Точка зрения 17 февраля 2015 г. 16:45

Обновить маршрут

Interfax-Russia.ru – Эксперты рекомендуют пересмотреть местоположение ряда узлов ВСМ Москва-Казань. В правительстве РФ хотят, чтобы РЖД разделили с бюджетом расходы на проектирование.

Совет потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) при правительственной комиссии по транспорту, рассмотрев по поручению вице-премьера РФ Аркадия Дворковича материалы проекта по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, рекомендовал инициаторам проекта дополнительно проработать вопрос местоположения ряда транспортно-пересадочных узлов магистрали.

В частности у экспертов возникли сомнения по поводу представленного в существующем проекте варианта обхода города Владимир с севера. По мнению совета, в этом случае общая длина трассы увеличивается по сравнению с обходом города с юга либо трассой вдоль уже существующей линии железной дороги. Кроме того, экспертов смущает то, что вокзал ВСМ создается за пределами городской застройки.

Эксперты обратили внимание, что в существующем проекте отсутствуют пересадочные узлы между Москвой и Нижним Новгородом, тогда как Владимир является наиболее подходящим для этого пунктом. "Во-первых, там будет останавливаться большее количество поездов ВСМ, во-вторых, к Владимиру легче организовать подвоз пассажиров местными поездами из городов Иваново и Ковров", - говорится в заключении на проект технического задания на инженерные изыскания и разработку проектной документации для ВСМ.

Сходные замечания возникли у экспертов и по поводу другого железнодорожного узла – выбора в качестве конечного пункта ВСМ станции Казань-II. Эксперты считают, что логичнее использовать для поездов расположенный в центре города вокзал станции Казань-I, мощности которого в последние годы были значительно разгружены из-за перевода основного потока транзитных поездов на другой вокзал.

Кроме того, по мнению совета, целесообразно рассмотреть вопрос о включении в состав ВСМ построенного в 2013 году участка Казань-I - аэропорт Казань - с тем, чтобы последняя станция была бы для поездов конечной.

"Выбранная трассировка высокоскоростной железнодорожной магистрали недостаточно учитывает возможности мультимодальности и создания транспортно-пересадочных узлов, верный выбор местоположения которых позволит увеличить загрузку высокоскоростной магистрали", - считают эксперты.

В связи с этим совет рекомендовал дополнительно проработать прохождение ВСМ через Владимир и Казань, чтобы расположение вокзалов обеспечивало максимальную возможность удобных пересадок на обычные поезда и другие виды транспорта.

Вместе с тем эксперты считают правильным выбор существующих железнодорожных вокзалов в Москве и Нижнем Новгороде под ВСМ, а также прохождение магистрали через нижегородский аэропорт Стригино. При этом предложение построить в Нижнем Новгороде вокзал конкорсного типа (над уже существующим) не нашло поддержки. Это, по мнению совета, приведет к значительному удорожанию проекта.

Также эксперты сомневаются в целесообразности включения в проект дополнительной пассажирской станции Кстово, к югу от одноименного города (население - около 70 тыс. человек) на перегоне аэропорт Нижнего Новгорода - Нива.

Кроме того, эксперты советуют сделать пассажирской станцию Помары (Марий Эл), которую планировалось проектировать как техническую ("обгонный пункт"). Свои рекомендации совет обосновывает тем, что станция расположена вблизи городов Волжск (Марий Эл) и Зеленодольск (Татарстан), население которых в сумме превышает 150 тыс. человек, и тем, что в Помарах можно организовать транспортно-пересадочный узел для пассажиров из Йошкар-Олы.

Помимо этого эксперты обратили внимание на то, что в документации не учтена возможность частичного движения высокоскоростных поездов по обычным линиям. "Положительный опыт такого движения есть на сети французских высокоскоростных линий TGV. Совет потребителей полагает, что включение в параметры проекта таких поездов позволит повысить загрузку и экономическую эффективность ВСМ Москва-Казань", - говорится в сообщении совета.

Однако "в условиях ограниченных финансовых ресурсов" основные претензии экспертов касаются этапности строительства линии. "Простое разделение на этапы по четырем участкам от Москвы в сторону Казани не представляется оптимальным. Следует заново проработать этапность, чтобы первые вводимые (участки - ИФ) демонстрировали эффективность ВСМ как для пассажиров, так и для российской экономики в целом", - отмечает совет.

В то же время, правда, эксперты отмечают "высокий уровень проработанности предпроектных решений". "Строительство первой в России высокоскоростной ж/д магистрали станет технологическим прорывом, позволит вывести на новый уровень пассажирские перевозки и будет способствовать экономическому подъему на территориях прохождения", - говорится в заключении.

Свое заключение совет (совещательно-консультационный орган, созданный для доведения до сведения регуляторов и "Российских железных дорог" позиции потребителей) уже представил в правительство РФ, министерство транспорта РФ, министру открытого правительства Михаилу Абызову и РЖД.

Впрочем, пока реализация проекта под вопросом. Со своей стороны РЖД в первом квартале рассчитывала объявить тендер на проектирование ВСМ. "Первый квартал - для меня рубеж. Первый квартал должен дать ответ на все вопросы: если решение (о выделении 6 млрд рублей на проектирование - ИФ) не будет принято, то тогда можно сворачивать этот проект полностью", - заявил журналистам президент РЖД Владимир Якунин, отметив, что задержка субсидий тормозит и объявление соответствующего конкурса.

При этом он добавил, что продолжает "оставаться оптимистом": "Буду бороться за это (выделение средств на проектирование - ИФ) вместе со своими коллегами".

Напомним, что в конце прошлого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу найти на проект в 2015 году 6 млрд рублей и 14,9 млрд рублей - в 2016 году.

Однако, как сообщил источник "Интерфакса", знакомый с ситуацией, окончательного решения о финансировании проектирования ВСМ из федерального бюджета до сих пор нет. "Строка есть, но денег нет", - отметил он.

В свою очередь министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил журналистам, что правительство РФ не отказывалось от финансирования работ по проектированию ВСМ. Но, по его мнению, средства должны выделяться не только из федерального бюджета, но и за счет РЖД.

"Цена проектирования - 6 млрд руб. На совещании у председателя правительства мы договорились, что это делать будем, но разнесем источники: частично это будут использованы средства, которые есть в государственной транспортной программе, частично - средства, которые компания сама сможет найти. Сейчас, мне кажется, нужно выполнять эти договоренности, потому что невозможно полностью эту ответственность переложить на бюджет. Здесь должны быть и бюджет, и компания вместе", - сказал он.

Говоря о том, идет ли речь о паритетном финансировании проектирования этого проекта, министр отметил: "Это обсуждаемый вопрос, но примерно пополам". "Пока от идеи не отказывались, но должны правильно по источникам определиться", - добавил он.

Как выяснил "Коммерсант", в РЖД готовы пойти навстречу Минэкономики и найти 3 млрд рублей. Это подтвердили в ОАО "Скоростные магистрали" (принадлежит ОАО РЖД и реализует проект ВСМ-2), уточнив, что сначала в любом случае необходимо получить постановление правительства РФ "о выделении хотя бы какой-то суммы".

Даже 3 млрд рублей из бюджета будет достаточно для начала проектных работ по ВСМ, считает глава компании "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Но, считает он, в текущей экономической ситуации вряд ли стоить рассчитывать, что строительство дороги начнется в ближайшие три года.

Впрочем, реализации проекта не гарантирует и выделение полных 20,9 млрд рублей, обещанных правительством на финансирование инженерных изысканий и разработки проектной документации для строительства ВСМ. "Мы должны понять - рентабельно строить эту магистраль или нет, и, если после завершения проектных работ ответ окажется отрицательным, вряд ли что-то получится", - заявил "Коммерсанту" источник в правительстве.

Вместе с тем источник издания в железнодорожной отрасли считает, что судьба ВСМ во многом зависит от политической воли и он может быть реализован даже в убыточном варианте, как недавнее восстановление электричек по распоряжению президента Владимира Путина.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще