Точка зрения 19 февраля 2015 г. 17:05

Альтернативный перевозчик

Interfax-Russia.ru – Ульяновская область создает собственную пригородную пассажирскую компанию, чтобы обеспечить доступные перевозки жителей.

Правительство Ульяновской области для обеспечения качественных и доступных перевозок жителей региона пригородным железнодорожным транспортом создало АО "Ульяновская пассажирская компания".

В региональном министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта "Интерфаксу" уточнили, что первоначально компания будет находиться в 100-процентной собственности региона, затем планируется привлечь к участию в акционерном обществе инвесторов.

По словам представителя ведомства, в настоящее время на территории области перевозки осуществляет ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания", дочерняя компания ОАО "РЖД".

"Вопрос о том, какие направления могла бы взять на себя создаваемая региональная пассажирская компания, пока находится в стадии активного обсуждения. Кроме того, у нас в прошлом году были отменены электричке по целому ряду важных и востребованных населением направлений. Так что рынок весьма емкий, и работы хватит всем", - подчеркнул собеседник агентства.

Он добавил, что в 2014 году услугами пригородного железнодорожного транспорта воспользовались 701 тыс. жителей Ульяновской области.

В правительстве рассчитывают, что реализация данного пилотного проекта позволит существенно снизить затраты на пригородные перевозки. Проект предполагает формирование собственного парка новой компании за счет передачи по остаточной себестоимости подвижного состава Куйбышевской железной дороги (КбшЖД, филиал РЖД).

По распоряжению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова уже подготовлено обращение к руководству ОАО "РЖД" с предложениями по организации транспортного обслуживания.

Данная работа ведется в рамках исполнения поручения президента России Владимира Путина по сохранению и развитию пригородных перевозок железнодорожным транспортом. Напомним, что 4 февраля на совещании с правительством президент потребовал немедленного восстановления пригородного сообщения.

"Железнодорожное сообщение пригородное должно быть восстановлено немедленно с гарантиями соответствующими РЖД и регионам по решению проблемы", - заявил Путин, подчеркнув, что движение должно быть восстановлено, не дожидаясь формальных решений, в том числе "провода через парламент или решения правительства".

Впрочем, альтернативных перевозчиков ищут не только в Ульяновской области. В частности, Пензенская область рассматривала подобное решение вопроса.

"Мы поставили перед железнодорожниками задачу - привозить людей утром, увозить вечером. Эти услуги и будут оплачиваться. Нам не нужны пустые электрички в рабочее время, за которые мы должны платить из бюджета деньги. Если перевозчики из Башкирии и Черноземья (ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" и ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" - ИФ) не пойдут на эти условия, мы найдем другого (перевозчика - ИФ). У нас есть альтернативный перевозчик из Саратова, который может прийти к нам через полгода", - заявлял губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

Пока региональные власти и Куйбышевская железная дорога (КбшЖД, филиал ОАО "РЖД") договорились задействовать в логистической схеме пригородных перевозок скоростной поезд Пенза-Самара. "Он пойдет с 26 апреля и позволит брать часть пассажиров с восточного направления. Билеты будут недорогими", - пообещал Бочкарев.

"К этому поезду планируем создать логистику, чтобы автобусы доставляли к нему людей из сел", - добавил глава региона.

В свою очередь губернатор Саратовской области Валерий Радаев, затрагивая тему пригородных перевозок (с начала года регионе было сокращено около 20 маршрутов электричек), отмечал, что основная составляющая в тарифе перевозчика - это аренда пригородными компаниями вагонов и подвижного состава у ОАО "РЖД".

По его словам, в регионе идет "поиск возможностей либо сократить эту составляющую в тарифе, либо обойтись без подвижного состава РЖД". "Только для компенсации одной компании нужно 300-400 млн рублей в год. У нас есть монополист в регионе, который не позволяет зайти (в регион - ИФ) частным компаниям. Есть альтернатива из двух частных компаний, готовых оказывать услуги по пригородным ж/д перевозкам", - сказал губернатор.

"При наличии финансовых ресурсов реально создание любой компании, в том числе компании "полного цикла" и государственно-частного партнерства", - соглашается начальник Приволжской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Приволжской железной дороги (ПривЖД) Сергей Денисенко.

Однако, обращает он внимание, для реализации такого проекта потребуется миллиарды рублей.

"Необходимо будет найти инвесторов, готовых закупить подвижной состав в достаточном количестве. К примеру, для графика движения заказанного министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области с 1 января 2015 года необходимо не менее 15 электропоездов и 4 рельсовых автобуса. Потребность в инвестициях составит более 5 млрд рублей", - подсчитал Денисенко.

Кроме того, по его словам, необходимо найти поставщика подвижного состава, построить депо для обслуживания и ремонта электропоездов, обучить персонал и многое другое. То есть, считает Денисенко, создание альтернативной "РЖД" частной компании пригородных перевозок обойдется Саратовской области гораздо дороже, чем услуги действующих пригородных пассажирских компаний, и не приведет к снижению бюджетных затрат региона.

Он напомнил, что ПривЖД неоднократно предлагала областному правительству наделить "Саратовскую пригородную пассажирскую компанию" имуществом на основании существующего законодательства, что будет намного дешевле, чем вновь создавать компанию, однако ответ был отрицательным.

Денисенко также советует не забывать и о том, что договор по предоставлению инфраструктуры по-прежнему будет заключаться с ОАО "РЖД": "Стоимость данной услуги определяет правительство Российской Федерации, а ее доля, в общих затратах перевозчика, составляет примерно 9%".

Кстати, к вопросу о тарифах на пригородные железнодорожные перевозки президент РФ Владимир Путин вернулся на последнем совещании с членами правительства.

После того, как вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отчитался главе государства о восстановлении движения более 300 пригородных поездов, отмененных в РФ с начала 2015 года, президент Путин потребовал от пригородных пассажирских компаний раскрыть методику формирования тарифов. Глава государства предложил подключить к этой работе Федеральную службу по тарифам "Нужно поручить им заняться этой работой", - отметил президент.

По его мнению, абсолютно неприемлема ситуация, при которой средний тариф, например, в Марий-Эл с 22 рублей вырос до 89, а в Забайкальском крае – с 22 до 90. "И поезда не должны ходить пустыми. Иначе это формальное отношение к тому, о чем мы здесь договаривались. Я прошу повнимательнее", - подчеркнул Путин.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще