Новости 30 декабря 2013 г. 10:18

Сибирские народы могут оказаться потомками "денисовцев" - ученый

Новосибирск. 30 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Палеогенетики изучают останки живших 60-90 тыс. лет назад древних людей, которые археологи нашли в Денисовой пещере на Алтае, сообщил директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко агентству "Интерфакс-Сибирь".

"Не исключается очень существенное добавление к тому, что мы уже знаем о "денисовском человеке", - сказал ученый, пояснив, что генетические исследования могут дать ответ на вопрос о миграциях представителей других популяций древних людей через Алтай.

По его словам, антропологические материалы переданы в Институт эволюционной антропологии Макса Планка в Германии, где группа известного палеогенетика Сванте Паабо работает над расшифровкой генома находок.

Академик отметил, что, судя по археологическим данным - сохранившимся предметам материальной культуры и т.д., 60-90 тыс. лет назад эту пещеру населяли представители "денисовцев", как и в более позднее время.

Он уточнил, что, по археологическим данным, "денисовский человек" появился на Алтае после прохождения около 300-350 тыс. лет назад мощной волны миграции через Ближний Восток до южной Сибири.

По словам А.Деревянко, возможно, "денисовцы" явились основой более позднего населения Сибири.

"Моя точка зрения - "денисовцы" явились основой, были, конечно, и другие миграционные процессы, и в результате гибридизации сформировалось, в конечном счете, самое разнообразное население в Сибири", - считает ученый.

А.Деревянко сообщил, что в настоящее время в Гарвардском университете профессор Дэвид Райх работает над расшифровкой геномов сибирских народов.

"Результаты этого секвенирования (расшифровки генетических последовательностей - ИФ), быть может, дадут ответ на вопрос, каков вклад "денисовского человека" в становление многих народов Сибири", - отметил он.

По словам ученого, в настоящее время у современного человека сохранилось около 6% генов "денисовцев", эти гены обнаружены у жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.

А.Деревянко сообщил, что расшифровка генома неандертальца, жившего около 40 тыс. лет назад в Денисовой пещере на Алтае, показала, что в ареале Алтая и, возможно, всей Южной Сибири одновременно проживали и "денисовцы", и неандертальцы, происходило их смешение.

"У "денисовского человека" до 17% в геноме - от неандертальца, и, что удивительно, у "денисовца" до 4% в геноме еще от более древнего вида, который еще наукой не открыт", - отметил А.Деревянко.

По его мнению, этот вид может с высокой степенью вероятности оказаться "человеком прямоходящим" (Homo erectus), который, по современным представлениям, покинул свою родину - Африку - около 2,5 млн лет назад и расселился по Евразии.

Академик отметил, что, найденные в Испании в Атапуэрке останки жившего более 300 тыс. лет назад так называемого "человека гейдельбергского", который считается предком и неандертальца, и человека современного, в своем геноме содержит значительное число генов "денисовцев".

"У "гейдельбергского человека", и результаты секвенирования это показали, большой процент "денисовского человека", и значительно меньше там от неандертальца", - сказал А.Деревянко.

Таким образом, отметил академик, в целом эти факты подтверждают гипотезу о нелинейном происхождении человека современного анатомического типа, предками которого были и Homo sapiens africaensis, и подвид человека, развивавшийся в Юго-Восточной и Восточной Азии (Homo sapiens orientalensis), и неандерталец, и денисовец.

Денисовская пещера на Алтае стала известна после того, как в 2010 году там были обнаружены останки неизвестного вида людей ("денисовский человек", латинское название пока не присвоено), но кроме "денисовцев" в ней обитали и неандертальцы.

Между тем, останки неандертальцев были найдены как в Денисовой, так и в соседней Чагырской пещере.

По данным археологических исследований, культура "денисовцев" больше похожа на культуру человека современного, чем у их современников - неандертальцев.