Эксклюзив 19 апреля 2010 г. 17:15

Вице-президент Союза архитекторов России Петр Анисифоров: "Сохранение архитектурного наследия - это вопрос на все времена"

Вице-президент Союза архитекторов России Петр Анисифоров: "Сохранение архитектурного наследия - это вопрос на все времена"

На вопросы агентства "Интерфакс-Сибирь" отвечает вице-президент Союза архитекторов России, председатель Алтайской организации Союза архитекторов России, директор творческой архитектурной мастерской, лауреат премии "Золотая Капитель" Петр Анисифоров.

- Петр Иванович, 7 апреля текущего года администрация Барнаула утвердила новый генеральный план города, предполагающий финансирование в сумме более 17 млрд рублей. Насколько, по-вашему, реалистичен этот документ в контексте современной действительности Алтайского края?

- Генплан - это самый основной стратегический градостроительный документ в жизни города. Это важно для всех: для городской архитектуры и администрации, для инвесторов и застройщиков, для всех жителей. В нынешнем генплане, который во многом перекликается с предыдущими планами, предусматривается решение основных проблем города. Однако не все задачи, запланированные проектировщиками, реализуются в силу того, что архитектура находится в прямой связи с экономикой страны и развитием региона в целом. К примеру, еще в генплане 1938 года в Барнауле был предусмотрен Обской бульвар – выход с проспекта Ленина на набережную Оби. К сожалению, до сих пор задуманное не удалось реализовать. Поэтому могу сказать только, что намечаются правильные направления в развитии города, однако будут ли они реализованы – целиком и полностью зависит от экономической составляющей региона.

- Какие специалисты-архитекторы работали над нынешним генпланом?

- Над проектированием Барнаула с 2000 года работают архитекторы из Санкт-Петербурга. Проектировщики Алтайского края принимают участие только в обсуждении проекта и сборе исходных данных. Мне до сих пор непонятно, почему к разработке важнейшего городского документа не привлекаются местные специалисты. Могу сказать, что у нас очень профессиональные архитекторы и хорошая мастерская генпланов. На мой взгляд, лучшим специалистам из северной столицы России хватает и местных проектов. Однако так решила городская администрация.

- Какие сложности, с вашей точки зрения, есть в архитектурном облике Барнаула?

- Большой проблемой является отсутствие набережной. Хотя ее создание предусматривалось в большинстве спроектированных генпланов. Однако каждый раз реализация задуманного останавливалась по экономическим причинам. Рано или поздно у города все-таки появится своя набережная. Другой проблемной ситуацией является засилье рекламных растяжек на архитектурных памятниках края. Фасад здания ни в коем случае нельзя портить - это показывает уровень культуры. Я считаю, что неприлично закрывать рекламой архитектурные ансамбли. Ведь лучше интеллигентно и красиво пригласить в здание, нежели хамски кричать о предлагаемых товарах и услугах. Более того, рекламные задачи очень часто меняются, но здание всегда остается. Такое безобразие со стороны заказчиков и исполнителей – уровень культуры и зеркало нашего времени. Интересна в этом отношении политика специалистов из Санкт-Петербурга, где лучше, чем в других частях страны сохраняется архитектурное наследие.

- Кстати, что именно делается у нас в регионе для того, чтобы сохранить архитектурное наследие края?

- Это сложный вопрос на все времена. Опять же все упирается в экономику. Многие памятники государство не может довести до хорошего состояния в силу ограниченности бюджета. Государство может только повесить на памятники таблички об особом статусе сохранности того или иного объекта, потому что на все архитектурные памятники в нынешних условиях бюджета просто не хватает. Выходом из такой ситуации может стать передача памятников инвесторам в долгосрочную аренду с необходимым обременением и гарантийными обязательствами. Все эти процессы выхода из финансовых трудностей также зависит от культурного уровня жителей. Безусловно, здание должно жить, тем более в Барнауле – у нас здесь особая историческая зона.

- Петр Иванович, вы работали не только в Алтайском крае, но и далеко за его пределами и за рубежом. Расскажите, какие тенденции проявляются в современном архитектурном облике городов и Барнаула в частности?

- По всей России сейчас в большинстве своем тенденции характеризуются потоком новых строительных материалов и технологий. В этом смысле, наконец, нам открылись лучшие технологии мирового качества. Наш город отличается тем, что в нем есть историческое ядро, то есть свой масштаб относительно человека. Конечно, Барнаул – не мегаполис, но все же присутствует торжественность в представительной планировке зданий: этот стиль мы стараемся сохранять. Однако это напрямую связано с конкретным местоположением архитектурных объектов. Что касается новых микрорайонов города, то, безусловно, там уместен совершенно новаторский стиль, не связанный с традициями исторической зоны. Архитектурными традициями представлен в Барнауле проспект Ленина: он имеет свой масштаб и лицо – это украшение и визитная карточка нашего города. Такие традиции, которыми представлена эта улица, надо сохранять и продолжать в современной архитектуре. Красота и уют нашего города в том, что он имеет свою тишь. Проектировщикам и архитектором необходимо понимать, что это замкнутое уютное пространство надо виртуозно сохранить.

- Не разрушают ли это пространство так активно строящиеся торговые центры в Барнауле?

- Строительство торговых центров – это также зеркало состояния общества. От этого нам с вами никуда не деться - такова экономическая потребность. Хорошо, когда торговые площадки строятся на профессиональном градостроительном уровне и вписываются в общий архитектурный облик города. Страшно, когда это делается вопреки образу города. Чтобы достичь гармоничности архитектурного ансамбля, необходимо иметь очень специфический подход. Вообще, тема торговых центров актуальна для любого города, в том числе и европейского. Выходом из таких сложностей стала активное и масштабное увлечение урбанистикой - разделом экономической географии, занимающимся комплексным анализом и изучением проблем, связанных с функционированием и развитием городских центров. Приходится дополнительно предусматривать несколько уровней здания и дополнительные стоянки, так как ситуация с автомобилизацией достаточно проблемная для любого города.

- И как можно решить эту проблему?

- К примеру, в крупных европейских городах есть уже несколько уровней автостоянок, в частности под землей. Этим вопросом и нам придется активно заниматься, потому что число автомобилей растет, а ставить их негде. Между прочим, когда разрабатывались генпланы 80-х годов по планировке центральной части города, инженеры-транспортники кричали о большой автомобилизации. В генпланах это было предусмотрено, но реализовать не удалось опять же по экономическим причинам. Это боль всех развитых городов, и Барнаул сейчас тоже переживает эту напряженную ситуацию.

- Как вы относитесь к принципу "точечной застройки", который активно используется в Барнауле?

- Это объективная реальность, от нее никуда не уйдешь. Свободной территории в городе практически нет, а застройка комплексов микрорайонов возможна только на свободной территории. Между тем центральная часть города застроена большим количеством старых домов - это очень дорогостоящая территория, которая со временем будет также осваиваться. Так как у нас нет возможности комплексной застройки, то единственный вариант успешной точечной застройки - виртуозность и профессиональность построек. Нельзя, чтобы строение оказывалось "наглым" и чужеродным в общем градостроительном ансамбле. У застройщиков Барнаула, конечно, есть такой грех. Связано это с тем, что любой инвестор из полученного куска земли хочет выжать максимум возможностей. Отсюда идет вечное противоречие желаний и возможностей.

- Как долго будет в ходу принцип "точечной застройки"?

- Он будет актуален всегда. Однако и строительство микрорайонов, и точечная застройка всегда будут присутствовать параллельно. Ведь одним видом застроек реализовывать градостроительные планы невозможно. В советское время такой проблемы не было, так как был один заказчик и единый бюджет. Советское градостроительство считалось самым лучшим в мире, потому что был один заказчик – государство, поэтому и была возможность единого планирования застроек. Сейчас, когда присутствуют разные собственники и инвестиции, планировать застройку территорий вдвойне сложнее.

- Петр Иванович, насколько, на ваш взгляд, реалистичны планы начала строительства районов Барнаула на правом берегу Оби?

- Я считаю, что рано или поздно Барнаул с правой стороны Оби сольется с Новоалтайском. По времени нельзя дать точного ответа – все зависит от экономической ситуации в стране. В градостроительном плане это обязательно произойдет. Конечно, в данном случае необходимы большие инженерные затраты на обеспечение каналов, обязательных для защиты территорий от подтопления. Также необходимо учесть обязательное присутствие большого количества зелени, что будет обеспечивать чистоту воздуха.

- Какими крупными проектами своей мастерской вы бы отметили ушедший год и чем занимаетесь на данный момент?

- Честно приходится сознаться, что нынешнее время у нас, в среде архитекторов, очень сложное. Какими бы мы ни были оптимистами, с каким бы воодушевлением не смотрели на будущее, но кризис дошел и до проектной сферы, причем особенно основательно - в этом году. В 2009 году мы много занимались старыми доработками, а также новыми заказами. В частности, мы выполнили проект музея Германа Титова в селе Полковниково: прошли экспертизу и завершили проект. В данный момент уже проводится тендер на строительство. Но этот интересный и ответственный проект – федерального значения. Также мы разрабатывали проект реконструкции сереброплавильного завода, построенного еще при Акинфии Демидове. Позднее хозяин территории сменился и не смог освоить все, что было наработано. Еще мы проектировали планетарий на реке Барнаулке: были очень хорошие календарные графики и настрой. В этом случае реализованный проект также остановился на стадии неопределенности. В целом, если выстраивать лестницу экономических отношений, то проектная сфера находится примерно в середине. Строительство полностью остановилось, а соответственно и проектное дело. Сейчас в основном идут единичные заказы в тендерной сфере. К сожалению, барнаульские архитекторы так же почувствовали кризис, как и специалисты в других городах. По данным Союза архитекторов, минувший год по сравнению с 2008 годом показал, что заказы проектирования упали на 60%. В текущем году, думаю, будет еще сложнее. Сейчас мы дорабатываем старые проекты, потому, что есть вечные темы, которыми нравится заниматься, которые не зависят от кризиса – это церкви. По нашему проекту строится храм в Ижевске (Удмуртия): мы постоянно ведем переговоры и делаем корректировки. Также сейчас мы ведем переговоры по проектированию храма на урановом руднике в Чите.

- Почему знаковым направлением для вашей мастерской стали церкви?

- В1981 году я закончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Сразу после окончания я занимался разработкой проектов генпланов и охранных исторических зон Бийска. Мне вообще это очень нравится - изучать уникальные достижения в произведениях архитектуры в строительном плане. В свое время основательно изучал подземные планы Змеиногорска, горнорудные комплексы края и все, что с этим связано. Все культурные сооружения связаны с духовностью. Наиболее всего эта духовность сконцентрирована в церквях. Ведь в конце 80-х стало возможным максимально приблизиться к церкви: был откровенно поставлен вопрос передачи бывших церквей в достояние общественности. С тех пор я не изменяю этому направлению – считаю, это определено судьбой. Спроектировали мы достаточно много церковных сооружений. Однако судьба большинства из них мне неизвестна. К примеру, мы проектировали часовню на русском кладбище в Германии. После того, как сдали всю документацию, в отношении его реализации возникли трудности, и установилось затишье. Точно могу сказать, что по нашим проектам построено более 10 церквей.

- Петр Иванович, есть ли у вас предположения, каково будущее у архитектуры в Алтайском крае?

- Думаю, что очень хорошее. Одна из объективных предпосылок к этому – возможность получить высшее архитектурное образование, не выезжая за пределы края. Раньше талантливые люди уезжали из Алтайского края на учебу в Свердловск, Новосибирск, Санкт-Петербург, и, как правило, оставались там. Сейчас появилась неплохая возможность у природой одаренных людей получить образование и реализовывать свои творческие искания в Барнауле. Причем архитектурное образование в Алтайском крае находится на высоком уровне: первые выпуски уже работают и неплохо показали себя в проектах, по которым уже построены здания. Однако все зависит от желания самих людей учиться: если оно велико, то у них вполне есть шанс прикоснуться к тайнам архитектуры.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще