Не прошли проверку: более 60 дел о применении допинга может быть открыто в Чувашии

Туристическое эмбарго: временно прекращаются авиаперевозки из России в Грузию

Протест под предлогом: участие депутата Госдумы РФ в МАП вызвало негодование грузинской оппозиции

.
25.06.19   10:07

20.06.19   15:12

19.12.14 09:50

Ученые составили новое эволюционное древо птиц

Новосибирск. 19 декабря. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Исследования международной группы ученых, в которых приняли участие и российские ученые, определили степень родства и последовательность появления на Земле разных видов птиц, сообщает пресс-служба Новосибирского госуниверситета.

Отмечается, что ранее вопрос происхождения птиц не имел однозначного решения.

"Одна из причин - очень быстрое и "одновременное" по меркам эволюции появление множества новых видов птиц, которое произошло после вымирания динозавров", - говорится в сообщении.

Основные результаты работы международного научного коллектива из более чем 200 ученых из 20 стран и 80 научных лабораторий опубликованы в декабрьском номере авторитетного научного журнала Science.

Возглавляют группу Эрик Джарвис (Университет Дьюка, США) и Годжи Джанг (Пекинский геномный институт), в ее работе принимали участие выпускники НГУ Денис Ларкин (Лондонский университет) и Полина Перельман (Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН).

"Идея исследования состояла в том, чтобы отсеквенировав (расшифровав - ИФ) полностью геном и получив данные по генам и районам ДНК, эволюционирующим с различными скоростями и найдя схожие участки ДНК, можно было наверняка определить степень родства видов птиц и последовательность их появления в ходе эволюции", - говорится в сообщении.

В ходе исследования были расшифрованы геномы основных отрядов птиц.

У "основания" древа птиц отделились нелетающие птицы, потом гусино- и куринообразные, затем появляется большая группа Neoaves - современных птиц.

"Здесь ученые выделили две новых систематических группы у птиц - Columbea (фламингообразные, поганкообразные, голубиные, рябкообразные, мадагаскарские пастушки) и Passerea (остальные отряды Neoaves)

Выяснилось, что некоторые признаки, казалось бы, объединяющие виды в одну группу (способность к вокальному обучению у колибри, попугаев и певчих воробьиных или способность к плаванию под водой у поганок и в другой ветви - у бакланов и гагар), возникали независимо несколько раз в классе птиц.

"Огромный шаг уже сделан - геномы отсеквенированы, теперь можно приниматься за самые интересные вопросы - исследовать как работают гены для создания определенного признака (например, внешних признаков, таких как окрас перьев или форма клюва или признаков, относящийся к внутреннему устройству, таких как формирование пения, полета, перьев и других характерных для птиц черт", - отмечает П.Перельман.

До 2008 года учеными был отсеквенирован только один геном птицы - курицы. Потом появились данные по геному земляного вьюрка, индейки, волнистого попугайчика и древесного вьюрка. Это были первые важные шаги, но всего существует около 10 тыс. видов птиц.