Эксклюзив 4 апреля 2018 г. 15:57

Управляющий отделением Сбербанка в Кемеровской области Т.Галкина: "Мы помогаем нашим клиентам осваивать цифровой мир"

Управляющий отделением Сбербанка в Кемеровской области Т.Галкина: "Мы помогаем нашим клиентам осваивать цифровой мир"

            - Татьяна Михайловна, с какими результатами отработало Кемеровское отделение Сбербанка 2017 год? Какие значимые проекты были реализованы?

            - Сбербанк занимает первое место по капитализации среди российских компаний. По итогам 2017 года Сбербанк заработал 85% от общего объема прибыли банковского сектора страны.

            Прибыль Кемеровского отделения до вычета налогов в 2017 году составила 9,6 млрд рублей. Операционные доходы выросли на 7% - до 16,3 млрд рублей. Основным драйвером роста стали комиссионные доходы, которые за 2017 год увеличились на 18% по сравнению с 2016 годом и достигли 5,2 млрд рублей.

            Юридическим и физическим лицам Кемеровским отделением Сбербанка в прошлом году было выдано 182 млрд рублей кредитов (в том числе 58 млрд рублей - физлицам, 124 млрд рублей - юрлицам). Для сравнения - в 2016 году показатель был равен 172 млрд рублей.

            В работе с корпоративными клиентами мы наблюдали повышенный спрос на кредиты со стороны представителей малого бизнеса. Объем выданных сегменту малого бизнеса кредитов вырос в 2017 году в 1,5 раза, что стало возможным благодаря внедрению новых технологий и инновационных решений, а также сокращению времени рассмотрения кредитных заявок.

            Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, за 2017 год вырос на 18%. По нашему мнению, драйвером роста стало снижение процентных ставок и реализация отложенного спроса на ипотеку. Именно жилищное кредитование стало лидером роста, увеличившись только за второе полугодие 2017 года на 10%. При этом потребительское кредитование продемонстрировало рост на 5%.

            Отмечу, что банк продолжает развивать удаленные каналы обслуживания. Так, оплатить услуги ЖКХ, детский сад, штрафы ГИБДД и многое другое сейчас можно при помощи смартфона, планшета, компьютера или терминала Сбербанка, это делается за считанные минуты. Мы помогаем нашим клиентам осваивать цифровой мир.

            В 2017 году Сбербанк принял активное участие в муниципальном проекте перевода общественного транспорта Кемерово на систему безналичной оплаты проезда. Это дает ряд преимуществ. Так, перевозчики имеют возможность снизить операционные расходы, повысить качество обслуживания, создать системы для оплаты проезда, в которые интегрированы различные виды транспорта.

            На горнолыжном курорте Шерегеш в этом году установлен первый турникет с возможностью оплаты подъемника банковской картой. Мы внедрили такую систему оплаты подъемника первыми в России. Пока терминал работает только с классическими банковскими картами, но в ближайшем будущем мы намерены разработать интеграционное решение - так, чтобы расплатиться за подъемник можно было и при помощи банковских карт, поддерживающих бесконтактную оплату, и при помощи ски-пассов.

            В 2017 году мы открыли в Кемерово и в Новокузнецке офисы для обслуживания людей с ограниченными возможностями. Это специализированные филиалы, где клиенты с любыми нарушениями здоровья - будь то проблемы со слухом, зрением, мобильностью - могут получить качественные банковские услуги. Мы уделяем большое внимание банковскому обслуживанию жителей сельской местности. Так, в этом году был обновлен парк передвижных пунктов кассового обслуживания. Перечисление реализованных проектов, безусловно, можно продолжать и продолжать.

            - Охарактеризуйте состояние потребительского кредитования в настоящее время, как изменился среднестатистический заемщик и его поведение за последние 2-3 года? Какие виды кредитования являются сейчас наиболее востребованными среди заемщиков Сбербанка?

            - Рынок потребительского кредитования в России в настоящее время находится на подъеме. Мы отмечаем ежемесячное увеличение количества выдаваемых кредитов, а также их объемов. Например, в Кемеровском отделении Сбербанка в 2017 году было выдано в объемном выражении на 24% больше потребительских кредитов, чем в 2016 году. При этом продолжается снижение процентных ставок.

            Необходимо отметить рост уровня финансовой грамотности клиентов. Раньше значительная часть населения при возникновении потребности в потребительском кредитовании подавала заявки на кредит в ближайший банк, не обращая внимания на процентную ставку, возможность досрочного гашения, удобство платежей. Сейчас заемщик изменил свое поведение, тщательно анализируя предложения от банков и выбирая более предпочтительный ему кредит. Поэтому банки вынуждены бороться за каждого клиента.

            Лидером среди кредитных продуктов Сбербанка является жилищное кредитование, второе место - у потребительских кредитов, на третьем месте - кредитные карты.

            - Изменилась ли в результате доля Сбербанка на ипотечном рынке Кемеровской области в 2017 году?

            - За 2017 год Сбербанк в России выдал ипотечных кредитов на рекордную сумму - 1,1 трлн рублей, что на 53% выше уровня 2016 года. Положительная динамика была и в нашем регионе. Доля Кемеровского отделения Сбербанка на рынке Кузбасса по состоянию на 1 января 2018 года составила 63,3%.

            Ускорение прироста ипотечного портфеля в абсолютном выражении связано со снижением процентных ставок. Еще в 2016 году Сбербанк выдавал ипотеку под 10,4%, с 2017 года можно оформить жилищный кредит под 7,4%. Кроме того с 2018 года стала действовать программа, по которой молодые семьи с детьми могут оформить ипотеку под 6%.

            Спрос на вторичное жилье в Кузбассе традиционно преобладает по сравнению с жильем на первичном рынке. Доля кредитов на приобретение строящегося жилья фиксируется на уровне до 13% от общего количества выданных ипотечных кредитов. За 2017 год Кемеровское отделение Сбербанка помогло решить квартирный вопрос 11 тысячам кузбасских семей. Всего в прошедшем году было выдано жилищных кредитов на общую сумму более 13,7 млрд рублей.

            - Охарактеризуйте ситуацию с инвесткредитами в экономике Кузбасса в 2017 году. Сколько всего их было выдано; представителям каких отраслей?

            - Уже более 10 лет Сбербанк участвует в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов во всех отраслях российской экономики, являясь лидером рынка по объему предоставленного финансирования. В 2014-2015 годах в целом наблюдалось снижение спроса на данный вид кредитования, в связи с "заморозкой" части проектов, направленных на обновление материально-технической базы, либо развитие деятельности компаний. В 2016 году отмечается рост долгосрочных кредитов почти в 3 раза относительно 2015 года. Данный рост продолжился и в 2017 году.

            По сегменту крупного и среднего бизнеса за 2017 год реализовано более 50 инвестиционных сделок на сумму 5,4 млрд рублей (без учета лизинговых операций). Совместно со "Сбербанк-Лизингом" реализовано порядка 20 проектов на сумму более 0,6 млрд рублей. Инвестиционное кредитование в Кемеровской области наиболее востребовано у предприятий угольной промышленности, а также компаний, осуществляющих обслуживание угольной отрасли.

            - Какой в прошедшем году сложилась отраслевая структура кредитного портфеля юрлиц? Как меняется доля среднего и малого бизнеса в общем портфеле юрлиц и объеме выдачи кредитов?

            - На сегодняшний день доля бизнеса в совокупном кредитном портфеле юридических лиц Кемеровского отделения Сбербанка составляет 82%, остальные 18% - кредиты госсектора.

            В общем объеме задолженности юридических лиц без учета кредитов госсектору (123,2 млрд рублей) на предприятия, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых, приходится 58,5%, на обрабатывающие производства - 28,4%, на оптовую и розничную торговлю - 4,5%. Доля кредитов малого бизнеса составляет 4,3%, или 5,3 млрд рублей (в объеме выдачи кредитов - 8%).

            Относительно структуры портфеля в разрезе сегментов и ее изменений стоит отметить, что как средний, так и малый бизнес продемонстрировали в 2017 году рост на 7-8%, сместив тем самым долю сегмента регионального государственного сектора и крупного бизнеса.

            - Что стало драйвером роста показателей по малому бизнесу?

            - Сегодня более 25 тыс. представителей малого бизнеса Кемеровской области обслуживаются в Сбербанке. Рост числа клиентов в 2017 году - результат того, что банк существенно улучшил свои сервисы и предложил новые. Так, запущен пакет услуг "Легкий старт" для начинающих предпринимателей с бесплатным обслуживанием. Был обновлен "Сбербанк Бизнес Онлайн", в результате чего клиенты получили быстрые расчеты внутри банка, которые занимают не более трех-пяти минут, и продолжительный 20-часовой операционный день. Расширилась линейка сервисов для развития бизнеса, их уже более 20 - от бесплатного CRM и онлайн-бухгалтерии до сервиса гарантированных расчетов.

            Банк постоянно совершенствует и упрощает кредитные процессы, применяя самые передовые технологии: модели анализа данных с помощью BigData, роботизацию ручных операций. Клиенты малого бизнеса получают решение менее чем за час в рамках смарт-кредитования.

            - Как меняется ситуация с просроченной задолженностью по ранее выданным кредитам?

            - На сегодняшний день мы отмечаем существенное улучшение ситуации как по портфелю юридических, так и физических лиц. Доля просроченной задолженности юрлиц сроком более 90 дней за 2017 год снизилась почти в 2 раза. За прошедший год объем урегулированной просроченной задолженности юридических лиц превысил объемы вновь образовавшейся "просрочки" в 3 раза. В первую очередь это связано со скоростью реагирования банка на создавшиеся проблемные ситуации и недопущение возникновения новой просроченной задолженности путем применения инструментов урегулирования.

            - Российские банки все чаще расширяют спектр своих услуг от собственно кредитования и выполнения финансовых операций до консультирования, обучения и помощи в продвижении бизнеса. Сбербанк в этом отношении является одним из лидеров. По Вашему мнению, какой эффект дали такие проекты с точки зрения роста бизнеса Сбербанка в Кузбассе в 2017 году?

            - Банкинг радикально меняется, следуя за предпочтениями людей. Самый яркий пример этого - управление бизнесом онлайн. Сейчас две трети наших пользователей предпочитают онлайн-каналы. Это общая тенденция: в интернет уходят не только физические лица, но и предприниматели. Все они хотят скорости, удобства и расширения возможностей. Основной ценностью наших клиентов мы считаем время, поэтому боремся за каждую секунду, измеряя на фокус-группах, сколько затрачено на проведение той или иной операции.

            В свою очередь российский бизнес ежегодно прирастает за счет малых предприятий, которые становятся активными пользователями интернет-банка. Как правило, руководители малых предприятий вовлечены во все текущие финансовые дела, и банк им нужен не только и не столько для бухгалтерии, а как CRM-система, где можно анализировать, следить за финансовыми потоками, проверять контрагентов, управлять запасами, логистикой и другое. "Сбербанк Бизнес Онлайн" как раз предоставляет все эти возможности. Заходя в эту систему, клиент может не только отправлять платежки и начислять зарплату, но и уплачивать налоги, сдавать отчетность, мониторить финансовую аналитику, продвигать компанию в интернете, вести бухгалтерию, совершать защищенные сделки и покупать валюту по индивидуальным курсам. Это - целая экосистема. Сегодня более 80% клиентов Кемеровского отделения Сбербанк успешно используют "Сбербанк Бизнес Онлайн" в своей работе.

            В 2017 году открыт новый Центр корпоративных решений в городе Тольятти, который круглосуточно обслуживает юридических лиц Сбербанка.

            В начале 2018 года Сбербанк совместно с министерством экономического развития запустили открытую образовательную платформу "Деловая среда" для предпринимателей, с помощью которой будет закрыт полный цикл предпринимательской активности: от регистрации бизнеса до управления кадрами и маркетинга. Данная платформа призвана снизить барьеры для предпринимателя при открытии бизнеса. Мы сделали этот процесс дистанционным: с "Деловой средой", не выходя из дома, человек легко может открыть ИП или ООО с одним участником и расчетный счет в банке.

            Абсолютно все продукты и сервисы, запущенные в 2017 году оказали значительное влияние на бизнес Сбербанка. В настоящее время более 40% юридических лиц и предпринимателей на территории Кемеровской области выбрали для обслуживания именно Сбербанк.

            - Российские банки все в большем объеме внедряют онлайн-сервисы и роботизированные сервисы, Сбербанк - один из лидеров также и в этом направлении. Расскажите о наиболее успешных таких проектах, внедренных в 2017 году.

            - Сегодня Сбербанк активно расширяет спектр услуг, уделяя большое внимание увеличению доступности услуг банка для клиентов в режиме онлайн в любой точке мира.

            Например, популярным ресурсом у физических лиц стал сервис "Домклик", позволяющий существенно упростить приобретение жилья в ипотеку и дистанцированно выполнить целый ряд юридических операций. Сервис "Домклик" состоит из нескольких разделов: помимо оформления ипотеки, с помощью ресурса можно подать заявку на регистрацию сделки с недвижимостью в Росреестр, заказать оценку квартиры или дома. Кроме того "Домклик" - это агрегатор предложений (как первичного, так и вторичного рынка) агентств недвижимости и застройщиков. В настоящее время в Кемеровском отделении Сбербанка 13% от общего объема сделок по выдаче ипотечных кредитов осуществляется с использованием данного сервиса.

            Одним из нововведений 2017 года стала роботизированная оценка недвижимости с помощью нейронной сети. Когда заемщики обращаются в банк за кредитом, объекты недвижимости, которые они предлагают в залог, оценивает нейросетевая система, тем самым выполняя рутинную работу и освобождая от нее сотрудников банка. Нейросеть получает характеристики интересующего объекта с учетом целого ряда факторов (в том числе местоположение, пешеходный трафик, ценовое зонирование), подбирает объекты-аналоги, которые алгоритм затем использует для расчета стоимости. Далее уже работает эксперт банка, который делает соответствующее заключение на основании предоставленных данных.

            Всего в настоящее время в Сбербанке действует несколько десятков онлайн-сервисов и роботизированных систем. Мы ежедневно ведем активную работу по созданию платформенной организации с развитой экосистемой продуктов. Это дает Сбербанку возможность представлять услуги, выходящие за пределы банковского сектора.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще