Эксклюзив 30 ноября 2016 г. 18:27

Министр здравоохранения Иркутской области О.Ярошенко: "Регион перестал финансировать медицину по остаточному принципу"

Министр здравоохранения Иркутской области О.Ярошенко: "Регион перестал финансировать медицину по остаточному принципу"

             Сфера здравоохранения Иркутской области в текущем году была богата на резонансные события - объединение больниц, ликвидация психиатрического отделения в Александровском централе, существенное увеличение финансирования на капремонт и строительство объектов, масштабные закупки медицинского оборудования, а также смена 26 главных врачей. Подробнее об этом в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал министр здравоохранения региона Олег Ярошенко.

            - Олег Николаевич, 9 ноября исполнился ровно год, как Вы вступили в должность министра здравоохранения Иркутской области. Что удалось сделать за этот срок, какие проблемы регионального здравоохранения решить?

            - Год назад на установочной встрече губернатор Сергей Георгиевич Левченко поставил передо мной задачу - аккумулировать претензии, обоснованные жалобы, которые годами накапливались в Иркутской области к качеству, доступности, эффективности медицинской помощи, проанализировать их, выявить проблемы и принять меры по их решению. Как оказалось, одной из причин, порождавших снижение качества медпомощи, было состояние материально-технической базы - длительное время отрасль финансировалась по остаточному принципу. Имел место также кадровый дефицит и отсутствие у руководителей медицинских организаций личной мотивации, заинтересованности в улучшении качества обслуживания пациентов.

            Дело в том, что в 2013-2014 годах муниципальное здравоохранение было передано в областную собственность. К сожалению, можно констатировать, что на областном уровне за прошедшее время не удалось создать должную систему управления отраслью. Многие руководители медучреждений, не получив от регионального Минздрава четких и понятных установок, потеряли и тот контроль, который раньше был со стороны муниципалитетов. Это и привело к стагнации, резкому ухудшению ситуации в здравоохранении, что и вылилось в пиковую неудовлетворенность населения качеством медпомощи, что ярко показали социологические исследования осенью 2015 года.

            Решать эти две проблемы - материальную и кадровую - можно было только параллельно. Опору я нашел в здоровых силах Минздрава области, среди главных врачей и медицинского сообщества, которые тоже прекрасно осознавали ситуацию и хотели нормального, эффективного управления. Именно такая команда единомышленников помогла мне провести этот анализ, вскрыть проблемы и наметить пути их решения.

            - Если говорить про материально-техническую базу, то Вам удалось принципиально изменить отношение законодательной и исполнительной власти к финансированию отрасли?

            - С первых дней своего назначения я и среди коллег в правительстве Иркутской области и в Законодательном собрании региона вел достаточно бескомпромиссную кампанию под девизом, что не может здравоохранение финансироваться по остаточному принципу. Ведь на этот год в бюджете области было заложено лишь 4% от потребностей на капремонт медучреждений и закупку медицинского оборудования.

            Не секрет, что с 2006 года в рамках реализации указа президента РФ N323 по развитию Усть-Ордынского Бурятского округа в рамках объединения с Иркутской областью у нас строится ряд медицинских объектов. И, к сожалению, тот темп, который вначале был заложен, к 2010 году оказался потерян. Получились долгострои с 10-летним стажем. Мне пришлось разъяснять, что, во-первых, это указ президента - мы обязаны построить эти объекты. Во-вторых, это насущная необходимость развития медицинской помощи в округе. В-третьих, не выполняя взятые обязательства перед Федерацией, область лишает себя права на получение инвестиций для следующих проектов.

            У нас масса планов по строительству больниц, поликлиник. Только Иркутск, отдавая объекты здравоохранения области, передал нам свои проекты на 4 млрд рублей. И сейчас - два года прошло - город ставит вопрос: где эти объекты? А вы знаете, что строительство нормальной поликлиники - это 600-900 млн рублей, больницы - это уже за миллиард. И естественно за счет областного бюджета это не реально - только принцип софинансирования с федеральной казной. А у Федерации четкая позиция: коллеги, где исполненные обязательства по предыдущим проектам? Не выполнив их, мы не имеем не то что морального - законного права претендовать на софинансирование.

            Эта трудная, но правдивая картина достаточно позитивно сыграла на решение вопросов финансирования. В результате в этом году мы в Баяндае завершили строительство районной больницы, в Кутулике (Аларский район - ИФ) сдали первую очередь поликлиники. Пошло финансирование на строительство второй очереди районной больницы в Бохане. На 2017 год также заведены серьезные денежные средства. Благодаря консолидированным действиям губернатора, правительства и Заксобрания нам удалось переломить ситуацию, и надеюсь, что в 2018-2019 годах эти обязательства будут полностью выполнены, все объекты завершены.

            Кроме того, мы, наконец, закончили капитальный ремонт палатного блока N2 областной больницы в Иркутске. Эта тема тянулась с 2013 года. Нам во взаимодействии с министерством строительства области удалось мобилизовать подрядчиков, и 1 апреля текущего года все строительно-монтажные работы были завершены. Но встал другой вопрос - построили, теперь надо оснастить. Имеющееся оборудование не отвечало поставленным задачам. В блоке N2 расположены уникальные отделения хирургического и терапевтического профиля, в том числе онкогематологическое отделение, отделение анестезиологии-реанимации для больных с гнойно-септическими заболеваниями. Там спасают людей с тяжелейшими госпитальными инфекциями, и для каждого пациента должен быть отдельный бокс, оборудованный по последнему слову медицинской техники - это как целая космическая станция.

            Благодаря планомерной работе министерства здравоохранения Иркутской области и при поддержки губернатора, который выступил драйвером в этом вопросе, на октябрьской сессии Законодательного собрания депутатами единогласно положительно был решен вопрос о выделении дополнительно 232 млн рублей для оснащения блока N2. Мы оперативно провели тендеры, и вот уже сейчас современное оборудование поступает и монтируется в областной больнице.

            Всего в 2016 году благодаря последовательной работе на приобретение медицинского оборудования из областного бюджета путем его корректировок на сессиях Заксобрания было выделено на 316,9 млн рублей, или в 8,5 раз больше средств, чем в 2015 году.

            Кроме того, на июньской сессии Законодательного собрания были выделены дополнительно почти 30 млн рублей для проведения капитального ремонта Тайшетской районной больницы, Усольского родильного дома, Усть-Удинской районной больницы. Эти деньги уже находятся в работе и до конца года капремонты медучреждений будут завершены.

            В 2017 году из областного бюджета на капитальные ремонты и строительство объектов здравоохранения мы ожидаем более 500 млн рублей, в том числе около 268 млн рублей - именно на проведение капремонтов. Для сравнения в 2016 году эта сумма была всего 83 млн рублей.

            - В текущем году Иркутской областью впервые были направлены средства на закупку вакцин от гриппа. С чем это связано?

            - По сравнению с 2015 годом в 4,2 раза, или на 101,0 млн руб., были увеличены расходы на проведение иммунопрофилактики. Это позволило вакцинировать жителей Иркутской области от пневмококковых инфекций, против клещевого энцефалита, а также в полном объеме удовлетворить потребности Иркутской области по приобретению аллергена туберкулезного.

            Дополнительные средства также были направлены на приобретение противогриппозных вакцин для организации прививочной кампании среди населения Иркутской области, не входящего в группы риска в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Этот случай можно без преувеличения назвать уникальным, так как в нашей области это стало возможным впервые. Таким образом, мы полностью выполняем распоряжение министерства здравоохранения РФ о необходимости привить от гриппа 40% населения региона.

            - Вторая проблема регионального здравоохранения, по вашим словам, - квалифицированные руководящие кадры. В этом году сильный резонанс вызвала череда увольнений главврачей. Почему и каким образом это происходило? Чем были вызваны такие решения?

            - Действительно, за текущий год руководство сменилось в 26 медицинских и образовательных организациях, подведомственных Минздраву Иркутской области. Стоит отметить, что 13 человек уволились по собственному желанию, шесть - в связи с истечением срока трудового договора, семь человек были освобождены мною от занимаемых должностей в соответствии с п.2. ст. 278 Трудового кодекса РФ (по решению работодателя).

            В этом году мы ввели регулярные комиссионные заслушивания главврачей для оценки деятельности медицинских организаций с целью улучшения качества работы. В состав комиссии входят ведущие сотрудники Минздрава - я, как министр, мои заместители, руководители управлений и отделов министерства, главные внештатные специалисты-эксперты. В начале года с участием комиссии обсуждалась работа больниц и поликлиник, показатели которых были признаны неудовлетворительными по итогам 2015 года. Руководителям, получившим серьезные замечания, были определены сроки устранения нарушений и назначены даты повторного заслушивания. Тем, кто не справился с поставленными задачами ни с первой, ни со второй, ни с третьей попытки, было предложено освободить посты.

            Хочу отметить, что так же комиссионно принимается решение о назначении того или иного кандидата на должность главврача. Конкурсный отбор проходит открыто. В открытых источниках, в том числе на официальном сайте министерства здравоохранения Иркутской области, публикуется информация о вакансии. Принять участие в конкурсе может любой желающий, соответствующий квалификационным и образовательным требованиям. После изучения резюме комиссия проводит собеседования с соискателями, по итогам которого принимает решение. При этом учитывается их знание нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения, владение ситуацией как в медицинской отрасли региона, так и в конкретном медучреждении, и предложения по ее улучшению.

            Кроме того, сейчас в Минздраве области формируется резерв управленческих кадров. На мой взгляд, наиболее оптимальным для вхождения в должность руководителя является возраст от 35 до 48 лет. Это тот период, когда человек уже сформировал определенный опыт, так скажем, разогрелся перед серьезным стартом и готов совершить качественный карьерный прыжок.

            Отдельно хочу подчеркнуть, что у нас есть руководители крупных медицинских организаций с большим жизненным и профессиональным опытом, которые дадут фору молодым руководителям и в масштабности планов, и в ежедневной кропотливой работе, и в устойчивом запросе на саморазвитие.

            - Сейчас идет процесс объединения медучреждений в Усолье-Сибирском. Расскажите, какие цели ставит Минздрав? Планируется ли подобным образом реорганизовать больницы в других муниципалитетах региона?

            - Наша основная цель - повышение качества и доступности медицинской помощи для сохранения максимально возможного уровня здоровья каждого жителя региона. Поэтому, принимая какие-либо решения, мы в первую очередь оцениваем, насколько удобно это будет пациентам, какие плюсы им это принесет. Кроме того, нам хочется, чтобы медицинские специалисты работали в комфортных условиях, имели возможность профессионально расти и развиваться, совершенствуя тем самым и систему здравоохранения в целом.

            В декабре 2015 года в Минздраве области с учетом активной позиции депутатов Заксобрания была разработана "дорожная карта" по повышению качества и доступности медпомощи в городе Усолье-Сибирское и Усольском районе. Основным ее мероприятием стала реорганизация Усольской городской больницы путем присоединения к ней Усольской городской станции скорой медицинской помощи, Усольского родильного дома, Усольской детской больницы. Все юридические действия завершились 14 ноября 2016 года, до 16 января 2017 года пройдут организационно-штатные мероприятия.

            Формирование в Усолье единой системы оказания медпомощи позволит внедрить новые технологии диагностики и лечения, сократит время приезда бригад скорой помощи, расширит возможности лабораторной и диагностической служб. Создание единой педиатрической службы обеспечит повышение доступности специализированной медпомощи детям, совершенствование акушерско-гинекологической службы даст возможность сохранить второй уровень оказания медпомощи женщинам при беременности и родах.

            Хочу особо подчеркнуть, что реорганизация не предусматривает уменьшения числа медицинских работников - сокращения коснутся только администрации, хозяйственных служб и бухгалтерии медучреждений.

            Что касается распространения данного опыта в других городах региона - мы прорабатываем этот вопрос, но пока конкретных решений нет. Необходимо завершить эту реорганизацию, оценить ее результаты и внимательно проанализировать эффективность больниц, которые теоретически можно было бы объединить.

            - Объединение станций скорой медицинской помощи (СМП) Иркутска и Иркутского района не только вызвало резонанс в медицинских кругах, но и привлекло внимание широкой общественности. Как прошла реорганизация? Удалось ли решить поставленную задачу - снизить время ожидания "скорой" в Иркутском районе?

            - География Иркутского района такова, что раньше зачастую, чтобы попасть на вызов, бригаде СМП необходимо было проехать через весь Иркутск. Даже при условии благоприятной обстановки на дорогах на это тратилось более чем 20 минут, а зачастую во время часа пик время доезда составляло 1,5-2 часа. При этом буквально в 2 км от места пребывания пациента могла находиться машина "скорой" Иркутска, однако "взять" плановый вызов с территории района она не имела права. И это в ситуации, когда на счету каждая секунда, и промедление может стоить человеку жизни. Порой, с учетом специфики административно-территориального деления Иркутска и Иркутского района, доходило до абсурда - одна сторона улицы находилась в зоне обслуживания СМП города, другая - района.

