Эксклюзив 20 июня 2017 г. 10:59

Проректор по сетевой деятельности Томского госуниверситета В.Демкин: "Рейтинг - хороший инструмент продвижения университета в глазах мирового сообщества, но не самоцель"

Проректор по сетевой деятельности Томского госуниверситета В.Демкин: "Рейтинг - хороший инструмент продвижения университета в глазах мирового сообщества, но не самоцель"

            Томский государственный университет (ТГУ) по итогам прошедшего учебного года занял 8 место в Национальном рейтинге университетов, подготовленном "Интерфаксом", а также стал 323-м в мире и пятым по России в рейтинге QS World University Rankings. О роли рейтинговых оценок для вуза и о том, как этими оценками пользоваться абитуриентам, в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал проректор по сетевой деятельности ТГУ Владимир Демкин.

            - Владимир Петрович, не секрет, что сейчас абитуриенты руководствуются рейтингами при выборе своего будущего места обучения. Насколько велика роль рейтингов при выборе вуза, и что надо "подсветить" вузу в своих показателях, чтобы привлечь абитуриента?

            - Конечно, можно говорить банальные фразы о том, что рейтинги нужны работодателям, родителям и абитуриентам - это все так. Лет 5-6 назад мы смело говорили, что абитуриенты - наша главная целевая группа, которая приходит в университет, и важно, чтобы к нам пришли лучшие из лучших. Все вузы борются за лучших абитуриентов, а их, как и талантливых детей, в принципе, не так много. Но что ищет абитуриент, когда заглядывает в интернет или в справочник по вузам, что у него стоит на первом месте при выборе вуза? Когда-то рейтинг являлся главным показателем, и если вуз входит в топ-100 или в топ-300, то он является престижным, там можно получить хорошее образование. Сейчас выбор абитуриента определяет не только название вуза и отрасль знаний, которые там можно получить, но и другие факторы, которые определяют качество жизни в выбранном регионе.

            Например, я хочу заниматься естественными науками и смотрю, в каком вузе эти естественные науки представлены, а потом уже выбираю страну и город, где этот университет находится. И тут в процесс выбора вступают такие факторы, как экологическая среда страны или города, социальная среда, безопасность и много-много других. В этом плане российские вузы выглядят не очень привлекательно. Вуз может сверкать своими "бриллиантами", но абитуриент также задумывается и о том, насколько комфортная среда будет для обучения. Ведь кроме нахождения в стенах университета, он ходит по улицам, посещает различные учреждения, участвует в различных мероприятиях. Также важен и климат территории. Поэтому российским вузам, и особенно сибирским, тяжело конкурировать в плане комфортности проживания с вузами из стран с теплым климатом и развитой социальной инфраструктурой. В связи с этим мы должны что-то дать взамен, у вуза появляется дополнительная забота - как привлечь абитуриента, если, например, среднегодовая температура в некоторых регионах Сибири минус один, то как превратить "минус" в "плюс"? Возможно это сделать с помощью комфортной социальной среды, ведь считается, что Томск - университетский город, каждый пятый житель - студент. И это очень важно для университета. Возможно привлекать абитуриентов оригинальными научными исследованиями, и, хотя абитуриент не имеет глубоких знаний на уровне общепринятых категорий, например: изучение космоса, океана, новые материалы и технологии, - он может оценивать успехи научных исследований.

            Таким образом, сейчас абитуриент выбирает не просто вуз, университет выбирается с учетом многих факторов. В ситуации, когда каждый вуз борется за абитуриента, нам важно показать свои преимущества. И здесь большую роль играет бренд вуза как комплексное восприятие университета, так называемая имиджевая часть. Ведь образ университета формируется не только из количественных показателей: числа статей, количества нобелевских лауреатов и т.д. У выпускников университета в памяти остаются положительные впечатления о студенческой поре в своей жизни и об университете в целом. Таким образом, бренд вуза складывается как из результатов фактической деятельности, так и из имиджевой. Поэтому в Национальном рейтинге вузов агентства "Интерфакс" учитывается бренд вуза, а его вклад в глобальный рейтинг составляет 15% среди шести показателей оценки вуза - столько же, как, например, социальная деятельность вуза.

            - Университетских рейтингов сейчас довольно много. На какие рейтинги вузов ТГУ ориентируется в первую очередь?

            - Если анализировать рейтинги, которые наиболее признаны обществом, то это рейтинги ARWU, QS, THE, Национальный рейтинг "Интерфакса", "Эксперт РА", Webometrics, RUR, U-Multirank. Показатели этих рейтингов, как правило, отражают основные направления деятельности вуза: качество образования, качество исследований, интернационализация, коммерциализация, связь с регионом. В каждом направлении есть определенные измеряемые величины - индикаторы. При этом, например, у THE - 13 индикаторов, а у "Интерфакса" - более 30. Поэтому рейтинги и дают разные результаты и разные места университетов в таблицах лиг. В QS WUR мы в этом году заняли 323-е место по миру и пятое по России, в прошлом были на 377-ом месте, в Национальном рейтинге университетов мы с 9-10-го места за год поднялись на 8-е место. Разумеется, после опубликования каждого рейтинга мы занимаемся "разбором полетов" - насколько совпадают результаты с нашими ожиданиями.

            Поэтому важно выбрать рейтинги, которые выгодно отражают действительное положение дел в университете. При этом выбор не должен ограничиваться одним или двумя рейтингами. Томский государственный университет - участник семи международных и трех национальных рейтингов. Мы выбрали, на наш взгляд, те рейтинги, которые наиболее соответствуют нашему университету. В свете этих рейтингов мы видим интегральную картину измерений университета, демонстрируем миру свою многогранную деятельность. Можно участвовать и в других рейтингах с более высокой планкой требований, но не получить тех позиций, которые выгодны в данное время нам.

