Точка зрения 23 июня 2015 г. 15:09

Сбой производства

Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗу" вновь пришлось на сутки остановить конвейер из-за перебоев поставок автокомпонентов.

Проблемы с поставками автокомпонентов "АвтоВАЗ" начал испытывать осенью прошлого года. Тогда отношения компании с поставщиками ухудшились на фоне падающего рынка автомобилей в РФ и общей нестабильной экономической ситуации.

Так, в октябре 2014 года предприятие останавливало сборку Lada Kalina и Lada Granta на четыре дня из-за срыва поставок необходимых компонентов. В компании отмечали, что предприятие сотрудничает с 450 поставщиками, и трое из них не смогли в срок поставить необходимые комплектующие. В итоге предприятие какое-то время выпускало некомплектные автомобили, которые скапливались на складе завода.

Среди причин разногласий назывались прямо противоположные вещи. Руководство предприятия обвиняло в ситуации поставщиков, которые, по словам "вазовских" топов, не успевали за возросшим темпом производства, поставщики же винили тольяттинский завод в задержке оплаты и указывали на односторонний пересмотр цен в меньшую сторону.

Между тем, как рассказывал "Интерфаксу" источник на предприятии, из всех поставщиков проблемы возникли всего с семью, при этом наиболее конфликтная и сложно разрешимая ситуация - с тремя. По словам собеседника агентства, почти все проблемы касались "оптики". "Одна из самых больших проблем - как это ни странно и ни "мелко" звучит, - задний фонарь для Lada Granta", - отметил источник, пояснив, что причины конфликта - прежде всего экономические.

"АвтоВАЗ" принял решение производить расчет за комплектующие не ранее чем через 60 дней после отгрузки. Естественно, поставщикам это не понравилось. Всплеск недовольства произошел после начала роста доллара и евро", - отметил собеседник "Интерфакса".

По его словам, президент ОАО "АвтоВАЗ" Бу Андерссон хочет выяснить, из чего складываются предлагаемые поставщиками цены. "АвтоВАЗ" считает цены некоторых поставщиков необоснованно высокими, а те считают необоснованно низкой предлагаемые компанией цены и необоснованно тяжелыми условия сотрудничества", - отмечал собеседник агентства.

Так или иначе, ситуация зашла в тупик, выводить ее из которого пришлось полпреду президента в ПФО Михаилу Бабичу. После совещания у полпреда стороны заявили, что все претензии улажены, а в ноябре тольяттинское предприятие объявило, что работает на полную мощность, стремясь удовлетворить рост спроса, а для некоторых линий даже были введены сверхурочные часы.

Наряду с этим гендиректор предприятия решил изменить действующую систему взаимодействия с поставщиками, чтобы больше не допустить остановки конвейера. Свои намерения руководства "АвтоВАЗа" объясняло тем, что существующая система ведет к "значительному увеличению расходов компании и зависимости от монополистов.

"В планах (…) - работать только с фирмами, которые докажут свою финансовую устойчивость, работать с производителями, а не посредниками, искать альтернативу монополистам и, по возможности и при экономической целесообразности, сосредоточить производство ряда комплектующих у себя", - рассказывал "Интерфаксу" источник, знакомый с планами предприятия.

Сам президент "АвтоВАЗа" заявлял, что считает приоритетными закупки у российских поставщиков. "Они расположены сравнительно близко, наши закупки осуществляются в рублях, и нам не нужно проводить грузы через таможню", - отмечал глава предприятия.

Тогда же Андерссон сообщил о намерениях вернуть в периметр "АвтоВАЗа" ряд ранее выведенных из его состава предприятий. В итоге в ноябре 2014 года компания выкупила у "Ростеха" ООО "Волжский машиностроительный завод" (ВМЗ).

Помимо этого "АвтоВАЗ" собирается выкупить у ГК "Ростех" предприятия группы "Объединенные автомобильные технологии" (бизнес по производству автокомпонентов, подконтролен госкорпорации через "дочку" - ОАО "ОПК "Оборонпром"), а также обращался в ФАС с ходатайством о выкупе активов ОАО "АвтоВАЗагрегат" и его "дочки".

В начале года казалось, что проблемы с поставщиками для "АвтоВАЗа" остались в прошлом.

"Мы решили практически все вопросы, связанные с имевшим место в прошлом году недопониманием. Производители автокомпонентов поблагодарили руководство "АвтоВАЗа" за открытый и конструктивный диалог, призванный нормализовать производственную деятельность. В конце прошлого года у завода были проблемы с некомплектными автомобилями - на сегодняшний день этих проблем нет, и в этом большая заслуга господина Андерссона", - заявлял помощник полномочного представителя президента РФ в ПФО Олег Машковцев.

О налаживании конструктивного диалога с поставщиками говорил и сам президент "АвтоВАЗа". "Мы решили все волнующие нас вопросы. Мы можем спорить и не соглашаться по поводу цен - это нормально, но это не должно приводить к остановке конвейера - с этим согласны все", - отмечал Андерссон.

Однако 22 июня "АвтоВАЗу" вновь пришлось приостановить производство из-за проблем с поставками автокомпонентов. "Сегодня остановлены автосборочные линии. Это связано со сложностями в поставках автокомпонентов, в частности, сидений и выхлопных систем, датчиков. "АвтоВАЗ" ведет интенсивные переговоры с поставщиками компонентов для скорейшего запуска конвейера", - сообщил "Интерфаксу" представитель компании, добавив, что речь идет о полной остановке производства.

При этом представитель "АвтоВАЗа" подчеркнул, что остановка производства касается только площадки в Тольятти, производство на Ижевском автозаводе (ООО "Объединенная автомобильная группа", входит в группу "АвтоВАЗ") работает в обычном режиме.

При этом, по словам собеседника агентства, рабочие "АвтоВАЗа" во время остановки производства "занимались плановыми мероприятиями по улучшению своей рабочей среды".

По информации "Коммерсанта", сейчас проблемы "АвтоВАЗа" аналогичны тем, что были в прошлом году. Как рассказали источники издания, близкие к заводу, в Тольятти опять накопились существенные стоки недоукомплектованных машин.

Один из собеседников издания также отмечает, что текущая остановка поставок, "может быть связана с "забастовкой" компаний, которых не устраивают цены, по которым закупаются компоненты".

Помимо этого, с поставщиком сидений ("АвтоВАЗагрегат") у завода были трудности из-за претензий по качеству продукции, продолжает источник. При этом ФАС уже одобрила покупку АвтоВАЗом 88,94% "АвтоВАЗагрегата", но, по данным источников издания, сделка пока не закрыта.

Правда, уже на следующий день автопредприятие возобновило работу автосборочных линий в Тольятти. "Успешные переговоры с поставщиками, шедшие вчера, обеспечили возобновление производства в 24-часовой срок", - отчитались в компании.

На "АвтоВАзе" уточнили, что в штатном режиме работают все автосборочные линии предприятия, за исключением производства Lada 4х4, которое будет возобновлено 24 июня. При этом в компании подчеркивают, что остановка линий не повлияет на производственный график предприятия.

Кроме того, особо отмечается, что 24-часовая остановка "никаким образом не повлияет на заработные платы рабочих". "Мы не вводили режим простоя. Это означает, что возникшая ситуация не повлияет на уровень зарплат в июне 2015 года. Рабочие с пониманием отнеслись к краткосрочной остановке и были заняты дополнительными работами по сервису и обслуживанию производственного оборудования. Мы благодарны руководству предприятия за оперативное реагирование на проблему и ее успешное разрешение", - приводит компания слова председателя профсоюза ОАО "АвтоВАЗ" Сергея Зайцева.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще