Эксклюзив 27 июля 2015 г. 12:05

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Б.Ларин: "Лучший правозащитник для вас - это вы сами"

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Б.Ларин: "Лучший правозащитник для вас - это вы сами"

            В интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Борис Ларин рассказал, какие права жителей нарушаются чаще всего, почему в регионе недостаточно правозащитных организаций и насколько развита в регионе правовая грамотность.

            - Борис Владимирович, алтайским омбудсменом Вы являетесь с 2013 года. Поменялось ли за это время число обращений жителей региона к уполномоченному по правам человека? Какое количество жителей обратились к Вам за помощью в текущем году?

            - Количество обращений к уполномоченному из года в год существенно не меняется. Последние годы в Алтайском крае к уполномоченному поступает примерно 2 тыс. обращений ежегодно. В прошлом году их было 1977. В этом году количество обращений несколько выросло - примерно на 10%. В первом полугодии к нам обратилась 1 тыс. 26 человек. Мы прогнозировали такую ситуацию. На наш взгляд, она связана с известными экономическими проблемами. Увеличилось количество обращений с просьбами оказать материальную поддержку, жалобами на работодателей, которые несвоевременно выплачивают или неправильно рассчитывают заработную плату. Но в целом эти проблемы находят разрешение. По нашим просьбам органы государственной власти, прежде всего, службы социальной защиты и труда помогают людям, снимают напряжение в этой сфере.

            - На что жалуется большинство жителей, которые обращаются к Вам? Удается ли решать их проблемы?

            - Больше всего обращений в этом году, как и в предшествующие годы, касаются проблем в сфере ЖКХ, исполнения жилищного законодательства. К сожалению, количество обращений из года в год в этой сфере не снижается. Однако меняется их направленность. Раньше люди обращались по поводу отсутствия горячей воды, проблем с теплоснабжением и тому подобных. Сегодня поступает больше обращений с просьбой предоставить жилье, провести капитальный ремонт дома, отселить из аварийного здания. На мой взгляд, это связано с тем, что подобные проблемы в последние годы стали решаться в стране и в крае. Раньше не отселяли никого, капитально не ремонтировали дома - и обращений было мало. Как только программы начали работать, количество обращений увеличилось. Люди видят, что эти вопросы можно решить.

            В зависимости от особенностей года иногда появляются новые темы в обращениях граждан. Так, в прошлом году были обращения, связанные с паводком. У нас около 300 тыс. человек попали в зону подтопления, и более 50 тыс. из них получили поддержку от государства. Сейчас эта проблема тоже приобретает актуальность в связи с тем, что край получил деньги на капитальный ремонт зданий и жилых домов, пострадавших от паводка. Население в связи с этим активизировалось - все хотят получить эту помощь, даже те, кто не имеет на нее права. Но мы разбираемся с каждым случаем.

            В прошлом году, наверное, впервые со времен Второй мировой войны край принимал беженцев с Украины. Около 1,5 тыс. украинцев "осели" в Алтайском крае за 1,5 года. Некоторым их них мы оказывали и продолжаем оказывать помощь и поддержку. Ведь людям надо легализовать свое пребывание, каким-то образом обустроиться. Мы внимательно относимся к этим проблемам, и многим уже удалось помочь.

            - Много ли поступает обращений о проблемах, решение которых не находится в Вашей компетенции?

            - Наверное, 10-15% от всех поступивших жалоб. Прежде всего, это жалобы на решения судов. В основном такие просьбы идут из мест заключения. Все дело в том, что только федеральному уполномоченному предоставлено право запроса материалов из суда, их анализа и, возможно, возбуждения нового рассмотрения по вновь открывшимся обстоятельствам. Региональный уполномоченный пока таких прав не имеет.

            - Есть ли среди обращающихся к Вам жителей люди, которые не смогли решить свою проблему в Алтайском крае и обратились за помощью в Европейский суд по правам человека?

            - За последние 2 года точной информации о жителях, обратившихся в Европейский суд по правам человека, у нас нет. Есть одна категория граждан, которые пытаются получить некие преференции после решения Европейского суда по правам человека. Я имею в виду лиц, которые содержались в местах принудительного содержания в конце 90-х - начале 2000-х годов, когда условия содержания в них не соответствовали требованиям Европейского суда. Эти люди сейчас пытаются получить документы, подтверждающие это, пройти судебные инстанции у нас в стране и обратиться в Европейский суд, который может назначить выплату компенсации за моральный вред. Такие случаи были у нас несколько лет назад в Бийске. Было и решение Европейского суда по бийскому изолятору временного содержания и следственному изолятору, однако сейчас ситуация изменилась. В Бийске построен изолятор временного содержания, который отвечает всем требованиям, в том числе Европейского суда по правам человека. В учреждениях УФСИН тоже порядок наводится достаточно хороший.

            - Наверняка к Вам часто обращаются граждане, недостаточно хорошо знающие нормы законодательства. Как Вы оцениваете уровень правовой грамотности жителей Алтайского края, их способность отстаивать свои права самостоятельно?

            - Однозначно оценить, грамотны ли наши люди в правовом плане или нет, достаточно сложно. Могу сказать, что с каждым днем, месяцем и годом правовая грамотность населения повышается. Для этого в крае проводится большая работа. Мы выступили инициаторами приятия в Алтайском крае уже второго комплексного плана работы по правовому просвещению жителей. Проводим достаточно большое количество лекций, бесед, консультаций. Прежде всего, стараемся работать с молодежью, как с людьми, которые не только сами приобретают правовые знания, но и могут оказывать содействие гражданам в получении знаний, проведении правовых консультаций.

            Ежегодно проводим конкурсы среди студентов, участвуем в различных мероприятиях. К примеру, мы принимали участие в работе форума "Алтай. Точки роста - 2015". Вместе с нашим молодежным парламентом реализуем проект "Юристы населению", в рамках которого выезжаем в отдаленные районы, где обсуждаются с молодежью различные правовые вопросы.

            На мой взгляд, уровень правовой грамотности жителей, конечно, еще не достаточный. Полагаю, что тут нужно еще работать. Хотя иногда к нам обращаются люди очень подготовленные.

            - Наши жители способны самостоятельно защищать свои права?

            - Я всегда говорю, что лучший правозащитник для вас - это вы сами, и вы должны понимать это. Никто вас не защитит лучше, чем вы сами. Надо знать нормы права, надо уметь отстаивать свои права и уметь их защищать. В этом ничего сложного нет, так как наша судебная система работает, суд доступен для каждого человека.

            - Борис Владимирович, если говорить о полномочиях омбудсменов в регионах, то достаточно ли их для того, чтобы решать проблемы жителей на месте, не доводя их до компетенции федерального уровня?

            - Хотелось бы получить право ознакомления с материалами некоторых судебных дел. На мой взгляд, это было бы полезно и для нас, и для граждан, и для судей. Пока такие права, как я уже отмечал, имеет только федеральный уполномоченный. Мы таких прав на региональном уровне не имеем.

            По инициативе президента весной этого года приняты законы, согласно которым полномочия региональных омбудсменов были серьезно расширены. Благодаря этому статус уполномоченных по правам человека в субъектах РФ теперь закреплен в федеральном законодательстве, чего не было раньше. При рассмотрении жалоб граждан мы получили право контроля за деятельностью некоторых федеральных структур. Это серьезное расширение наших возможностей по защите прав граждан.

            - Как Вы оцениваете работу чиновников региона в решении проблем жителей? Вы длительное время работали в органах государственной власти, а теперь призваны защищать права жителей. Как выглядят наши чиновники "со стороны"? Как часто они пренебрегают интересами жителей края?

            - Тут ситуация меняется. Я бы не сказал, что "чиновник" и "человек" - понятия несовместимые, как у нас принято считать. Думаю, что ситуация меняется в лучшую сторону. Во-первых, после принятия федерального закона, который регулирует порядок обращения граждан и деятельность государственных, муниципальных служащих при рассмотрении обращений, ситуация сдвинулась с места. После принятия закона о государственных и муниципальных услугах, введения административных регламентов о предоставлении этих услуг стало понятно, в какие сроки, каким образом государственный или муниципальный служащий должен рассматривать обращения людей и решать вопросы по предоставлению услуг. Теперь предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений. Наши государственные и муниципальные служащие понимают, что несут прямую ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому качество рассмотрения обращений граждан, разрешения их, на мой взгляд, ежегодно повышается. Хотя к нам поступает достаточно большое количество жалоб на действия должностных лиц. Но это больше относится к правоохранительным структурам и отдельным органам местного самоуправления.

            - К правоохранительным?

            - Да! К сожалению, из года в год мы отмечаем достаточно большое количество жалоб в отношении сотрудников правоохранительных органов. Зачастую они не находят своего подтверждения после проверок, но есть и такие, после рассмотрения которых сотрудники привлекаются к ответственности. Более того, возбуждаются уголовные дела. Речь идет о фактах превышения полномочий, необоснованного применения физической силы в отношении задержанных. В этом году я с удовлетворением могу констатировать, что количество жалоб на деятельность сотрудников правоохранительных органов несколько уменьшилась: за первое полугодие мы получили на 41 жалобу меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

            - Как у Вас выстроена работа с ведомствами в регионе? Насколько охотно они взаимодействуют с Вами в решении текущих проблем?

            - У меня нет особых проблем с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти. Все очень внимательно относятся к обращениям уполномоченного. Может быть, не всегда нас удовлетворяет конечное решение, но это зависит от целого ряда обстоятельств. Иногда просьбы, с которым обращаются люди, не могут быть разрешены в силу закона. Но конфликтных ситуаций не возникает.

            Наши отношения часто обусловлены наличием специальных соглашений, заключаемых между уполномоченными и федеральными структурами. Так, у нас есть соглашение с ГУВД, управлением миграционной службы, управлением Роспотребнадзора и другими. В рамках этих соглашений мы выстраиваем совместную работу.

            С региональными структурами вообще никаких проблем нет. Я имею возможность еженедельно информировать губернатора края Александра Карлина о проблемах - и не вижу тут трудностей. Александр Богданович всегда откликается на информацию, которую мы предоставляем ему, и дает соответствующие поручения, если эта информация заслуживает внимания.

            - Недавно Вы принимали участие в заседании координационного совета уполномоченных по правам человека в Сибири. Расскажите, пожалуйста, какие проблемы там обсуждались? Что в настоящий момент актуально в работе системы уполномоченных?

            - Все проблемы, которыми занимается уполномоченный, априори актуальны, так как они вытекают из состояния общества, тех обращений и жалоб граждан, которые к нам поступают. Даже если проблема касается одного человека - она актуальна, и мы должны внимательно к этому относиться. Совет впервые проводился с участием федерального уполномоченного Эллы Памфиловой и полпреда в СФО Николая Рогожкина. В регионах проблемы очень похожи. Детально обсуждались, к примеру, проблемы в области ЖКХ. Наш коллега из Республики Алтай внес предложение предоставлять жилье льготным категориям граждан в первые 5 лет не в собственность, а по договору социального найма. Это связано с тем, что, по оценкам специалистов, жилье, которое предоставляется льготным категориям граждан, зачастую в скором времени перепродается, сдается в аренду, а проблема остается.

            Поднимались вопросы, связанные с нарушениями миграционного законодательства. Я недавно посещал наш специальный центр для лиц, которые подлежат административному выдворению, и отметил проблему, актуальную для всех регионов. Дело в том, что при наличии документов на депортацию там содержатся много лиц, которые не могут быть депортированы ввиду отсутствия средств у судебных приставов. Буквально вчера меня проинформировали, что все люди, на которых уже оформлены документы, из нашего центра депортированы. Эту проблему удалось решить благодаря вмешательству федерального уполномоченного и полпреда.

            - А какую проблему на Совете поднимали Вы?

            - Я выступал по теме социального страхования. Давно поднимаю вопрос предоставления санаторно-курортных путевок нашим льготным категориям граждан. Он заключается не в том, что там мало денег, а в том, что надо менять саму систему. Сегодня получается так, что этих путевок настолько мало, что их распределяют только по решению судов. Фонд социального страхования свою функцию фактически не выполняет. К примеру, в этом году они должны распределить 2,5 тыс. путевок, а у них только 2 тыс. 800 неисполненных судебных решений. Понятно, что получат путевки только те, кто обратился в суд. Это неправильно.

            Есть проблемы с предоставлением средств реабилитации инвалидам. К сожалению, месяцами они не могут получить отдельные услуги.

            Вопросы есть и по защите прав жителей, подвергшихся воздействию в результате испытаний на Семипалатинском полигоне. Особенно это касается жителей Казахстана, которые переезжают к нам и вынуждены вновь здесь доказывать свой статус потерпевших. А нужно-то всего заключить соглашение между Россией и Казахстаном о взаимном признании прав таких людей. Николай Евгеньевич на Совете пообещал, что будет поднимать эти вопросы в соответствующих федеральных структурах.

            - Борис Владимирович, достаточно ли в Алтайском крае правозащитных организаций? Насколько успешно они работают в деле защиты прав человека?

            - Если говорить откровенно, то ни количество, ни качество их работы сегодня в крае не является достаточным. Есть несколько молодежных организаций, которые стараются работать с населением, оказывают поддержку. Неплохо работают наши студенческие юридические клиники при вузах. Союз молодых юристов России неплохо работает. Молодежный парламент много внимания уделяет этим вопросам. Но, на наш взгляд, этого недостаточно. Хотелось бы, чтобы у нас появилось больше компетентных организаций. К примеру, как региональное отделение Ассоциации юристов. Это солидная организация, которая постоянно работает с гражданами в общественных приемных и органах государственной власти.

            К сожалению, появляются в таких организациях и мошенники. Под прикрытием общественно полезной деятельности людей иногда обманывают и юристы. Мы вместе с правоохранительными органами недавно довели до суда дело в отношении организации "Правозащитник", руководитель которой обманул пенсионерку, забрав у нее 30 тыс. рублей, но так и не появился в суд защищать ее интересы. Такие случаи редки, но они есть, и это опасно. Люди верят правозащитникам, а если уж они будут их обманывать, то это очень плохо. Мы боремся с этим нещадно и будем защищать людей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще