольких тысяч кубометров, компания уже не сможет откачивать рассол, добавил Осипов.

В случае, если СКРУ-2 будет потерян, мощности "Уралкалия" сократятся с 13 до 11 млн тонн в год. При этом Осипов подчеркнул, что "Уралкалий" готов минимизировать последствия возможной потери рудника. В частности, компания сможет частично загружать мощности обогатительной фабрики СКРУ-2 порошком с СКРУ-3 для производства гранулированного хлоркалия. При этом расходы на транспортировку оцениваются в $5,5 млн в год. Также в 2015 году планируется расшивка мощностей БКПРУ-2 и БКПРУ-3, что позволит увеличить производство к 2016 году.

По оценкам директора по продажам и маркетингу "Уралкалия" Олега Петрова, в 2015 году рынок калийных удобрений будет на уровне 57-58 млн тонн. "Мы полагаем, что отрасли тяжело каждый год выдавать рекордные результаты. Поскольку 2014 год для рынка был очень хорошим, 2015 год вряд ли будет столь же блестящим", - предположил он.

При этом, признал Петров, пока неясны сроки подписания соглашения с основным потребителем - Китаем. По его словам, переговоры "Уралкалия" о новом морском контракте с Китаем осложняют поставки хлоркалия со стороны "Белорусской калийной компании" (БКК, трейдер "Беларуськалия").

"Мы ждем, когда они выработают свои запасы", - сказал директор по продажам и маркетингу "Уралкалия", добавив, что в январе компания продолжит переговоры с китайскими потребителями.

Заключить контракт планируется в начале следующего года. Ранее "Уралкалий" заявлял, что хочет повысить цену для Китая на 10% относительно действующего контракта ($305 за тонну, CFR). При этом китайские компании заявляли, что готовы на повышение цен в пределах 5%.

"Если БКК будет дальше поставлять (в Китай - ИФ), это будет очень влиять на переговоры с китайцами, и в итоге все поставщики понесут убытки от этого", - добавил Петров.

Он также отметил, что БКК создала "ценовую эрозию" и на рынке Бразилии. "Мы понимаем, что "Беларуськалию" нужно продавать объемы вне зависимости от цены, и они очень портят ценовую ситуацию", - сказал он.

"Они и для себя, и для других рубят веточку. Я так понимаю, что БКК пытается и в США со скидкой продавать. Только время покажет, какая будет реакция у поставщиков и покупателей на действия "Беларуськалия", - добавил топ-менеджер.

Отвечая на вопрос о поставках хлоркалия Белоруссией на российский рынок, он сказал, что реальных продаж производителям сложных удобрений сейчас нет. "Пока "Беларуськалий" ничего им не поставляет. Я понимаю, что есть рамочные соглашения, но реальных объемов Белоруссия не поставляла", - отметил Петров, добавив, что "Беларуськалий" осуществлял только небольшие продажи российским фермерам.

Правила игры на калийном рынке поменялись в июле прошлого года, когда "Уралкалий" разорвал отношения с БКК и заявил, что впредь будет придерживаться стратегии "объем превыше цены". Это позволило "Уралкалию" - лидеру по себестоимости - увеличить загрузку мощности до 90-95% и, несмотря на снижение средней цены калия на четверть до $224 за тонну, улучшить финансовые результаты.

Теперь, по подсчетам "Ведомостей", при наихудшем сценарии "Уралкалий" может лишиться лидерства и стать лишь третьим производителем калия в мире. Так, план главного конкурента российской компании, канадской Potash Corporation of Saskatchewan, на 2015 год - увеличение мощности с 12,4 млн до 15 млн тонн. А, по словам одного из участников телеконференции "Уралкалия", план "Беларуськалия" на следующий год - 10,3 млн тонн.

Так что в следующем году "Уралкалий" может столкнуться с серьезной конкуренцией за долю рынка, которая может усугубиться потерей "Соликамска-2", предупреждает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Он отмечает, что если бы калийный рынок продолжил играть по прежним правилам, то сокращение производства на падающем рынке, напротив, только поддержало бы цены на калий.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще