Сибирь / Главные события 19 марта 2014 г. 09:42

Сибирские ученые нашли применение смеси метана и угольной пыли из шахт

19 марта. Interfax-Russia.ru - Сотрудники Сибирской государственной геодезической академии (СГГА), Института химической кинетики и горения СО РАН и Кузбасского технического университета создали высокоэффективную горелку, предназначенную для сжигания метана в угольных шахтах, сообщает пресс-служба СГГА.

Отмечается, что смесь метана с мельчайшей угольной пылью является одной из главных причин взрывов и пожаров, и ее утилизация является важнейшей задачей обеспечения безопасности горных работ.

"Разработка новосибирских и кузбасских ученых - микротурбина, позволяющая доводить содержащуюся в шахтах смесь метана и угольной пыли до консистенции, пригодной для устойчивого горения", - говорится в сообщении.

Пресс-служба уточняет, что в такой горелке газо-пылеугольный факел будет аналогичен по своим свойства (размер, теплонапряжённость и интенсивность выгорания) мазутному или газовому.

Попытки утилизации откачанной из забоев и подобной смеси путем сжигания ранее не давали устойчивого результата, поскольку соотношение метана и пыли в шахтах постоянно меняется, и зачастую концентрация смеси недостаточна для горения в современных устройствах, в том числе и зарубежных.

"Сейчас метано-пылеугольная смесь выбрасывается в атмосферу. В результате ухудшается экологическая ситуация на территориях вблизи шахт, что может привести к росту болезней среди местного населения", - говорится в сообщении.

Разработчики не исключают, что использование новой горелки позволит решить задачу одновременного снабжения объектов экономики или населенных пунктов теплом или электроэнергией и избежать выброса метана в атмосферу.

Кроме того, агрегат может применяться и на общественном транспорте: по мнению разработчиков, это могут быть гибридные троллейбусы, у которых помимо электрических есть двигатели, работающие на метано-пылеугольной смеси.

"В России специалисты уже проявили интерес к такому виду транспорта: в Нижнекамске сейчас проводятся испытания отечественного гибридного троллейбуса, только в качестве топлива для двигателя внутреннего сгорания там используется природный газ или бензин", - говорится в сообщении.