Точка зрения 26 апреля 2017 г. 18:35

Гарантии с условием

Гарантии с условием
Фото сайта компании "GM-АвтоВАЗ"

Interfax-Russia.ru – Проект нового внедорожника Chevrolet Niva может не получить поддержку государства из-за отсутствия бизнес-плана.

После того, как Минпромторг РФ поддержал предоставление госгарантий на организацию производства нового внедорожника Chevrolet Niva, готовность предоставить кредит на проект выразил Сбербанк.

"Действительно, оферта (на предоставление кредита - ИФ) получена. Сегодня проходит совещание в министерстве экономики РФ по предоставлению государственной гарантии", - рассказал в феврале министр промышленности и технологий Самарской области Сергей Безруков.

Правда, подробности он пообещал сообщить позже, отметив, что у "GM-АвтоВАЗа" (совместное предприятие американского автопроизводителя General Motors и ПАО "АвтоВАЗ") есть определенные обязательства по предоставлению такой гарантии. "Ее механизмы предоставления и конкретные сроки сейчас обсуждаются на этом совещании", - пояснил министр.

При этом, по его словам, речь идет о сумме меньшей, чем 15 млрд рублей (именно о таких средствах на проект заявлял производитель).

Источник в Минэкономразвития подтвердил "Интерфаксу" факт совещания. "Совещание было, обсуждался вопрос предоставления госгарантий и условий кредитования Сбербанком "GM-АвтоВАЗа". Вопрос прорабатывается", - сказал собеседник агентства.

Со своей стороны вице-премьер РФ Аркадий Дворкович уточнил, что "GM-АвтоВАЗ" должно представить в банки уточненную окончательную финансовую модель проекта производства нового поколения внедорожника Chevrolet Niva.

"Мы договорились, что коллеги (GM-"АвтоВАЗ" - ИФ) должны представить в банки уточненную финансовую модель, которая будет одобрена уже официально советом директоров, тогда уже, если банк сможет положительно оценить финансовую модель (будет принято решение о финансировании проекта - ИФ)", - сообщил он журналистам.

По его словам, сейчас процесс идет "на корпоративном уровне". "Надеюсь, что он завершится положительно", - сказал Дворкович.

Между тем, "GM-АвтоВАЗ" до сих пор продолжает обсуждать со Сбербанком условия финансирования проекта. Как сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом обсуждения, по итогам нескольких совещаний стороны так и не пришли к окончательному решению по способам его реализации.

По данным собеседника агентства, определено соотношение собственных и заемных средств. Бюджет проекта оценен в 16,9 млрд рублей, в том числе 9,7 млрд рублей - кредитные ресурсы, 7,2 млрд рублей - собственные средства "GM-АвтоВАЗ".

При этом источник "Интерфакса" отмечает, что по состоянию на конец 2016 года в проект уже вложено около 4,8 млрд рублей. Однако Сбербанк, по его словам, указывает, что собственные средства компании, вложенные в проект, требуют подтверждения независимым техническим консультантом.

Предполагается, что средства будут выделяться по плавающей ставке под залог активов СП (18,1 млрд рублей). Кроме того, банк предлагает открыть резервный счет, на котором компания будет держать остаток не менее суммы процентов на 6 месяцев (200-500 млн рублей).

В качестве альтернативы гарантии завершения проекта предлагается открыть депозитный счет, на который СП внесет 1 млрд рублей. Средства будут использоваться по согласованию с банком в случае недостатка средств кредита для оплаты инвестиций.

При этом, по словам собеседника агентства, Сбербанк обратил внимание, что залог активов "GM-АвтоВАЗ" не покрывает риски финансирования проекта в достаточном объеме из-за низкой загрузки производственных мощностей. Все это, по мнению банка, по-прежнему требует дополнительных гарантий инвестиций со стороны акционеров проекта, а также после его запуска. Кроме того, Сбербанк предлагает включить в условия call и put-опционы (финансовые соглашения между двумя сторонами, дают права покупателю купить в будущем оговоренное количество ценных бумаг (call) или базового актива (put) по фиксированной цене) "для закрытия рыночного риска".

Как подчеркнул источник, ключевым условием Сбербанка, независимо от предложений "GM-АвтоВАЗ", остается предоставление финансовых гарантий акционеров - в первую очередь, со стороны GM.

Вместе с тем, по данным источника "Интерфакса" в автомобильной отрасли, концерн GM еще в ноябре 2016 года направил гендиректору СП Ромуальду Рытвински письмо за подписью исполнительного вице-президента Карла-Томаса Нойманна, в котором подтвердил поддержку проекта.

При этом в компании "понимают, что "GM-АвтоВАЗ" ожидает одобрения госгарантий, что удовлетворит требованиям Сбербанка".

"Кроме того, мы понимаем, что "GM-АвтоВАЗ" согласилась заложить свои активы (движимое и недвижимое имущество и оборудование, и т.д.) в обеспечение займа. Таким образом, предполагаемая структура обеспечит Сбербанку гарантии выплат со стороны российского правительства и полное обеспечение залогом со стороны "GM-АвтоВАЗ". General Motors Holdings LLC поддерживает данную структуру и не видит дополнительных причин предоставлять дополнительное обеспечение со стороны акционеров "GM-АвтоВАЗ" путем дополнительных гарантий или залога акций "GM-АвтоВАЗ", так как все активы "GM-АвтоВАЗ" уже закладываются Сбербанку", - процитировал собеседник "Интерфакса" письмо GM.

В компании также рассчитывают, что Сбербанк "оценит выгоды проекта, а также гарантии и обеспечение, предоставляемое согласно предложенной схеме", и выражают надежду, "что Сбербанк одобрит выделение кредита на этих основаниях".

В принципе, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в интервью "Интерфаксу", государство готово дать гарантии для реализации проекта по выпуску нового поколения внедорожника Chevrolet Niva. Однако, по его словам, банки до сих пор ждут утвержденную финансовую модель.

Вице-премьер признал, что проект "сложный", но напомнил, что стороны договорились обновить финансовую модель и рассмотреть "на соответствующих двух советах директоров", после чего она будет "представлена банкам для возможного финансирования".

"Мы тогда сможем оказать поддержку, а сейчас нет даже утвержденной финансовой модели этого проекта. Без нее невозможно в банк прийти, бизнес-плана нет, по сути", - обратил внимание Дворкович.

Комментируя возникшую задержку и подозрения в искусственном затягивании проекта, он заметил, что это не так: "Сами коллеги из проекта Chevrolet Niva хотят его реализовать".

"Понятно, что есть конкуренция с моделью "АвтоВАЗа" Lada 4х4. Но договоренности о технических параметрах и стыковках есть - чтобы оба проекта могли "летать", что называется", - сказал вице-премьер, повторив, что без одобренной советом директоров финансовой модели "невозможно двигаться вперед". "Коллеги обещали до мая все-таки принять", - добавил Дворкович.

По его словам, если финансовая модель будет понятна и одобрена Сбербанком, как банком, который проявил в принципе интерес к этому вопросу, то государство будет готово предоставить проекту гарантии: "Положительное решение кредитного комитета должно быть на одобренную финансовую модель, тогда будут гарантии".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще