Новости 21 июня 2017 г. 04:28

В России необходимо создать консорциум по геномным исследованиям - эксперты

Новосибирск. 21 июня. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Для развития технологии геномного редактирования CRISPR/Cas, которая позволят вносить изменения в геномы растений, животных и человека, в России необходимо создать консорциум, считает замдиректора федерального исследовательского центра "Институт цитологии и генетики Сурен Закиян.

"Это комплексное исследование. В одной лаборатории провести полный цикл нужных для геномного редактирования работ нереально. Наше предложение: создать консорциум, междисциплинарную лабораторию с привлечением ведущих специалистов разного профиля (биологов, медиков и т.д.)", - заявил он в ходе форума "Технопром-2017" на соответствующем "круглом столе", сообщает издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".

В свою очередь, заведующий лабораторией молекулярной генетики микроорганизмов Института биологии гена РАН Константин Северинов отметил, что из 7 тыс. научных статей, посвященных геномному редактированию, лишь 57 имеют российское авторство.

"Первые статьи, касающиеся непосредственно технологии CRISPR/Cas, опубликованы в 2013 году в журнале Science. На данный момент по запросу CRISPR/Cas выскакивает около 7 000 статей. Из них российских - всего 57", - сказал он.

Участники дискуссии отметили, что обсуждается возможность разработки комплексной научно-технологической программы "Постгеномные технологии: от генетического редактирования к синтетической биологии" на 2018 - 2027 гг., предполагающей создание центров компетенции и центров превосходства по различным направлениям в медицине, сельском хозяйстве и т.д.

Со своей стороны, научный руководитель Института химической биологии и фундаментальной медицины (Новосибирск) академик Валентин Власов отметил, что, помимо прикладных, должен быть организован центр, который занимается фундаментальными проблемами.

"На самом деле это только начало истории геномного редактирования. Я думаю, будет открыто много систем подобного типа. Имеющиеся инструменты станут совершенствоваться и развиваться, кто-то должен взять на себя работу по изготовлению инструментария", - считает академик.

Заместитель руководителя направления "Биомедицина" рабочей группы национальной технологической инициативы "Хелснет" Андрей Ломоносов отметил, что, по его оценке, к 2035 году суммарный рыночный объем биоинженерии и медицинской генетики составит около $3 млн.

"Сейчас мы сильно отстаем от всего мира, но у нас есть возможности выйти вперед: на социально-технологическую инициативу в бюджете РФ в 2017-2018 г. выделено более 20 млрд", - отметил он.

По его словам, для развития направления "Хелснет" нужны индустриальные партнеры, способные вкладывать 30% в развитие технологии и создание продукта (70% предоставит государство) и проекты, которые можно донести до рынка к 2035 году.

"Фонд сейчас в полной мере не расходуется. Он тратится медленнее, чем хотелось бы", - сказал он.

Также необходима нормативно-правовая база - сейчас в РФ она отстает от нормативно-правовых норм в Европе и США, где путь разработки до рынка вдвое быстрее, отметил он.

Агентство "Интерфакс-Сибирь" является стратегическим информационным партнером форума "Технопром-2017".