Эксклюзив 12 декабря 2019 г. 14:45

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников: "Городом не может эффективно руководить наемный работник"

Мэр Иркутска Дмитрий Бердников: "Городом не может эффективно руководить наемный работник"

Дмитрий Бердников стал мэром Иркутска в марте 2015 года - его избрали депутаты городской думы из своего состава после отмены прямых выборов градоначальника. Об основных итогах пятилетней работы, планах на будущее и политических симпатиях он рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь".

            - Дмитрий Викторович, каким вы видите свое политическое будущее после марта 2020 года?

            - Ответ на этот вопрос, пожалуй, нужно начать с того, для чего я вообще в свое время избирался депутатом городской Думы, затем её председателем и мэром Иркутска. И тогда, и сейчас - это искреннее желание менять жизнь в городе в лучшую сторону, делать все, чтобы областной центр развивался, становился более благоустроенным, комфортным для людей. Иркутск стал для меня по-настоящему родным городом - всегда хотел здесь жить и работать. Другого города для меня просто не существует. Здесь прошла моя студенческая юность, здесь живет моя семья, родилась моя дочь.

            Сегодня для меня самое главное - реализовать те планы, что мы обсуждали вместе с горожанами. Мы много встречались с жителями во дворах, с активистами ТОС, представителями общественных организаций, национально-культурных центров, с молодежью, трудовыми коллективами. Так что самое главное для меня: не разочаровать людей, выполнить данные обещания. В силу характера - не могу и не умею отступать от того, что обещал.

            Поэтому, каким бы ни складывалось будущее - буду продолжать то, что начинал еще пять лет назад: способствовать созданию в городе таких условий, чтобы наша молодежь не хотела уезжать, а оставалась здесь жить, работать, заводила свои семьи. Иркутск для меня - город настоящего и будущего. Звучит, может, пафосно, но развитие и преобразование областного центра могу назвать делом своей жизни.

            - Вы планируете бороться за возвращение прямых выборов мэра Иркутска?

            - Сегодня нет необходимости бороться за что бы то ни было. Люди, на мой взгляд, устали от политических игр. Более того - им это не интересно. Этот вопрос будоражит исключительно разные "политические группировки". Твердо убежден: иркутяне сами оценивают эффективность органов местного самоуправления, исходя именно из результатов работы. Делают свои выводы - хороший мэр или нет. Вот это важно, а не то, каким образом он избирается. Я много встречаюсь с людьми и знаю это совершенно точно. Другое дело, когда нам начинают навязывать изначально провальные и не оправдавшие себя схемы управления городом...  

            - Рассматриваете возможность выдвижения своей кандидатуры на должность так называемого сити-менеджера Иркутска, институт которого введен в областном центре решением Заксобрания региона в сентябре 2019 года?

            - Знаете, когда депутаты Законодательного собрания поддержали эту новую для Иркутска модель управления, на одной из публичных площадок я высказался довольно категорично. Еще какое-то время назад никому и в голову бы не пришло, что внедрение системы сити-менеджера будет обсуждаться всерьез. Я не знаю примеров ее успешного воплощения. Не слышал, что есть города, которые могут похвастаться высокими показателями, когда сити-менеджер за годы своего управления привел в порядок вверенный ему муниципалитет. Напротив, практика свидетельствует об обратном. У нас, в Иркутской области, уже проводили подобные эксперименты. Ставили их на городах - не в обиду никому будет сказано - с гораздо меньшими обязанностями перед регионом, страной, чем Иркутск.

            Сити-менеджеры были в Ангарске, Братске, Усолье-Сибирском. Ни в одном из этих муниципалитетов не было хоть сколько-нибудь положительного опыта! Более того, мы с вами помним, к чему привела такая управленческая модель. Полная несостоятельность! Вместо развития получили деградацию. До сих пор убежден - городом не может эффективно руководить наемный работник. Тем более - таким городом, как Иркутск.

            - Какие отношения у вас сложились с новым созывом думы Иркутска?

            - Какие у меня могут быть отношения? Исключительно рабочие. Я сам был депутатом, а потом председателем Думы. И очень хорошо знаю, каким образом должна быть выстроена четкая и слаженная работа между представительной властью и исполнительной.

            Когда избирался депутатом, то четко осознавал, зачем это делаю и для кого. Изначально должно быть понимание: если ты идешь работать во власть, значит должен забыть про себя. И решать нужно вопросы земляков, иркутян. Мелочей здесь не бывает: одинаково важны просьбы жителей по благоустройству отдельного двора или, скажем, капитальный ремонт магистрали. Но не все, правда, об этом догадываются. И для некоторых депутатов нынешнего седьмого созыва именно это стало неожиданностью - то, что они должны защищать иркутян, а не лоббировать интересы "заинтересованных лиц".

            Работа по преобразованию Иркутска, его развитию должна идти совместно с жителями, общественными организациями, городскими сообществами. И, разумеется, с депутатами городской Думы. Ведь от того, насколько слаженно мы действуем, зависит благополучие иркутян, будущее нашего города, то, в каких условиях будут жить наши дети и внуки. Должен быть видимый результат! Лично я готов исключительно к конструктивному сотрудничеству.

            - Как идет реализация проекта восстановления исторической деревянной застройки "Иркутские кварталы"? Сколько домов к настоящему времени удалось восстановить?

            - Проект "Иркутские кварталы" в свое время стал новым этапом реновации исторического центра. Наш город является первым в Сибири, где впринципе начали использовать комплексный подход при реконструкции деревянной застройки и воссоздания исторической среды. В рамках "Иркутских кварталов" предполагается реновация центральной части города. Это порядка 13 кварталов площадью более 70 га. Планируется, что будет отреставрировано и отремонтировано около 120 памятников и возведено около 300 тыс. кв. метров застройки с воссозданием исторической среды.

            К настоящему времени завершено строительство 27 объектов общей площадью 14,4 тыс. кв. метров. Из них 11 построены в этом году. Сегодня ведется строительство еще пяти объектов. 21 объект находится на стадии проектирования, 13 - на стадии градостроительной подготовки. В рамках проекта мы также занимаемся переселением граждан из ветхого жилья: частными инвесторами на данный момент расселены 35 семей из 13-ти домов.

            Столица Восточной Сибири относится к историческим поселениям федерального и регионального значения. С одной стороны, нам, безусловно, повезло, что Иркутск сохранил свое деревянное и каменное архитектурное наследие. С другой стороны - эти дома не должны быть городскими трущобами. Работа по преобразованию исторического центра ведется значительная. И мы стали в этом направлении, по мнению ряда авторитетных специалистов России, одними из первых в нашей стране.

            Так, в 2019 году проект "Иркутские кварталы" стал победителем профессиональной премии PROESTATE&TOBY Awards 2019. В конце 2018 года за работу с историческим центром Иркутск впервые был удостоен "Золотого знака" в номинации "Города России" на международном архитектурном фестивале "Зодчество". Мы показали, как можно и нужно работать с подобной застройкой. И это, согласитесь, придает городу уникальность, сохраняет его самобытность.

            - Планируется ли пересматривать транспортную схему в центре Иркутска, чтобы минимизировать пробки?

            - Исторически сложившаяся транспортная схема действительно доставляет массу неудобств и автолюбителям, и водителям общественного транспорта, и, в первую очередь, городским властям. Поток автомобилей постоянно растет, а места в городе больше не становится. Однако каких-то "чудесных" методов нет и быть не может. Не решаются серьезные вопросы в одно мгновение. Только планомерная, системная работа может привести к результату.

            В декабре прошлого года был принят один из главных градостроительных документов - Генеральный план Иркутска. Там предусмотрен целый комплекс мероприятий для формирования сбалансированной и развитой транспортной системы областного центра. Это долгосрочное решение на перспективу - работа, требующая капитальных вложений и прочих, довольно больших, затрат ресурсов. Но параллельно с этим ведется поэтапная работа с тем, что мы можем сделать прямо сейчас.

            Начиная с 2015 года, мы реконструировали ключевые транспортные развязки в городе: Старокузьмихинскую, Покровскую, Маратовскую, Байкальское кольцо. Это значительно уменьшило заторы. При комплексном ремонте дорог, где есть такая возможность, расширяем проезжую часть: таким образом поступили на объездной между микрорайонами Университетский и Первомайский, в Ново-Ленино, на участке возле "Масложиркомбината", на пресечении Депутатской и Пискунова, на улице Терешковой и т. д.

            В дальнейшем для развития транспортной инфраструктуры проведем еще ряд значимых и капиталоемких реконструкций. В первую очередь, намерены привести улицу Култукскую к параметрам магистральной улицы районного значения. Подобные преобразования ждут также улицы Фридриха Энгельса - на участке от улицы Декабрьских Событий до улицы Баррикад, Софьи Перовской, Подгорной.

            Что касается движения общественного транспорта, то тут тоже ведется планомерная работа. Еще три года назад мы перераспределили потоки на остановке Центральный рынок - часть автобусных маршрутов пустили по улице Софье Перовской - и это в значительной мере позволило разгрузить центр города. Сегодня рассматриваем внедрение выделенных полос для общественного транспорта с приоритетом движения на регулируемых пересечениях. Такая практика успешно используется в передовых городах России.

            Однако необходимо четко понимать: количество транспорта возросло сегодня настолько, что вопрос пробок на дорогах не решить при помощи только строительства новых полос и расширения существующих. Городу необходимы умные светофоры, интеллектуальное регулирование потоков движения. Именно поэтому мы ведем работу по внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением в Иркутске. Она призвана увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, уменьшить предполагаемые задержки в движении транспорта и время прохождения маршрута. И, самое главное, повысить безопасность дорожного движения для всех участников.

            - Планируется ли вводить дополнительные маршруты общественного транспорта через Академический мост? Какие? В настоящее время запущен троллейбус в Университетский - почему был выбран именно этот микрорайон?

            - Маршрут был запущен в ноябре 2019. Ему присвоен №5, он следует от остановки "Сквер им. Кирова". Протяженность маршрута составляет порядка 17,5 км. Для его организации было проложено около 4 км новых кабельных линий, установлено почти 300 опор, а также построена и введена в эксплуатацию вторая в России инновационная тяговая модульная подстанция.

            Направление было выбрано в связи с многочисленными обращениями горожан. Свердловский район стремительно развивается - там ведется активная застройка, возводятся новые жилые комплексы. И мы в обязательном порядке учитываем эти факторы в своей работе.

            Вообще говоря, городской общественный транспорт востребован иркутянами. Так, в прошлом году муниципальным транспортом было перевезено 80 млн человек и более 30% из них - это пассажиры троллейбусов и трамваев. Поэтому в планах - запуск троллейбусов в Ленинский округ. В следующем году должны начаться работы по проектированию контактной сети по маршруту "Иннокентьевский мост - ул. Олега Кошевого - ул. Розы Люксембург - 21-й Советский переулок" и обратно: "ул. Баумана - 18-й Советский переулок - ул. Розы Люксембург".

            В этом году мы открыли также три новых муниципальных автобусных маршрута - это №11к ("Бульвар Постышева - Ц. Рынок"), №46 ("мкр. Березовый - ул. Воровского - Авиазавод") и №51 ("СНТ "Наука" - Узловая - СНТ "Наука"). По просьбам горожан продлили ряд существующих маршрутов. Так, например, маршруты №28, №28р, №10к теперь ходят до остановки "проезд Морской" (ул. Полярная), №10 - до мкр. Березового, №20 - до улицы Пискунова. В зимнее время планируем организовать движение по маршруту №29 "Ц. Рынок - СНТ "Наука" и №34 "Ц. Рынок - Ерши". Также, в ближайшее время планируем запуск маршрутов №17 ("мкр. Солнечный - ул. Волжская - мкр. Солнечный"), №21 ("Аэропорт - Ж.Д. Вокзал (через пр. Рабочее)"), №41 ("5-й Советский переулок - ул. Ленина"), в будущем году - автобусного маршрута №70 от "Н.И. ТЭЦ" до Аэропорта.

            - Планируется ли обновлять парк МУП "Иркутскэлектротранс" и "Иркутскавтотранс"? Может ли мэрия позволить себе покупать новые трамваи? Насколько обоснованно брать в парк старые трамваи, которые ранее эксплуатировались в Москве?

            - Работу по обновлению автопарка наших муниципальных предприятий ведем уже не первый год, несмотря на откровенно непростые экономические условия. На сегодня в ведении МУПов находится более 70-ти трамваев, порядка 80-ти троллейбусов и 200 автобусов. В прошлом году было закуплено шесть новых автобусов и пять троллейбусов на автономном ходу. На линию дополнительно вышли десять трамваев. В этом году мы приобрели еще два автобуса с низким полом, оборудованных для маломобильных групп населения, а также девять троллейбусов.

            Хочу особо подчеркнуть: развитие транспорта в Иркутске, в первую очередь, имеет социальную направленность. Городские маршруты работают там, куда коммерческие перевозчики выходить не хотят. В прошлом году частники повысили плату за проезд до 20 рублей, а в вечернее время пассажиры вынуждены платить и того больше - 25 рублей. Однако поездка на городском транспорте по-прежнему остается 15 рублей. Несмотря на то, что сегодня это достаточно сложно.

            Что касается приобретения новых трамваев - тут вопрос тоже не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Новые вагоны не могут ходить по существующим трамвайным путям. В данный момент, как вы понимаете, город не в состоянии себе позволить их переложить.

            Некоторое время назад шли горячие споры по поводу того, нужны ли Иркутску трамваи как транспорт в принципе. Моя точка зрения - нужны. И она подкрепляется цифрами: поток пассажиров, которые пользуются трамваями, превышает количество тех, кто ездит на троллейбусах: 18,6 млн человек в сравнении с 11 млн. Так что трамваи очень и очень востребованы иркутянами. К слову, мы не покупаем подержанные вагоны - правительство Москвы передает трамваи на безвозмездной основе. И все они соответствуют техническим требованиям.  

            - Дмитрий Викторович, чье мнение является для вас авторитетным - среди иркутских политиков, экспертов, и федеральных?

            - Знаете, я убежден: кумиров на политической арене быть не должно. Но, несомненно, есть те, с кого можно и нужно брать пример. И примером такого авторитетного и достойного политика для меня был и является первый губернатор Юрий Ножиков. Он очень много сделал для нашего региона, для сплочения людей. Это человек твердых, четких убеждений и принципов.

            Самое важное, по-моему, в его политической деятельности было то, что он объединял людей для созидательной работы, а не делил их по "политическим квартирам". Юрий Абрамович был высокообразованным человеком, знакомым с трудами по философии, психологии. Он отмечал, что в политической жизни, к сожалению, нормой являются личные симпатии и антипатии, приязнь и неприязнь. Но он четко знал, что о политическом лидере судят не потому, что он сам говорит о себе. И не потому, что о нем говорят недоброжелатели и политические соперники. Критерий здесь только один - реальные достижения, действия и поступки лидера. Вот почему в его команде были разные люди. И еще, он терпеть не мог лицемерие, надменность, жульничество и показуху.

            - Вы не жалеете, что пришли в политику?

            - Я изначально шел не в политику. Изначально шел, чтобы трудиться. И, думаю, в общем и целом, мне это удается. Да, несомненно, были какие-то ошибки, недочеты. Но все-таки нам удалось проделать весомую практическую работу.

            Начиная с 2015 года, в областном центре было благоустроено 86 общественных пространств, приведено в порядок около 1 тыс. дворов. Посмотрите, как преобразились за это время остров Юность набережная у ледокола "Ангара", залив Якоби. Мы вернули историческую справедливость такому значимому месту для иркутян, как "Иерусалимская гора". В буквальном смысле обрели новую жизнь территории, которыми десятки лет вообще никто не занимался! Это и Академгородок, и территория ИВАТУ. А наши так называемые "отдаленные районы"? Кто бы мог подумать, что сегодня Ленинский округ станет одним из самых динамично развивающихся в городе?

            Мы построили и ввели в эксплуатацию 21 детский сад, шесть новых зданий школ, капитально отремонтировали еще три школы. Также возвели и капитально отремонтировали пять крупных спортивных и оздоровительных комплексов.

            У нас есть результаты, которые были отмечены на федеральном уровне. В прошлом году наш Иркутск был признан лучшим областным центром Сибирского федерального округа по качеству городской среды. В этом году - Иркутск стал лауреатом Премии в области качества жизни, присуждаемой Финансовым университетом при правительстве РФ в номинации "Повышение качества жизни населения, развития культуры и образования".

            Наши проекты по благоустройству пространств и дворов входят в Федеральный Реестр лучших практик. Это же касается и проектов по строительству социальных объектов. Так, проект школы №69 в "Эволюции" входит в Федеральный Реестр типовых проектов строительства. То есть разработки наших иркутских проектировщиков используются на территории всей страны. Более того, все проекты наших новых школ и детсадов, которые мы построили в последние годы - вошли в федеральный реестр экономически эффективных проектов.

            Но для меня главная оценка нашей работы - это отклики земляков, иркутян. И вот еще что важно: сегодня нам удалось выстроить по-настоящему конструктивный диалог с горожанами - честный и открытый. Вспомните, еще несколько лет назад у людей вообще не было доверия к власти. Нам эту ситуацию удалось переломить. Развитие Иркутска идет исключительно при поддержке жителей нашего города. Программы и проекты, реализуемые муниципалитетом, предварительно широко обсуждаются городским сообществом - будь то благоустройство двора или более масштабные проекты. Их реализацию также контролируют сами жители. И каждый иркутянин может принять личное участие в этих процессах.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще