Неприемлемое предложение: Киев отверг условия "Газпрома" по транзиту газа
 
Спор о территориях: Таллинн вновь требует от Москвы возвращения "своих" земель
  
Не справился со своими обязанностями: уволен директор колледжа, где студент расстрелял одногруппников
 
   
INTERFAX.RU
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
СКАН | СПАРК | СПАРК-Маркетинг | Образование | Военные новости | Interfax.com            

Вход для подписчиков 

Главные события
 


Новости Сибири
 Общество все новости
 Происшествия все новости
 Экономика все новости
 
Новости подготовлены информационным агентством "Интерфакс-Сибирь"

оформить подписку
 

Репортаживсе репортажи
20.11.19   11:40

19.11.19   07:31

18.11.19   15:43
 
Эксклюзив
11.02.19 15:53

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета В.Власов: "Наша наука идет в ногу со временем"

            На новом этапе развития Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) сделал акцент на развитии научных компетенций. Ректор университета Виктор Власов рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о наиболее важных исследованиях в интервью, приуроченном ко Дню российской науки.

            - Виктор Алексеевич, расскажите об основных направлениях научной деятельности университета, на какие сферы делаете упор?

            - В ТГАСУ сложились и успешно действуют 17 научных направлений и школ. Мы занимаемся созданием новых строительных материалов и конструкций, проектированием архитектурно-строительных систем, проблемами дизайна городской среды в исторических городах, архитектурой и реставрацией наследия, изучаем историю народов Сибири.

            Особое внимание, естественно, уделяем задачам, связанным со строительным комплексом. В этой части основные направления фундаментальных исследований - материаловедение и моделирование строительных конструкций. Прикладные исследования ориентированы на разработку современных строительных материалов и технологий их производства, современных систем жизнеобеспечения. Относительно новые направления - экономика строительства и проблемы жилищно-коммунального комплекса.

            Отвечая современным требованиям к цифровизации экономики в целом и строительной отрасли в частности, развиваем BIM-технологии (Building Information Modeling) в проектировании. Эти технологии предполагают, что объект проектируется как единое целое, а изменение какого-либо параметра будущего здания автоматически изменяет все связанные с ним элементы, в том числе чертежи, спецификации, графики производства работ, сметы и другое. В общем, наша наука идет в ногу со временем.

            Создан портфель научно-технических услуг университета, включающий в себя различные виды проектных работ, обследования и испытания материалов и конструкций, экспертизы, реконструкцию и реставрацию памятников архитектурного наследия, разработку нормативной документации и многое другое. Всего в этом портфеле более 70 видов услуг. В прошедшем году мы впервые провели ряд работ по новым направлениям: разработали проектную и рабочую документацию на капитальный ремонт мостового перехода через реку Cуйга, разработали проект изменений в генеральный план Асиновского городского поселения. Это не новая работа для рынка, но она открывает новые перспективные направления для университета, которыми раньше мы не занимались.

            - Вуз обладает богатой научной инфраструктурой. Как вы планируете ее обновлять и развивать?

            - Научная инфраструктура ТГАСУ насыщена специализированным испытательным оборудованием, в том числе уникальным для России. У нас есть приборы для акустических измерений всех диапазонов для оценки звукоизоляции помещений; климатические установки для измерения воздухопроницаемости, влажности. Есть специальные помещения для испытания строительных изделий на сопротивление холоду, теплу, влажностью, солнечным светом. Разумеется, есть и приборы для измерения прочности, твердости, нагрузок на разрыв, растяжение и сжатие, в том числе и в динамическом режиме. Есть и высокоскоростные камеры, сканирующий электронный микроскоп и дифрактометр.

            Наша задача - максимально увеличить время полезного использования оборудования. В настоящее время мы планируем модернизацию лаборатории дорожных одежд для увеличения ее возможностей на рынке профильных научно-технических услуг.

            - Какие разработки удалось внедрить за последний год? Уже более года для страны актуальной является тема освоения Арктики. Поймал ли ТГАСУ эту "волну" и ведет ли разработки по данной тематике?

            - Наш университет постоянно старается искать перспективные ниши для развития и применения нашего интеллектуального потенциала в строительной индустрии, мы не боимся сложных задач. Развивается перспективное направление по применению композитных материалов (стеклокомпозитная и углекомпозитная арматура, углекомпозитные ламели и др.) в строительных железобетонных и металлических конструкциях для армирования и усиления. Использование композитных материалов позволяет устранить ряд неблагоприятных свойств, характерных для металлической арматуры: коррозия, высокая теплопроводность, масса и другие.

            Что касается Арктики - ТГАСУ проводит исследования прочностных характеристик бетонов различных составов в зависимости от температур и условий прогрева. Мы получили грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и у нас уже появились интересные результаты по применению глиоксаля в бетонах: разработаны комплексные модификаторы бетонной смеси, которые повышают прочность и морозостойкость бетона, что важно для условий Арктики и даже перспективного строительства в космосе. Впрочем, особенности последних зим в нашей области и в целом в России, да и за рубежом, в том числе в США, убеждают, что вопросы морозостойкого строительства крайне актуальны. Отличительная особенность разрабатываемых составов - сокращение издержек на тепловлажностную обработку, соответственно и снижение стоимости изделий.

            - Насколько активно студенты участвуют в научной деятельности? Как их удается заинтересовать?

            - Все начинается практически с первого курса в рамках участия в научно-технических конференциях, проводимых в университете. Все студенты занимаются научно-исследовательской работой в рамках освоения образовательной программы. Многие из них продолжают заниматься исследованиями, для поддержки которых в ТГАСУ действуют коворкинг-центр и архитектурно-строительный бизнес-инкубатор. Для координации взаимодействия используется система Flamingo, где студенты получают оповещения о предстоящих мероприятиях, конкурсах, могут составлять свое портфолио. Многие студенты активно проявляют свои профессиональные и творческие навыки, на безвозмездной основе принимая участие в проекте "Живая лаборатория", участвуя и побеждая в международных архитектурных конкурсах (Inspireli Awards 2017, Isower 2018, BI Group Architect Awards).

            Для поддержания заинтересованности у нас развита система материального стимулирования: ежегодно проводятся конкурсы "Лучший студент", конкурс на получение повышенной стипендии за достижения в научной деятельности, конкурс на получение стипендии Ученого совета ТГАСУ, стипендия имени член-корреспондента РААСН Копаницы. Оказывается поддержка оформления документов на стипендии президента РФ и правительства РФ, областные и городские конкурсы. По удельному числу побед в таких конкурсах ТГАСУ в числе лидеров среди российских вузов.

            - Как ТГАСУ развивает научное сотрудничество с другими томскими университетами, вузами России и мира?

            - Ключевым принципом в сфере сотрудничества с другими организациями в ТГАСУ стало фактическое взаимодействие. Нас не интересуют договоры о сотрудничестве, подготовленные для галочки. В 2018 году у ТГАСУ появилось 24 новых партнера, включая 16 коммерческих организаций, с каждым проведены совместные мероприятия, из которых 11 прошло на базе университета. В их числе нидерландские учреждения: университеты IHE-Delft и Твенте, архитектурные бюро LEVS и SVP Architectuur en Stedenbouw Amersfoort, дизайн-бюро Biryukovadesign. Также мы работаем с фондом инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) группы РОСНАНО, германской компанией Innovent и с другими.

            - Часто можно услышать фразу о том, что в России и, в частности, в Сибири приходится часто ремонтировать дороги из-за климата? Действительно ли это так и неужели невозможно создать и внедрить технологию изготовления дорожного покрытия, пригодного для наших климатических условий?

            - Прежде всего, стоит сказать, что любая разработанная технология дает однозначный положительный результат только тогда, когда она реализована в строгом соответствии со всеми требованиями к ней. В случае дорожного строительства необходимо соблюдать СНиПы, требования к водоотводу, грунтам, рельефу.

            Действительно, часто говорят о том, что в скандинавских странах или в Канаде при схожем климате дороги служат дольше. Но проблема российских дорог не только в низкой температуре зимой. Важнейшее значение имеют основание дорожной одежды, условия грунта. В скандинавских странах грунт преимущественно скальный, у нас в Томской области - глинистый, причем один из самых неудобных - монтмориллонит. Данный минерал обладает способностью к сильному набуханию и имеет высокую сорбционную способность. Дело в том, что кристаллическая решетка у него в виде гармошки - при попадании влаги она увеличивается до 180 раз. Весной и осенью эта гармошка начинает "играть". Основание дорожных одежд (местный щебень) при этом тоже не выдерживает сильных нагрузок.

            Условия, влияющие на строительство дорог, должны быть учтены в нормах проектирования, отталкивающихся от карты дорожно-климатических зон с единым набором параметров. В советское время вся территория огромной страны была разделена на пять зон, и Томская область попала в одну зону с Москвой, Нижним Новгородом, Тюменью, Екатеринбургом, Санкт-Петербургом, Вильнюсом, Киевом, Минском. При этом нам с вами совершенно понятно, что и геологические условия, и климат у нас разные.

            Сеть автодорог Томской области сформирована в основном в 1980-х годах, когда действовали старые нормы. Для решения этой проблемы на территории Томской области в ТГАСУ разработана карта Западной Сибири, включающая 112 дорожных районов, у которых параметры соответствуют реальной ситуации и хорошо подходят для проектирования.

            Еще одним способом оценить технические решения на практике в 2019 году станет "экспериментальный километр", на котором будет испытаны составы асфальтобетона с небольшим добавлением цемента в основания дорожных одежд.

            - Давайте вернемся к поводу нашей встречи, ко Дню российской науки. В Томске мероприятия были отложены из-за суровых морозов и эпидемии гриппа. Как и когда университет будет отмечать праздник?

            - ТГАСУ запланировал несколько мероприятий в рамках "Недели науки Томской области". На площадке университета будет проведена выставка научных и инженерных разработок школьников, студентов и молодых ученых "Наука: открытый формат". На данный момент подано более 50 заявок. Во втором корпусе ТГАСУ будет работать выставка научных фотографий, а ведущие и перспективные ученые примут участие в торжественном заседании, посвященном Дню науки. Кроме этого, наши специалисты участвуют в качестве экспертов в мероприятии Science Talent Network. Все мероприятия ожидаются на две недели позднее запланированного ранее срока - 18-24 февраля.

Читайте нас в "Яндекс. Новости", подписывайтесь наш канал в "Яндекс.Дзен"


версия для печати    |    сообщить новость    |    копировать в блог


Другие материалы раздела
  11.11.19 09:29
Глава Хакасии Валентин Коновалов:
"Планируем снизить госдолг республики к концу года на 1,1 млрд рублей"
.
  23.09.19 15:56
Директор АО "Сибкабель" Алексей Жужин:
"Работа над новой продукцией ведется на постоянной основе"
.
  16.09.19 16:24
Руководитель центров продаж компании "Промстрой" Александр Савостьянов:
"Город-спутник Кемерово Лесная Поляна формирует уникальный для России опыт комплексного освоения территорий и организации городских сообществ"
.
  11.09.19 07:30
Заместитель губернатора Томской области Игорь Шатурный:
"Экспорт продукции промпредприятий растет"
.
  05.09.19 13:23
Губернатор Омской области Александр Бурков:
"Необходимо развивать водные транспортные пути для увеличения объемов экспорта сибирского зерна в страны Юго-Восточной Азии"
.
  05.09.19 12:55
Глава Тувы Шолбан Кара-оол:
"Мы первые, на ком будут опробованы механизмы форсированного развития"
.
  31.07.19 15:38
Гендиректор "Газпромбанк Автолизинг" Максим Агаджанов:
"Планируем продать в Сибири 500 авто на 1 млрд рублей"
.
  26.06.19 15:45
Глава "ИрАэро" Юрий Лапин:
"Динамика авиационного рынка такая, что нельзя останавливать выбор только на SSJ-100"
.
  21.06.19 14:56
Глава Республики Хакасия Валентин Коновалов:
"Ситуация, когда предприятия перманентно банкротятся – нездоровая, и мы ее будем исправлять"
.
  17.06.19 16:30
Директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов:
"Слив бытовых стоков напрямую в Байкал должен быть запрещен"


предыдущаяследующая

Поиск  Выбор даты 

Поиск:
 за период:
с 
по 
 



Точка зрениявсе материалы
 




  Об "Интерфаксе"   |   Контакты   |   Реклама на сайте

Rambler Top100    

Партнер Рамблера

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

     

Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса".

Copyright © 1991-2019 Interfax. Все права защищены.

Условия использования информации   |   Запрещено для детей   |   Политика обработки персональных данных   |   Выходные данные
разработка : web.finmarket