            - По итогам года ТГУ в рейтинге QS преодолел за год более 50 позиций, в НРУ удалось подняться с 9-10 места на восьмое. Каковы прогнозы на следующий год по рейтингу QS?

            - В планах - войти в 300 лучших вузов мира.

            - За счет чего удалось сделать такой неплохой рывок? Какие шаги сделаны и что ТГУ будет делать, чтобы войти в третью сотню?

            - Если говорить о рейтинге QS, то мы следим за нашей научной составляющей - публикациями и цитируемостью. Сейчас у нас индекс 2,7 (число цитирований на количество научных педагогических работников), а по стране средний показатель - 3. Отсюда ясно, что нужно делать для повышения цитируемости статей ТГУ.

            Следует также учитывать, что между индикаторами имеется сильная корреляция.

            Например, "оценка экспертов академического сообщества" тесно связана с узнаваемостью университета в академическом сообществе, развитием международной коллаборации. Соответственно, необходимо правильно расставить акценты в деятельности университета, оцениваемой тем или иным рейтингом.

            - И в каких научных сферах ТГУ было бы выгодно работать с иностранными учеными и вузами с точки зрения места в рейтингах?

            - Если взять показатели предметного рейтинга QS по нашему университету, то мы увидим, что ТГУ имеет преимущества в физико-математических, гуманитарных, естественных и инженерных науках. В направлении Art & Humanities мы находимся в четвертой сотне, это высокий результат. В направлении Natural Sciences мы находимся в пятой сотне. А вот предметно по физике и астрономии мы в третьей сотне, как и по современным языкам. Всего по количеству научных публикаций мы вышли на необходимый рубеж по 25 предметам из 46, которые учитывает рейтинг QS, сделав эти публикации видимыми для научного сообщества. И очевидно, что эти направления привлекательны для иностранных ученых как основа для развития сотрудничества с нами.

            - Сейчас составители университетских рейтингов могут менять методологию. Хочет ли ТГУ подстраиваться под эти изменения? Способен ли он на это, и нужно ли вообще меняться из-за изменения методологии рейтинга?

            - Методология - вещь, которая не должна меняться очень часто. Иначе этот рейтинг не будет популярным. Вице-президент агентства IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence Вальдемар Сивински, который сертифицирует рейтинги и проверяет их соответствие определенным стандартам, убежден, что рейтинги не только влияют на университеты, но и изменяют их, как правило, в лучшую сторону. Такого резкого улучшения в этом направлении в России раньше не было. Российские вузы считали себя достаточно развитыми с качественной системой образования, мы декларировали, что у нас лучшее образование в мире. Но когда на нас посмотрели другими глазами, мы увидели, как нас воспринимают в мире, и поняли, над чем нам надо работать. Но, с другой стороны, и сами университеты влияют на рейтинги, которые вынуждены менять свою методологию под этим влиянием. Университеты часто высказывают свои предложения составителям рейтингов, и изменения в методологии появляются. Например, увеличение периода расчета индекса цитирования и числа публикаций в рейтинге QS. Для чего это сделано? Для устранения случайных выбросов в статистике публикационной активности! Таким образом, изменения в методологиях рейтингов закономерны, и их следует учитывать при прогнозировании.

            - А ТГУ хотел бы что-либо поменять в методологии рейтингов?

            - Мы считаем, что каждый рейтинг должен быть проверен на устойчивость. Что это означает? Ранжирование университетов есть результат решения определенной системы математических уравнений с заданными параметрами, и если небольшие изменения параметров приводят к значительным отклонениям в решении, то такая система неустойчива. Это может приводить к резкому изменению в ранжировании вузов. Такого быть не должно, но, к сожалению, мы не можем найти подтверждения, каким образом проверяются рейтинги на устойчивость. Следующим замечанием к методологии рейтингов является отсутствие учета погрешности при расчете позиции вузов, особенно в верхней части рейтинговой таблицы, где оценки вузов часто отличаются на десятые доли баллов.

            Университеты в верхней части рейтингов очень остро воспринимают любые изменения. Например, британские университеты начали терять свои позиции в QS, теперь их всего четыре в первой десятке, а на первые места выходят американские вузы. Кроме того, в борьбу за первые места в рейтингах все активнее вступают азиатские университеты.

            - Вы сказали, что ситуация в топах рейтингов меняется. Есть какой-то прогноз, кто в ближайшие годы захватит лидерство? Неужели китайские вузы стремительно выходят в топ?

            - Думаю, что ситуация кардинально не поменяется. Вузы вряд ли ставят себе единственную цель занять первые места в рейтингах. Ведь рейтинг - только один из механизмов активизации деятельности университета, такова политика руководства. Но университет - сложная структура, которую невозможно описать только с использованием ограниченного числа рейтинговых показателей. Кроме того, есть области деятельности университета, которые составляют коммерческую тайну, технологии Know How, технологии двойного назначения, когда преждевременная публикация информации о них может подорвать экономическое состояние университета или безопасность страны.

            В этих случаях ни один вуз или научная организация не будет гнаться за научными публикациями ради повышения рейтинга. Рейтинги не есть самоцель. Они не должны ослаблять инновационный потенциал университета. Рейтинг - хороший инструмент продвижения себя в глазах мирового сообщества. Но наши достижения гораздо весомее, чем участие в рейтингах.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще