Эксклюзив 20 октября 2010 г. 14:24

Глава Solagran Son А.Курганов: "Производство фармпрепаратов в Томской ОЭЗ начнется в 2013 году"

Глава Solagran Son А.Курганов: "Производство фармпрепаратов в Томской ОЭЗ начнется в 2013 году"

            Solagran Ltd. был основан в Мельбурне в 1995-м году группой австралийских предпринимателей и российских ученых. Фундаментом компании стала интеллектуальная собственность и ноу-хау российских лесобиохимиков, приобретенная австралийской стороной, традиции и история разработок которых начались еще в 30-е годы прошлого столетия. Ныне Solagran - публичная компания, занимающаяся производством и продажей Bioeffectivеs (современных продуктов из хвойной зелени) в Австралии, странах Юго-Восточной Азии и России. О нынешнем положении дел в компании и планах на будущее мы беседуем с руководителем российского дивизиона Solagran‘а - гендиректором ООО "Солагаран Сан" Александром Кургановым.

            - Александр Кузьмич, насколько нам известно, недавно в компании произошли структурные изменения. Расскажите, пожалуйста, о них.

            - Компания Solagran организовала на территории России несколько юрлиц, в которых работает около 200 человек. В мае-июне произошла реорганизация российского дивизиона в единый холдинг, во главе которого стоит ООО "Солагран Сан" (Solagran Son) со 100%-м участием австралийской Solagran Ltd. Таким образом, удалось выстроить более понятную для акционеров систему. Она стала более прозрачна, стали ясны причинно-следственные связи, подчиненность юрлиц и их сотрудников.

            В холдинге созданы структуры, которые занимаются производством фармацевтических препаратов, реализацией продукции, инвестпроектом. В связи с этим произошли изменения и в составе акционеров основного производственного актива холдинга - SibEx (ООО), мощности которого расположены в селе Семилужки под Томском. Российские акционеры (менеджмент SibEx‘а), владевшие 15% в уставном капитале компании, обменяли свою долю на часть акций Solagran Ltd. Таким образом, весь российский дивизион подчинен холдингу Solagran Son.

            В структуре холдинга есть фирмы и организации, связанные с Solagran Son договорными отношениями. Например, ОАО "Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга" выпускает фармакологическую субстанцию и конечную форму препарата из нашего сырья. Есть также Санкт-Петербургская лесотехническая академия, выполняющая большой объем научно-исследовательских работ для нашего холдинга.

            - Какими проектами занимается Solagran в других странах?

            - Уже сегодня наши продукты, помимо Австралии, присутствуют на рынках Новой Зеландии и Малайзии. Но компания имеет серьезные амбиции и на рынках Юго-Восточной Азии. Это связано с появлением партнера в Индонезии - Антони Салима (Salim Group). Только в Индонезии Салим имеет 3,5 тыс. собственных магазинов, ему принадлежит пищевой концерн. Группа планирует продавать новую линейку продуктов с нашими биологически активными добавками из хвои сосны, ели и пихты, размещая их в сети магазинов в Джакарте, по стране и в других странах региона. Проект реализуется совместно с томской компанией "Арт-Лайф".

            Кроме того, Solagran проводит переговоры по продолжению развития косметической линии с одной из известных швейцарских компаний - CRB.

            На австралийском же рынке мы реализуем сейчас два продукта - хвойный комплекс, который зарегестрирован как природный антиоксидант медицинского назначения, и водную фракцию углекислотного экстракта пихты сибирской.

            - Как продвигается реализация инвестпроекта в Томской особой экономической зоне?

            - С целью реализации проекта в ТВЗ создано ООО "Солагифт", которое является резидентом Томской ОЭЗ и реализует в ней проект нового фармацевтического производства.

            На сегодня в России нет предприятий, где бы осуществлялась из растительного сырья столь сложная и комплексная органическая экстракция. Да и в мире таких производств немного. Например, израильская Teva производит свои продукты путем органической экстракции из набора трав. Нами реализована первая в мире технология получения длиноцепочечных изопреноидных спиртов из хвои. И такой технологией не обладает никто в мире.

            Генеральным проектировщиком и генподрядчиком строительства выступает чешская Favia. Ранее эта компания уже занималась строительством предприятий в Казани, в Нижнем Новгороде и в Томске ("Фармстандарт-Томскхимфарм").

            В настоящее время проектные работы идут по плану, и в декабре мы выйдем на госэкспертизу, а в мае 2011 года рассчитываем начать строительство на Южной площадке ОЭЗ. У нас там есть участок площадью 2,4 га, на нем разместятся административное здание, цех производства готовых лекарственных форм, здание технологии и склад готовой продукции. Также у нас будут своя котельная, гаражный комплекс, пожарный водоем и очистные сооружения. Суммарная площадь всех зданий - 15 тыс. кв. м, из них административное здание - около 2 тыс. кв. м.

            Чешскую компанию и на проектирование, и на строительство нам пришлось пригласить потому, что в России сегодня нет структур, которые могли бы спроектировать комплекс в соответствии со стандартом GMP - Good Manufacturing Practice. У Favia есть и сертификат GMP, и опыт проектирования таких производств в России.

            В силу сложности технологических процессов - в отличие от многих фармацевтических производств - мы должны будем получить заключение Ростехнадзора по нефтехимии. Это означает, что хотя на нашем производстве и не такие большие объемы опасных веществ, как, например, на нефтеперерабатывающем заводе, но им уделяется пристальное внимание со стороны надзорных инстанций.

            - Какие компании будут на субподряде в строительстве?

            - Favia будет генеральным подрядчиком строительства. На субподрядке по строительству будет финская компания Ruuki, а в технологии - словацкая Noving. Кроме того, на этапе проектирования мы привлекаем российские компании "Пластполимерпроект" и "Сибирьнефтестрой".

            Что касается поставщиков оборудования на новое производство, мы, в первую очередь, отталкиваемся от необходимости соответствия GMP, поэтому какое-то оборудование у нас, в любом случае, будет из-за рубежа. Но мы планируем привлечь и местных производителей - кемеровский "Химмаш", томский "Арт-Лайф Техно", Ремонтно-механический завод Сибирского химкомбината (РМЗ СХК - ИФ).

            - Когда предполагаете завершить строительство в ОЭЗ, и какие объемы производства будут на новой площадке?

            - В 2013 году введем в эксплуатацию первую очередь производства. Это будет производство мощностью 250 кг полипренола в месяц, а также - в годовом выражении - 30 тонн хвойного комплекса, 20 тонн провитаминного концентрата, 100 тонн водной масляной фракции пихты сибирской. Все эти субстанции планируется выпускать здесь же в готовых лекарственных формах, всего будет 10-15 наименований препаратов. Чтобы лучше представить себе объемы производства - это примерно 250 тыс. флаконов, или порядка 40 тыс. курсов лечения серьезных заболеваний ежемесячно.

            Продукция будет поставляться на отечественный рынок, а также за рубеж - в Австралию, на рынки Юго-Восточной Азии. Ведутся консультации с партнерами в США и ряде европейских стран.

            - А каков объем инвестиций?

            - Заранее сложно говорить, точные цифры будут только по окончании проекта. Но сейчас можно сказать, что это близко к $40 млн. Но это только первый этап. Реализация второго этапа начнется следом, в 2013 году. У нас во всех зданиях в ОЭЗ предусмотрены площади для дальнейшего расширения производства.

            В целом же у Solagran‘а есть далеко идущие планы по тиражированию завода, который будет строиться в Томске. После запуска производства в России предполагается строительство таких же производств в Финляндии и Канаде.

            - Ощущаете ли Вы выгоды от участия в реализации проекта Томской ОЭЗ? Что компании дает статус резидента?

            - Мы - еще на начальном этапе, поэтому в полной мере все выгоды ощутить пока сложно. Но мы сознательно шли в особую экономическую зону. Мы понимаем, что ОЭЗ нам предоставляет преференции, которые, если перевести в "прямые деньги", составят около $7 млн за период до 2013 года. При этом мы не говорим о налоговых преференциях – речь, в основном, о той инфраструктуре, которая резидентам предоставляется - дороги, коммуникации, что очень важно на начальном этапе реализации столь большого, ответственного и финансово емкого проекта, аналогов которому в мире нет.

            - Есть ли проблема с сырьем? Сколько леса вам нужно для того, чтобы производить 250 кг полипренолов? Есть ли контракты на лесоотведение?

            - У нас к сырью серьезное требование. Наша новая разработка состоит из селекционого сырья, где 55% составляет сосна обыкновенная (Pinus Sylvestris) и 45% - ель европейская (Picea Abies). Непосредственно лесозаготовкой мы не занимаемся, но мы сотрудничаем с лесозаготовителями - с достаточно широким спектром компаний. Дело в том, что нам не всякое сырье подходит. Например, для производства нашего нового продукта не подходит сосна из междуречья Томи и Оби. А вот сосна из Причулымья, из Первомайского района Томской области отвечает всем требованиям. Всего же, к вашему сведению, на территории нашей страны произрастает более 170 видов сосны, и хвоя каждого из них обладает разными лечебными свойствами.

            Вообще же для получения одного килограмма полипренолов необходимо около 5 тонн хвои, а это - около 20 кубометров леса, если считать в "стволах". Но древесина нам не нужна, она интересна лесозаготовителям. А мы забираем то, что валяется у них буквально под ногами и создает проблемы при очистке лесных делян.

            Требуемые для нашего производства объемы лесозаготовок в регионе существуют, но, опять же, нам не всякая хвоя нужна. В связи с этим мы думаем над созданием мобильных установок, которые были бы способны производить первичный концентрат наших продуктов в местах лесозаготовок по всей Сибири. Такой проект обсуждался президентом Solagran‘а Вагифом Султановым с полномочным представителем президента РФ в СФО Анатолием Квашниным в конце прошлого года, и сегодня сотрудники компании работают над его реализацией.

            - Как обстоят дела на существующем производстве в пригороде Томска?

            - Сегодня возможности площадки в Семилужках - это около 30 кг полипренолов в месяц. Мы много проводим там исследовательской работы, и за 1,5 года, которые прошли с момента пуска завода, нам удалось удвоить выход полипренолов из исходного сырья за счет различных новых технологических решений. Мы - первопроходцы в этом процессе, нам не у кого учиться, но сегодняшняя эффективность производственных достижений нас очень радует.

            В это производство компанией Solagran уже проинвестировано более $20 млн. В целом же инвестиции в Россию составили $45 млн, в том числе эти средства пошли на создание производства, организационной структуры, торговой структуры, развитие предприятия, проведение исследований.

            - Недавно вы вывели на российский рынок первый свой лекарственный препарат, который используется для лечения заболеваний печени (гепатопротектор). Как обстоят дела с продажами и каковы сейчас объемы его производства?

            - К сожалению, продажа фармпрепаратов на нашем рынке – не простое дело. У нас этот препарат рецептурный, а возможности рекламы для такого рода препаратов отсутствуют. Верный путь - это просветительская работа с врачами, но и здесь возможности для деятельности медицинских представителей новыми законами ограничены. Мы можем общаться с врачами только за рамками рабочего времени.

            Еще один путь - попадание в федеральные программы, участие в их разработке с учетом тех или иных нозологий (болезней - ИФ). Но это очень трудоемкий и долговременный процесс. Программ таких много - это и наркологические программы, и онкологические, и лечение гепатитов. В основном сейчас в этих программах представлены иностранные гепатопротекторы с побочными действиями. Однако вынужден констатировать, что наше предложение - включить в стандарты лечения инновационный отечественный препарат без побочных действий и с высокой эффективностью - пока в Минздраве не услышали, что очень огорчает. Россия должна гордиться этим препаратом по следующим причинам: во-первых, это природный препарат, который выделяется практически без нарушения природной структуры. Во-вторых, не выявлены его побочные эффекты. В-третьих, он эффективен не только как гепатопротектор, но и при лечении когнитивных расстройств и деменций по типу Альцгеймера. Наконец, аналогов его в мире нет.

            Тем не менее, департаменты здравоохранения сибирских регионов начали включать его в список рекомендуемых лекарственных препаратов. Но рынок Сибири - очень маленький рынок для прорыва, необходимо подключать и столичные регионы.

            Как бы то ни было, мы сегодня продаем на уровне 100 курсов этого препарата в месяц, до конца года стоит задача выйти на уровень продаж 1 тыс. курсов в месяц. Это, конечно, совсем крохотный объем, учитывая количество больных теми болезнями, которые можно лечить этим препаратом. Компания проводит программу исследований применения препарата. Сейчас он поставляется в аптечные сети и клинические учреждения Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска и Кемерово.

            - Есть ли у вас какие-то контакты с медицинскими университетами?

            - Недавно мы заключили договор о стратегическом партнерстве с Сибирским государственным медицинским университетом (СибГМУ), который берет на себя проведение обширных клинических исследований применения нашего препарата. Кроме того, университет проведет подготовку кадров и большую исследовательскую работу биологической и фармакологической активности других продуктов компании. Мы же, в свою очередь, будем выплачивать стипендии студентам и научным сотрудникам. В целом мы вместе хотим создать новое представление в биохимии и разобраться роли полипренолов в долихоло-фосфатном цикле.

            - Когда начнутся клинические исследования этого препарата?

            - До конца года мы планируем завершить разработку дизайна (проекта - ИФ) исследований. Мы поставили для себя высокую планку прохождения этапов доказательной медицины. И в следующем году их начнем. Исследования будут организованы СибГМУ, в них будет участвовать очень много клиник. То, что мы планируем провести, - это фундаментальные исследования, в которых могут быть задействованы до 1 тыс. больных. Это - высокая мировая планка. Таких исследований в истории отечественной фармакологии никто не проводил.

            Также мы продолжаем проводить исследования этого препарата не только как гепатопротектора, но и по другим нозологиям. Если его положительное действие подтвердится, то для других нозологий будут выпускаться отдельные препараты, но все они - на основе уже существующего.

            - Александр Кузьмич, в заключение могли бы вы дать общую оценку нынешнему и будущему положению вашей компании на мировом рынке БАДов и лекарственных препаратов?

            - Сегодня Solagran - инновационная компания, которая специализируется на разработке безвредных фармацевтических продуктов из сырья, созданного самой природой. Это новое поколение натуральных лекарственных препаратов. И в стремлении человечества к натуральному наша компания - первопроходец с огромным потенциалом.

            Плюс ко всему, наша компания соответствует и двум основным направлениям реорганизации российской экономики - и программе модернизации, инновационной политики государства, и программе реформирования здравоохранения.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще