Эксклюзив 25 декабря 2019 г. 15:48

Ректор ТГАСУ Виктор Власов: "Мы стали вузом полного цикла"

Ректор ТГАСУ Виктор Власов: "Мы стали вузом полного цикла"

Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) ведет как научную, так и практическую деятельность. Вуз участвует в конкурсах на проектирование и обследование объектов по стране, занимается сохранением архитектурного наследия, но не забывает и о продвижении в рейтингах по научной части. О том, с какими результатами университет подходит к 2020 году, агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал ректор Виктор Власов.

                 - Виктор Алексеевич, ТГАСУ участвует в различных рейтингах вузов. Как университет продвигается по ним? Какие вызовы стоят перед университетом в связи с участием в рейтингах? Какие направления планируете наиболее активно развивать для продвижения?

               - Существует много рейтингов, мы стараемся по возможности участвовать в них. Критерии оценки везде разные, где-то нам удается продвигаться вперед. Среди российских рейтингов, конечно, мы участвуем в ранжировании "Эксперт РА": в 2019 году здесь мы поднялись на 76 строчку, что на 21 позицию выше, чем в 2018 году. В Национальном рейтинге университетов "Интерфакса" мы занимаем второе место среди архитектурно-строительных вузов, недавно вошли в первый расширенный Московский международный рейтинг вузов "Три миссии университета" в интервальной группе 1101-1200 в мировом рейтинге и в 59-74 среди российских вузов. Это первый глобальный рейтинг, который рассматривает третью миссию университета.

               Вообще в любом российском рейтинге мы входим в топ-100, если смотреть на более узкое ранжирование, то среди технических вузов - часто в топ-50. В мировых рейтингах попадаем в первую тысячу. Конечно, мы не имеем такого масштабного финансирования, как томские вузы, входящие в программу 5-100, но, тем не менее, мы стремимся продвигаться в рейтингах. В Шанхайский, думаю, не попадем, поскольку там совсем другой уровень, но в комплексной программе развития ставим себе задачу попасть в рейтинг QS к 2022 году. При этом вхождение в рейтинги не должно становиться для университета самоцелью. Это важно с точки зрения привлечения абитуриентов, "видимости" и престижности вуза в других регионах и за рубежом, но ни один рейтинг не способен абсолютно объективно оценить работу конкретного вуза. В этом плане важно смотреть на место вуза не в одном рейтинге, а в нескольких, а самому университету необходимо отвечать на глобальные вызовы современности.

               Кстати, наша деятельность оценивается не только посредством рейтингов, но и министерством науки и высшего образования РФ. По данным ежегодного мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, который проводит департамент государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики министерства, ТГАСУ имеет все показатели в "зеленой" зоне. Среди оцениваемых параметров, в частности, образовательная, научно-исследовательская и международная деятельность университета.

               - Вы упомянули комплексную программу развития вуза. Как вы оцениваете ее выполнение?

               - Естественно, это не гладкая доска, на которую встал и поехал. Есть моменты, связанные с опережением запланированных графиков, а есть моменты, где мы отстаем. Постоянно появляются новые проекты, мы обновляем программу. Она состоит из семи базовых проектов и семи целевых. В целом программа выполняется примерно на 85%. Мы видим движение вверх по сформированным направлениям. При этом, например, социальная программа у нас перевыполняется - это все то, что связано со спортивными соревнованиями, самодеятельностью студентов, праздниками. На некоторые проекты не хватает финансирования, но в целом год заканчиваем хорошо. Работаем в меру наших возможностей.

               - Недавно в Томске активно обсуждалась концепция Большого университета. Что ТГАСУ может сделать в этом создаваемом объединении?

               - Мы видим себя в нем как архитектурно-строительный вуз. Наша задача - это дизайн, архитектура, создание университетских проектов, в том числе совместных. Мы и раньше работали в этом направлении, но теперь это будет целевая работа, связанная с созданием Большого университета.

               Вообще в Большом университете есть два крупных направления, которые собственно и делают его большим. Первое - это объединенная инфраструктура, а вторая - совместная деятельность. В первом направлении имеется в виду, например, единая библиотечная сеть с общим читательским билетом, а также офис, связанный с интеллектуальной собственностью. Это центры пользования оборудованием, например, Томский государственный и Томский политехнический университеты имеют заметное финансирование, наши аспиранты смогут пользоваться тем оборудованием, которое приобретают эти вузы. В этом преимущество участия в Большом университете для средних вузов. Во втором направлении речь идет о совместных проектах, сетевых программах. Кстати, в Госдуму внесен законопроект о сетевом образовании, если он будет принят, то мы сможем дышать полной грудью. Мы за совместные проекты, наше участие в них - это все, что связано с градостроительством, привязке к городской среде. У нас есть специалисты по этим вопросам. Мы готовы работать с НИИ и другими университетами в рамках этого большого проекта.

               - В этом учебном году в ТГАСУ впервые прошел масштабный день карьеры, в нем приняло участие несколько сотен студентов. Какие выводы вы сделали по итогам этого мероприятия? Какие направления больше всего интересуют студентов? Какие компании активнее всего интересуются студентами?

               - Да, в этом году у нас прошел широкомасштабный день карьеры. В нем приняли участие самые разные компании, в том числе из других регионов. Это республика Татарстан (ПАО "КАМАЗ"), Тюменская область (ПАО "Сургутнефтегаз"), Красноярский край (АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнева, город Железногорск), Кемеровская область (АО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз"", ООО "ПК Стройиндустрия").

               Мы готовим различных специалистов, которые затем идут работать и в нефтегазовую сферу, и в строительную, и в ЖКХ, и во многие другие. Поэтому к нам приехали компании широкого спектра специализации. Этим днем карьеры я как ректор остался доволен. Был большой спрос со стороны студентов и со стороны работодателей. Дело в том, что мы хотим повысить процент трудоустройства наших выпускников, сейчас он находится на уровне 75%, хотя еще недавно был на уровне 85%. Нам важно выйти вновь на высокие цифры. В том числе эта работа поможет повысить место университета в рейтингах, но главное, конечно, чтобы все ребята были при деле.

               В следующем году, я думаю, мы сделаем эту карьерную кампанию еще шире, потому что видим спрос на такие мероприятия. Мы видим статистику, когда компании при трудоустройстве выпускников обращаются к нам за подтверждением диплома (это нормальная практика), такие запросы приходят из самых разных регионов, в том числе из-за рубежа.

               - Что вы можете рассказать о научных разработках вуза в 2019 году? Какую роль в них играют студенты?

               - Студенты активно участвуют в разработках, причем для их стимулирования мы проводим соответствующие конкурсы. Помимо наших конкурсов студенты участвуют и в конкурсах других структур. Например, в этом году у нас завершился исследовательский проект "Моделирование слоистых композиционных материалов, содержащих интерметаллические фазы с L12 сверхструктурой" в рамках конкурса "Проведение инициативных исследований молодыми учеными" Российского научного фонда. Проект выполнялся под руководством молодого ученого ТГАСУ Яны Липатниковой.

               Многие талантливые студенты получают повышенную стипендию, в основном это те, кто с младших курсов увлекается научной работой. Большинство разработок связано с материаловедческой тематикой - материалами, которые используются при строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Например, можно выделить интересную работу "Исследование тепло-массообменных процессов при интенсивном твердении бетонов в условиях регионов Сибири. Крайнего Севера и Арктики". Безусловно, это актуальная работа, сейчас широко обсуждаются Арктика и возможности строительства различных объектов в экстремальных условиях. Пока это научная разработка, но мы отрабатываем различные методы. Есть ряд опробованных методик - прогрев бетона, использование специальных смесей, но необходимо доведение технологии до стадии промышленного использования.

               Наш университет - прикладной, мы активно работаем над сохранением архитектурного наследия. Кстати, мы недавно выиграли грант на разработку проектно-сметной документации реконструкции Томского краеведческого музея, будем работать над этим проектом. В этом году мы не раз выполняли контракты в области сохранения архитектурных ценностей, в том числе для других регионов: Иркутской и Кемеровской областей, Красноярского края. Это непростая работа, но наши ученые справляются с ней.

               - В связи с научными разработками нельзя не вспомнить о вашем проекте "экспериментальный километр". Можно ли уже что-то сказать о результатах работы ремонта, который планировался на четырех участках дороги общей протяженностью 1 км?

               - Да, была идея построить экспериментальный километр, мы выбрали участок, в этом году изучали грунты. Сейчас мы прорабатываем техническое задание на укладку дороги - какие именно материалы использовать, решаем другие вопросы. План действий таков: в следующем году эта дорога будет укладываться, причем мы заложим в нее датчики. В 2021 году снимем параметры - как дорога "дышит" и себя вообще чувствует. Если материалы поведут себя хорошо, то по новым технологиям затем и будет вестись строительство. Проект рассчитан на удлинение срока службы дорог в 1,5-2 раза. Мы стремимся к этому, разрабатываем новые покрытие.

               Вообще сейчас иначе стали строить дороги: если раньше было больше связующего материала, дороги были гладкими и мягкими, то теперь речь идет о другом составе: используется больше щебня. Да, дорога более шероховатая, но она теперь лучше "стоит", срок службы минимум 5 лет, а раньше - 3 года и все, колея, разбитость шипами, дорогу нужно переделывать.

               В Томской области изучать дороги необходимо куда более тщательно, чем это делается сейчас, а при укладке учитывать районирование. Наш регион сильно различается по районам, грунтам: где-то болота, где-то сыпучесть, где-то вспучивание. Наши ученые по заданию Росавтодора провели работу по уточнению и детализации дорожно-климатического районирования, выделив 112 дорожных районов Западной Сибири. Часть выводов уже нашла свое отражение в стандартах дорожных организаций.

               - Тем не менее, мы видим, что ТГАСУ как хозсубъект пропускает довольно много закупок на проектирование. Идет очень много тендеров, например, на проектирование ж/д Кызыл-Курагино. Почему проходите мимо? Ресурсов не хватает?

               - Мы проводим большую практическую работу, причем часто направленную на решение интересов жителей Томска. Например, мы обследовали Коммунальный мост, это очень важная работа, поскольку его необходимо срочно ремонтировать. Сейчас другая компания уже разрабатывает проектно-сметную документацию. Как только они завершат эту работу, необходимо будет сразу приступать к капитальному ремонту.

               Отвечая на ваш вопрос более подробно, могу сказать, что мы, конечно, не все выигрываем. Мы работаем в правовом поле, платим всю зарплату "в белую", у нас просто нет возможности соревноваться с небольшими компаниями, которые могут себе позволить занизить цену ниже себестоимости и потом где-то "ужаться". С точки зрения потенциала и профессионализма мы имеем все возможности работать над различными проектами.

               - Еще в 2017 году вы говорили, что вуз готов не только проектировать, но и строить, возводить объекты. Приступил ли университет к каким-либо работам такого рода?

               - Мы уже строим. Мы стали вузом полного цикла, можем делать любые работы, начиная от замеров на земле и заканчивая возведением сооружений. Самое главное - мы будем привлекать ко всем работам студентов. Если раньше мы отправляли их на практику в другие организации, то теперь они могут пройти ее на тех объектах, которыми занимается университет. Например, один из заказов ТГАСУ - стадион на севере региона, будем также делать школу, речь, конечно, не о таких больших школах, как строятся в городе, а о сельских учебных учреждениях. Мы в таких работах выполняем функции заказчика, нанимаем субподрядчика.

               - Раз вы теперь ведете весь цикл работ сами, то, наверное, и на своих объектах тоже. Когда будет отремонтирован 3 корпус университета?

               - Нет, здесь мы только своими силами справляться не планируем. Наш учредитель - это Министерство, все корпуса принадлежат государству. Здание начало "сыпаться", мы вывели персонал из него, практически всех переселили в "красный" корпус. Я написал письмо министру о необходимости ремонта корпуса, он наложил на него резолюцию "поддержать". Сейчас мы заканчиваем внутреннее обследование здания, проводим экспертизу. После этого составим отчет, на его основе будет подготовлена проектно-сметная документация. И только затем начнется капитальный ремонт корпуса. Сейчас мы пока не можем сказать, что именно будет сделано и сколько это будет стоить, сначала нужно подготовить проект. В любом случае, надеемся, что в следующем году Министерство выделит средства на эти работы.

               - В одном из прошлых интервью вы говорили, что хотели бы благоустроить Соляную площадь, возле которой располагаются корпуса вуза. На какой стадии находится этот проект?

               - Мы уже объявили конкурс по этому проекту, причем ждем предложений от студентов. Посмотрим решения, видение студентов, а затем будем уже согласовывать проект с городской администрацией. В наших мечтах поставить здесь стелу строителям, потому что пока ее в городе нет, есть только стела стройотрядам. Мы хотим сделать здесь небольшой парк, причем, конечно, так, чтобы все благоустройство вписалось в стиль окружающих исторических зданий.

               Вообще я как ректор архитектурно-строительного университета хочу, чтобы у нас появились новые общественные пространства. У нас много подготовленных проектов, есть свое видение того, как сделать то или иное место в городе полезным для людей. Многие наши разработки связаны с жизнедеятельностью города и области.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще