Новости городов 25 февраля 2015 г. 15:25

Археологи нашли на Алтае новые следы подвида древнего человека - "денисовских" людей

Новосибирск. 25 февраля. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Археологи обнаружили следы "денисовского человека", первоначально найденные в Денисовой пещере на Алтае, и в других местах в регионе, сообщил журналистам замдиректора Института археологии и этнографии (Новосибирск) Михаил Шуньков.

По его словам, соответствующие находки-артефакты были обнаружены в пещере Страшная, также находящейся на Алтае. Ранее там были зафиксированы культурные проявления так называемой мустьерской культуры, носителями которой были неандертальцы.

"В пещере Страшная зафиксированы культурные остатки, которые сочетают в себе материальную культуру, носителями которой были неандертальцы, и другую, отличную от нее культуру. (…) Речь идет о денисовце", - сказал он.

М.Шуньков отметил, что "денисовцы" владели 45-50 тыс. лет назад такими приемами обработки камня (например, сверлением и внутренней расточкой), которые получили распространение среди homo sapiens гораздо позже - 8-12 тыс. лет назад.

"Сейчас мы можем твердо говорить о том, что "денисовцы" ни в чем не уступали, а в некоторых технологических, культурных проявлениях и превосходили человека современного физического облика, обитавшего в это же время на других территориях", - добавил ученый.

В.Шуньков отметил, что и в Денисовой пещере и в пещере Страшная в одних и тех же геологических слоях обнаружены следы и неандертальцев, и "денисовцев", при этом представители двух популяций скрещивались между собой, о чем свидетельствует генетический анализ: до 17% их генетического материала совпадает. В расположенной неподалеку Чагырской пещере жили только неандертальцы, уточнил он.

"Сейчас генетики и фундаментальная медицина уже серьезно рассматривают вопрос о том генетическом вкладе, который сделали представители "параллельного" человечества - неандертальцы и "денисовцы" - в формировании иммунной системы человека", - сказал он.

Без этого вклада иммунитет современного человека был бы гораздо слабее, сказал ученый.

По археологическим данным, "денисовский человек" появился на Алтае после прохождения около 300 тыс. лет назад мощной волны миграции через Ближний Восток до южной Сибири. Неандертальцы обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, их следы были найдены не только в Денисовой, но и соседних пещерах - Чагырской и Страшной.

Палеогенетические исследования показали, что у современного человека сохранилось около 6% генов "денисовцев", эти гены обнаружены у жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.