            В Минздраве области было принято решение создать единую службу скорой медицинской помощи Иркутска и Иркутского района, что позволило бы направлять на вызов ближайшую свободную бригаду без учета того, на территории какого муниципального образования находится пациент. С 1 октября 2016 года единая служба скорой медицинской помощи Иркутска и Иркутского района начала работу. В структуре учреждения организованы пять подстанций и четыре пункта временного пребывания выездных бригад, три из которых расположены в Иркутском районе - в поселках Дзержинск, Маркова и Хомутово. Кроме этого, в декабре 2016 года планируется открыть дополнительные посты в селах Оек и Урик. Рассматривается также вопрос создания подстанции в Хомутово.

            Только за первый месяц работы единой службы СМП в Иркутском районе с 28% до 55% увеличилось количество доездов бригад на вызов в срок до 20 минут. Мы также видим увеличение суточного количества выставляемых на линию бригад: до объединения - 45, в октябре - 52. При этом нагрузка на медперсонал станции не увеличилась: в среднем 14 вызовов в сутки на одну бригаду в Иркутске, 8 вызовов - в Иркутском районе.

            - В какой стадии находится создание единой диспетчерской службы скорой помощи региона?

            - Проект по созданию единой информационной автоматизированной диспетчерской службы скорой медицинской помощи Иркутской области - сокращенно АДИС, оснащенной автоматизированной информационной системой управления, приема и обработки вызовов, стартовал в текущем году. В настоящее время проводятся работы по созданию инфраструктуры: серверного оборудования, средств криптозащиты информации, сетевого оборудования. На реализацию первого этапа проекта из областного бюджета выделено 2 млн рублей.

            Реализация этого проекта позволит значительно улучшить показатели работы скорой помощи - сократить время доезда бригад за счет оптимизации маршрутов, скоординировать действия медучреждений, вовлеченных в процесс оказания скорой и неотложной помощи, свести к минимуму так называемый "человеческий фактор" при обслуживании вызовов и, таким образом, спасти дополнительные жизни. Это может быть особенно важно при крупных ДТП на федеральных трассах, техногенных авариях и других чрезвычайных ситуациях.

            Сегодня иногда так получается, что при ДТП на трассе между Усольем-Сибирским и Черемхово всех пострадавших везут в черемховскую больницу, в результате она оказывается переполнена, а медучреждения Усолья не задействуются, и наоборот.

            Хочу также отметить, что объединение станций СМП Иркутска и Иркутского района стало первым шагом на пути к созданию единой диспетчерской службы скорой помощи Иркутской области. В дальнейшем в эту работу планируется вовлечь Ангарский и Усольский районы, и таким образом "накрыть территорию, где проживает порядка 1,1 млн человек.

            - В текущем году была решена "проблема XXI века" Иркутской области - расформировано психиатрическое отделение в здании бывшей каторжной тюрьмы, известной как Александровский централ. Как вам это удалось?

            - Прекращение работы филиала Иркутской областной психиатрической больницы N2 в селе Александровское, без преувеличения, стало завершением целой эпохи. В 2016 году, спустя 60 лет со дня открытия, мы наконец-то ликвидировали психиатрическую больницу в здании бывшей каторжной тюрьмы и винокуренного завода, построенном еще в XVIII веке.

            Вопрос о расселении психиатрической больницы в селе Александровское неоднократно поднимался с 2000 года. В 2014-2015 годах даже начался перевод отдельных пациентов, однако окончательная точка в истории больницы тогда так и не была поставлена.

            Решение этого, без сомнения, острого и давно назревшего вопроса требовало определенного мужества. С одной стороны - психически больные люди, содержащиеся в условиях, не соответствующих нормам и правилам санитарного законодательства, и работающий в таких же непростых условиях медицинский персонал, с другой - по сути, градообразующее предприятие.

            В январе 2016 года после обсуждения вопроса с уполномоченным по правам человека в Иркутской области Валерием Лукиным и руководством муниципалитета мы выступили с инициативой разработки межведомственного плана мероприятий по реструктуризации медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в Иркутской области. Документ был утвержден председателем правительства Иркутской области Александром Битаровым 4 мая. Были определены медицинские организации, в которые предполагалось перевести пациентов из Александровского, подготовлены помещения. Кроме того, совместно с министерством труда и министерством имущественных отношений региона прорабатывался вопрос трудоустройства работников больницы, а также дальнейшая судьба высвобождаемых помещений.

            В настоящее время пациенты из Александровского филиала психиатрической больницы N2 распределены в Тулунский психоневрологический диспансер - отделение в деревне Афанасьева, Усть-Удинскую районную больницу - деревня Новая Уда, Заларинскую районную больницу - поселок Тыреть, Тулунскую городскую больницу - поселок Будагово, Чунскую районную больницу - поселок Лесогорск. Последние пациенты покинули Александровский централ 28 октября.

            Одно из отделений - в деревне Афанасьева Тулунского района - я лично посетил 1 ноября. Посмотрел условия проживания, оценил качество лекарственного обеспечения и оказания медицинской помощи, пообщался с пациентами и персоналом. Надо сказать, увиденным остался доволен. Да и сами пациенты много рассказывали о том, насколько лучше стали условия их жизни здесь по сравнению с тем, что было в Александровском.

            Открытие отделений для перевода пациентов из Александровского централа позволило нам создать в различных муниципалитетах региона более 100 рабочих мест. Что касается сокращения сотрудников Александровского филиала областной психиатрической больницы N2, то оно было проведено в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. Им предоставлены все гарантии и компенсации в связи с сокращением штата.

            Вопрос дальнейшего трудоустройства бывших сотрудников не входит в компетенцию Минздрава, однако, учитывая социальную значимость закрываемого объекта для жителей села Александровское, мы подготовили для них вакансии в психиатрической больнице N2 в деревне Сосновый бор и в областной психиатрической больнице N1 в Иркутске, в Боханской районной больнице. Организован даже автобусный маршрут из села Александровское до микрорайона Юбилейный Иркутска, с льготной оплатой проезда.

            - Что будет теперь с Александровским централом?

            - Это вопрос вне компетенции Минздрава, но думаю там следует создать музейный комплекс. С 1873 года в здании действовала Александровская центральная каторжная тюрьма, больше известная как Александровский централ, где в разные годы отбывали наказание такие известные революционеры и советские политические деятели как Феликс Дзержинский, Михаил Фрунзе, Григорий (Серго) Орджоникидзе. В качестве медицинского учреждения оно использовалось с 1956 года.

            Мы не бросили здание на произвол судьбы - там осталось несколько работников, которые будут обеспечивать его сохранность до момента передачи другому ведомству, работает котельная.

            - В текущем году Иркутская область стала интенсивно развивать сотрудничество в сфере здравоохранения с провинцией Хэйлунцзян Китая. На каком этапе сейчас этот процесс? Какие договоренности достигнуты?

            - В июне впервые делегация Минздрава Иркутской области посетила с рабочим визитом Китай по приглашению комитета здравоохранения и планирования семьи провинции Хэйлунцзян. В сентябре в Иркутске прошел Российско-Китайский научно-практический форум в сфере здравоохранения. А 17 октября, в рамках официального визита делегации Иркутской области во главе с губернатором в КНР, в городе Харбин мною и руководителем комитета здравоохранения провинции Хэйлунцзян Чжао Чжунхоу было подписано соглашение о сотрудничестве и партнерстве.

            В декабре 2016 года медицинская делегация Приангарья вновь посетит провинцию Хэйлунцзян. В рамках этого визита, в продолжение общего соглашения между нашими ведомствами, планируется подписать шесть точечных соглашений о сотрудничестве между медицинскими организациями Иркутской области и провинции Хэйлунцзян.

            Планируется, что сотрудничество будет развиваться по нескольким направлениям. Во-первых, это медицинское обслуживание китайских туристов в Иркутске и российских в Харбине. Во-вторых, так называемый медицинский туризм - китайские партнеры заинтересовались нашими возможностями в оказании высокотехнологической помощи. В-третьих - обмен опытом, обучение. Мы также планируем приглашать в Иркутск дипломированных специалистов китайской народной медицины, методы которой могут быть весьма эффективны, например, для реабилитации пациентов после тяжелых болезней.

            Кроме того, в будущем мы планируем развивать взаимоотношения в сфере здравоохранения с провинцией Ляонин, тем более, что с 1994 года между нашими регионами действует соглашение об установлении побратимских связей. Также прорабатываются вопросы сотрудничества с Японией и Южной Кореей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще