Новости 20 ноября 2019 г. 07:43

Сибирские археологи нашли в Денисовой пещере на Алтае скульптуру пещерного льва, изготовленную 45 тыс. лет назад

Новосибирск. 20 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института археологии и этнографии (ИАЭТ, Новосибирск) обнаружили в Денисовой пещере на Алтае фигурку пещерного льва, изготовленную около 45 тыс. лет назад, сообщил журналистам главный научный сотрудник ИАЭТ Михаил Шуньков.

"Фигурка была обнаружена в 11-м слое пещеры (...) Фигурка, изготовленная из бивня мамонта, это фигурка пещерного льва", - сказал он, добавив, что в длину фигурка имеет 4,2 см

"Однозначно ответить (на вопрос о назначении фигурки - ИФ) невозможно", - добавил он.

Возраст фигурки - от 45 до 50 тыс. лет, сказал он, не исключив, что фигурка могла быть изготовлена жившими в пещере представителями подвида древних людей - денисовцами - под влиянием человека современного облика (homo sapiens), активно расселявшихся по миру в это время.

Голова фигурки не сохранилась, но в целом она воссоздает общий облик хищника, готовящегося к прыжку, фигурка украшена орнаментом в виде насечек. На фигурке найдены остатки красной охры, то есть скульптура была окрашена, возможно, кровь символизировала раненое животное.

По стилистике фигурке напоминает фигурки из пещер на границе Франции и Германии, Южной Франции и т.д., но на сегодняшний день является одним из самых древних подобных артефактов.

Также, сказал Шуньков, в южной галерее Денисовой пещеры найдены костяные орудия и украшения начала верхнего палеолита из южной галереи Денисовой пещеры.

"На сегодняшний день в Денисовой пещере собрана наиболее представительная коллекция костяных орудий", - отметил Шуньков.

Среди орудий - костяное шило, костяные лопаточки, подвески из зубов различных животных, скорлупы страуса и хризолита, некоторые украшения украшены орнаментом в виде насечек.

По археологическим данным, денисовский человек - самостоятельный подвид древних людей - появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока примерно 300 тыс. лет назад. Также в пещере найдены следы неандертальцев, которые обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, их следы были найдены главным образом в соседних пещерах - Чагырской и Окладникова.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев. Также установлено, что гены денисовцев позволяют современным жителям Тибета переносить низкое содержание кислорода.

Согласно гипотезе мультирегионального формирования человека современного физического облика, все подвиды древних людей, послужившие для него основой, в том числе денисовцы, неандертальцы и гипотетический "человек восточный", обитавший в Юго-Восточной Азии, являются потомками Homo erectus - "человека прямоходящего".