Эксклюзив 25 апреля 2016 г. 18:16

Проректор по учебной работе Томского госуниверситета В.Демин: "Если человек хочет получить лучшее образование, он должен обязательно изучить возможности вуза"

Проректор по учебной работе Томского госуниверситета В.Демин: "Если человек хочет получить лучшее образование, он должен обязательно изучить возможности вуза"

            О том, как Томский госуниверситет (ТГУ) ведет поиски "своих" студентов среди талантливых школьников, о развитии вуза и новых образовательных решениях в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал проректор ТГУ по учебной работе Виктор Демин.

            - Виктор Валентинович, давайте начнем наш разговор с места зарождения отношений между будущим студентом и вузом - со школы. Когда начинается поиск талантливой молодежи, которую хотел бы видеть ТГУ среди своих студентов? Какие у вуза есть способы привлечения к себе внимания школьников?

            - Мы уже давно поняли, что этот поиск нужно начинать как можно раньше. Как мы знаем, многие корпорации начинают работать еще в детском саду с родителями. Мы стараемся работать, начиная с младших классов, для этого у нас есть соответствующая инфраструктура, методики и люди. Работа начинается примерно с пятых классов, в частности, в нашем интернет-лицее есть материалы и для младших классов, и для старшеклассников. В основном это работа со школами, с общим образованием - здесь у нас работает целая система различных взаимосвязей, взаимоотношений и мероприятий.

            В качестве примера можно привести работу, которая проводится в совете по развитию образовательного пространства Томской области. Это такой совет, который был создан в прошлом году, им руководит вице-губернатор Томской области Чингис Акатаев, работу совета курируют два замминистра образования РФ - Наталья Третьяк и Екатерина Толстикова. В него входят два томских ведущих университета, один из которых - ТГУ. Основная деятельность совета заключается в том, что два больших и конкурентоспособных университета открывают свои ресурсы для школьников, и примерно по полгода каждый из них делает свой проект, который этому бы способствовал. Ресурсы представляются все - и образовательные, и электронные. Идея работы ТГУ заключается в том, что ресурсов у вуза действительно много, их можно открыть, но главная задача - мотивировать школьников. Надо, чтобы школьник захотел зайти на образовательный сайт, портал, где эти ресурсы расположены. Вот тут начинается довольно сложная, кропотливая работа, которая ведется с младших классов и постоянно. Ведь если формировать интерес талантливых и мотивированных на получение знаний школьников, то делать это надо постоянно. Поэтому мы работаем со всеми школами Томска и Томской области, но у нас есть 70 школ-партнеров, с которыми мы работаем плотнее, чем с остальными: мы проводим различные конференции, специальные мероприятия для этих школ.

            Я думаю, что работу со школами надо разделить на две части: работа с преподавателями и работа непосредственно со школьниками. Мы понимаем, что работа с учителями может оказаться гораздо более эффективной, чем непосредственный контакт, встреча со школьниками. И поэтому довольно много мероприятий мы проводим для учителей, чтобы помочь им в методической работе, чтобы помочь в организации учебного процесса, повышении квалификации, организовываем различные конкурсы, которые стимулируют преподавателей. Конечно, большинство учителей в школах не нуждаются в стимулировании, они настроены на то, чтобы продвигать талантливых школьников. В этом наши интересы с учителями совпадают. Другое дело, что им нужно в этом помочь, дать им возможность привести школьника в университет, непосредственно к профессору. Работа с непосредственным руководителем, консультантом очень привлекает школьников и учителей - результат получается заметным. Часть мероприятий для школьников связана с тем, что мы предлагаем им проекты прямо в университете: выполнить исследование, выступить с ним на конференции. В частности, за последнюю неделю прошло два таких события. Одно из них - форсайт-конкурс "Профессия будущего", где участвовало несколько сотен школьников из Томской области, они обсуждали свое виденье развития образования. Когда школьники приходят в университет, они чувствуют себя здесь свободно, а не как если бы они пришли в какое-то заформализованное учреждение - это один из результатов работы, школьники "приживаются" в ТГУ.

            Есть работа со школами, а есть работа с олимпиадами. Это важная работа, потому что она изначально направлена на то, чтобы определять уровень и как раз выискивать, а затем поддерживать таланты. Та работа, о которой я говорил до этого - это не селекция талантов, а, скорее, их развитие. Она строится на постулате, что каждый ребенок талантлив по-своему, надо только понять, кто нужен нам, кто наш абитуриент, и дальше его вести. Олимпиады же немного по-другому построены, потому что это все-таки возможность для ребят показать себя, раскрыться, сравнить себя с общепринятыми уровнями или нормами. Речь, прежде всего, идет об олимпиадах, которые относятся к российскому совету олимпиад школьников. Это те олимпиады, победители которых получают преференции при поступлении. Там есть и 8-10 классы, но понятно, что всех больше интересуют 11 классы, потому что там эти преференции и реализуются. Хотя есть и накопительная система: если человек был победителем в 10 классе, то в 11 классе он пропускает предварительный этап. Например, одна из наших олимпиад называется "Открытая региональная межвузовская олимпиада" (ОРМО). В нынешнем году при поступлении засчитываются ее результаты по литературе и физике, но мы проводим ее по большему количеству предметов (математика, география, история). Часть олимпиад мы проводим с нашими партнерами. В частности, олимпиада по химии "Будущее Сибири" - ее проводим в партнерстве с НГТУ. Есть олимпиада, которую проводим по математике в партнерстве с Северо-восточным федеральным университетом, есть олимпиада с МГУ ("Ломоносов"), с МФТИ ("Физтех").

            На отборочном этапе организовано 135 региональных площадок, на заключительном - 91. Должен сказать, что по количеству участников превалирует наша олимпиада и "Будущее Сибири". Во всех олимпиадах у нас на первом этапе участвовало около 30 тыс. участников. Я бы не сказал, что это такое "сито", через которое если прошел, то "выжил", но это возможность для школьников попробовать свои силы. Что касается такого большого количества участников - 30 тыс. человек - то мы считаем, что все, кто хочет попробовать, могут это сделать. И это не значит, что олимпиада является лазейкой для поступления в университет каким-то особым способом. Там на каждом этапе победителей и призеров может быть не более 25%, а после двух этапов остаются чуть более 6% от общего числа участников, поэтому победителей и призеров-одиннадцатиклассников, которые имеют преференции при поступлении, в этом году получается примерно 600 человек. Победители и призеры - те люди, результаты олимпиады которых мы засчитываем при поступлении. Но тут есть еще одно условие: они должны написать ЕГЭ по этому предмету не менее чем на 75 баллов (из 100, то есть это такая "четверка с плюсом").

            Стоит отметить, что в этом году мы по-прежнему предоставим возможность студентам заработать дополнительные баллы за индивидуальные достижения путем участия в конкурсах и олимпиадах ТГУ, за волонтерство, спортивные достижения, значок ГТО, аттестат с отличием. Разработан пакет преференций для победителей и призеров олимпиад, высокобалльников, поступивших в ТГУ, например, повышенные стипендии. Для высокобалльников организованы также специальные мероприятия: зимняя ФМШ, Форум "Таланты Сибири", "Студеная лига". Кроме этого предполагается конкурс проектов, по результатам которого студенты с первого курса смогут получить финансирование для своих разработок. Таких преференций для мотивированных школьников с высокими баллами довольно много.

            - Школьники рано или поздно становятся абитуриентами. Если говорить об иностранных абитуриентах, есть ли у вуза нацеленность на какие-то определенные страны?

            - Отметим сразу, что абитуриент - ведь это не только тот, кто поступает на бакалавриат, но и в магистратуру. Если говорить об иностранных студентах, то в магистратуру к нам идут обычно на включенное обучение или программы двойного диплома. Всего совместных с зарубежными университетами магистерских программ у нас более 40. Кроме программ двойного диплома и включенного обучения, иностранных студентов мы принимаем по обмену, а также по квотам Минобразования.

            Среди зарубежных абитуриентов бакалавриата больше всего студентов из стран СНГ. По понятным причинам тут представлены, в основном, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Дело в том, что между Россией и этими странами есть соглашение, и они имеют право поступать у нас на бюджетные места. В 2015 году к нам поступило 580 студентов из стран СНГ. А вообще в ТГУ поступают, в зависимости от года, студенты из 35-38 стран. В итоге у нас в 2016 году обучаются 1 тыс. 653 иностранных студента.

            Возвращаясь к странам, участвующим в межправительственном соглашении, отметим, что мы больше нацелены на Казахстан. Там много русскоязычного населения, это большая страна. Они выбирают разные направления, включая гуманитарное, естественнонаучное, но если взять факультеты инженерной направленности, например, физико-технический, то там в некоторые годы до трети студентов из Казахстана.

            - А у студентов из дальнего зарубежья есть интерес к определенным направлениям?

            - Мы себя позиционируем как евроазиатский университет. На магистерские программы приезжают студенты из Европы (в основном на совместные программы и по обмену). По студентам бакалавриата мы ориентируемся больше на юго-восточную Азию, Китай, Индию, Вьетнам, Индонезию и Монголию. Такое разделение получилось само собой, по-видимому, из-за того, что мы ближе к азиатским странам. Еще одна причина - прагматические соображения. Например, студенты из Индонезии хотели бы к нам ехать, потому что при сравнении вариантов обучения в России и Австралии стоимость обучения у нас в несколько раз меньше при высоком качестве. Вьетнамцы едут к нам вследствие традиционной лояльности по отношению к России, и поскольку у них есть специализированные школы, где учат русский язык, многие едут учиться на русском языке, хотя есть и обучающиеся на английском, и их число будет расти. Вьетнамцы очень серьезно занимаются подготовкой кадров с высшим образованием, поэтому рассматривают ближайших соседей, куда можно отправить учиться студентов. Поэтому сейчас как раз проректор по международным связям ТГУ Артем Рыкун находится во Вьетнаме с деканом филологического факультета Татьяной Демешкиной, они тестируют потенциальных студентов, а также договариваются с ведущими университетами Вьетнама о создании совместных образовательных программ. Мы общаемся и с зарубежными рекрутинговыми агентствами, которые занимаются профориентационной деятельностью. Эта задача очень непростая, такой "десант", как сейчас во Вьетнаме - сложное в организационном плане событие. Мы часто участвуем в образовательных выставках, которые проходят в Китае, Монголии, Индонезии. В странах СНГ мы участвуем практически во всех крупных образовательных выставках, кроме этого, там есть соответствующие организации, которые занимаются подготовкой абитуриентов, мы с ними сотрудничаем.

            Пока основной интерес студентов из дальнего зарубежья - это языковая подготовка. Большинство из них едут на изучение русского языка, на филологическом факультете их довольно много. На изучение русского языка, литературы у нас есть серьезный запрос, например, от итальянских коллег, они готовы направлять к нам на обучение до 200 человек. В этом же направлении мы давно сотрудничаем с Китаем по технологии "2 плюс 2 года".

            Кстати, для иностранных абитуриентов мы недавно открыли подготовительное отделение. Приезжающие там обучаются, а потом поступают в университет. Там они готовятся в основном по русскому языку, но могут выбрать и другие предметы (математику, физику). Что касается неязыковых направлений, то пока это традиционно биология, геология, география, но сейчас все больше и больше поступает запросов, связанных с экономикой, менеджментом, IT-технологиями.

            - Это из-за активного развития IT-сектора в странах юго-востока Азии?

            - Да, по-видимому, в этом причина и запросов по компьютерной безопасности. Это признаки четвертой промышленной революции, основной чертой которой является то, что стираются границы между физической, биологической и цифровой реальностями. Сейчас никого не удивить виртуальной реальностью, биоинженерией. Многие запросы именно такие.

            - Если говорить о российских абитуриентах, есть ли какие-то регионы, которые более охотно едут в Томск ради поступления в ТГУ? Может быть, вуз сам больше смотрит в сторону определенных регионов?

            - Основной набор - это наш сибирский регион. Если говорить о бакалаврах, то в наше время и родители не приветствуют дальнюю учебу, и студенты стараются не очень далеко уезжать. Романтика остается, но есть жизненные и бытовые, финансовые вещи. Чем дальше человек учится, тем, с точки зрения финансов, это более затратно. Романтика романтикой, но если 30-40 лет назад можно было одинаково легко уехать учиться в Новосибирск, Киев, Ташкент или другой город СССР, то сейчас все-таки это не так просто. Люди стали прагматичными, мы это понимаем, поэтому основная наша аудитория в России - это сибирский регион, Томск и Томская область.

            При этом должен сказать, что в последнее время увеличивается количество абитуриентов, приезжающих из европейской части России. По сравнению с приезжими из других регионов их немного, но их число год от года растет. Мне кажется, что это связано с теми программами, которые мы предлагаем. Был, например, случай, когда абитуриент выбирал обучение по IT-направлению между московским, питерским вузом и нашим университетом. И выбрал ТГУ. Это тот идеальный абитуриент, который, прежде чем делать выбор, смотрит программы вузов, профили преподавателей. Если человек хочет получить лучшее образование, которое есть вокруг него, он должен обязательно изучить возможности вуза. Большинство же выбирает университет совсем по другому принципу - по совету друзей, родителей. В этом смысле приезд на учебу издалека - признак того, что все больше ребят начинают смотреть содержательно, что они хотят от обучения. И это, конечно, наш абитуриент. Я при первой встрече с абитуриентами обычно говорю: "Самое главное для вас сейчас - понять, зачем вы пришли в университет, что вы хотите получить в результате обучения. Тогда вы это получите. Если вы об этом не задумываетесь, то можете потерять самые счастливые годы". И такие абитуриенты появляются. Была история в прошлом году, когда девушка поехала в Москву сдавать документы в столичный вуз и где-то в районе Перми она поняла, что нет - ей нужно в Томск и поехала обратно. Мы пытаемся объяснить подобные случаи тем, что появляются абитуриенты, которые понимают, что они едут не в какой-то определенный город, а едут на определенную программу учиться у определенных людей. Это очень важно, и это особо ценные для нас абитуриенты. Появляются студенты, которых интересует, например, есть ли у специальности профессиональная общественная аккредитация или есть ли аккредитация по менеджменту качества. Я довольно давно связан с набором, и отмечаю, что именно сейчас появляются абитуриенты, которых интересуют такие вещи.

            - Есть ли ожидания по количеству студентов от грядущей приемной кампании?

            - Понемногу у нас увеличивается прием, в этом году он перевалил за 3 тыс. студентов на разные формы обучения. Упор мы делаем на то, чтобы основное увеличение шло по набору магистров. Сейчас мы набираем около 1 тыс. магистрантов, и это почти в 2 раза больше, чем в 2014 году, когда было 636. Как мы заявили в своей дорожной карте, мы стараемся увеличивать количество магистрантов и аспирантов. Пока количество аспирантов на том же уровне - около 200 человек. По бакалаврам в последние годы рост шел примерно на 200 человек в год.

            - Вуз готовится к реорганизации. Какие изменения уже происходят, и что будет с факультетами? Появятся ли новые направления?

            - Мы с прошлого года начали организовывать так называемые автономные магистерские программы, которые не относятся ни к кафедрам, ни к факультетам. Это пилотный эксперимент, но это - будущее. Схема такова: есть руководитель программы, он создает ее академический совет, состоящий из ведущих специалистов в данной области. Есть также заказчик программы - это будущий работодатель, ведь надо понимать, для кого мы готовим специалистов. В такую программу попадают как бюджетные, так и платные студенты. В нее привлекаются те преподаватели, которых академический совет считает наиболее квалифицированными и целесообразными для получения ожидаемых образовательных результатов для заказчика. В такой программе могут работать разные преподаватели с разных кафедр, разных факультетов и даже из разных университетов.

            В прошлом году мы запустили две такие магистерские программы: одна связана с интеллектуальным анализом данных и биоинформатикой, а вторая условно называется "Digital Humanities" - цифровое общество. Их объявили в июне, так как мы долго определялись, готовы мы или нет, но тем не менее, в итоге конкурс на них оказался 3-4 человека на место, они оказались востребованными, и туда пришли люди, которые не обязательно занимались именно вот этим направлением. Они пришли из разных университетов, из разных мест. В этом году мы запускаем еще пять таких автономных программ, они магистерские. Одна из них связана с изучением Арктики; вторая - с гуманитарной информатикой; третья - с развитием личности - психологией и генетикой; четвертая - с современным развитием, культурой и историей Сибири; пятая - с трансляционными химическими и биомедицинскими технологиями.

            Кроме того, мы запускаем и бакалаврскую программу, это пилотный проект. Мы ее запускаем на английском языке и надеемся, что она будет привлекательна не только для зарубежных, но и для российских студентов, так как большая часть абитуриентов приходит с приличным уровнем иностранного языка. Как правило, они ориентированы на дальнейшую работу в разных странах, поэтому логично проводить обучение на английском языке. Если магистерские программы мы пробовали, то тут - пилотный запуск. Конечно, есть уверенность в том, что она программа будет успешной, так как в программе есть соответствующие преподаватели, к ней идет хорошая подготовка.

            Если говорить о факультетах, то набор мы будем вести на направления в широком смысле этого слова - если мы говорим, что сейчас есть набор на управление персоналом, на экологический менеджмент, то в дальнейшем будет набор просто на менеджмент, а все остальное - профили, на которые потом ориентируется студент. Мы реорганизацию строим с направлением на это. Сейчас мы вплотную занимаемся институтом экономики и управления, там точно будут два бакалавриата - экономики и менеджмента. Если до сих пор люди могли поступать, например, на банковское дело, на торговое, то теперь они все будут бакалаврами экономики (или менеджмента), у них у всех будет написано это в дипломе. Поэтому они все должны будут получить высокий уровень базового образования за первые два года. А затем они должны будут определиться, что конкретно в экономике их интересует, что они хотят изучать. Кроме того, к этому времени они должны понять, где они хотят работать, от этого тоже зависит, какую образовательную траекторию себе выбрать. После этого они выбирают себе направление конкретней, но все еще достаточно широкое. А на четвертом курсе студенты будут себе выбирать совсем конкретную специализацию - профиль. Это та образовательная модель, которую мы реализовываем. После каждой такой ступени проходит независимая оценка. Одно дело, если бы студент хотел бы чем-то заниматься, другое дело - ему кто-то должен указать на его реальные возможности. Тогда и формируется тот образовательный путь, по которому студент хотел бы пройти. И у него есть возможность в течение бакалавриата попробовать разные варианты, если он не понял, что именно хочет. Основная задача - чтобы после бакалавриата человек осознанно попадал в магистратуру, а затем, возможно, в аспирантуру, уже понимая, для чего туда идет.

            Вся реструктуризация направлена на то, чтобы повысить качество специалистов, которых мы выпускаем, потому что сейчас все наши партнеры говорят, что им не нужен узкий специалист. Они хотят, чтобы он мог прийти и работать на предприятие, и при этом еще был культурным, знал язык, мог изложить свои мысли, мог работать в команде. У солидных компаний требования именно такие. Подготовка в классическом университете в таком случае имеет некоторые преференции. Но возможность выбора, тем не менее, есть. Если человек понимает, что ему необходимо получить дополнительные компетенции, чтобы попасть в определенную компанию, то ему надо научиться, например, рисовать. Для этого мы стараемся организовывать дополнительные возможности для образования: курсы по повышению квалификации, переподготовке, дополнительные курсы. Мы с прошлого года ввели так называемые кампусные курсы, которые проводятся в определенный день в определенное время, и на них могут прийти студенты с любых факультетов. К нам на них приходят около 200 человек, в том числе и из других вузов. Удивительное дело: когда мы опубликовывали каталог курсов, на которые студенты записывались, то самым популярным оказался курс масляной живописи, а также курс "Психология взаимоотношения полов". Как только дается возможность выбора, то узнаешь, что интересует наших студентов, кроме профессиональных дисциплин. Интересно смотреть, почему они выбрали то или иное направление.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще