Отдельное подразделение: беспилотники помогут артиллеристам в корректировке огня

В поисках решения: РФ и Япония возобновили переговоры по мирному договору

Минздрав "за": в Госдуме предлагают запретить газировку в школах

16.11.18   12:59

16.11.18   10:03

16.11.18   09:02

08.11.18 14:07

Древние денисовцы пришли на Алтай с юга или запада - ученый

*** Они были носителями самой развитой культуры каменного века в Сибири

Новосибирск. 8 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Представители одного из подвидов древних людей - денисовцы - внесли ключевой вклад в развитие культуры каменного века в Сибири, считает директор Института археологии и этнографии (Новосибирск) Михаил Шуньков.

"Мы можем говорить о том, что территория Сибири, территория Алтая была одним из очагов формирования культуры верхнего палеолита, то есть той культуры, которую традиционно связывают со становлением человека современного физического облика, эта культура выросла из среднепалеолитической культуры денисовцев", - сказал ученый журналистам в четверг.

По его словам, "формирование древних сибиряков происходило на местной основе".

М.Шуньков подчеркнул, что именно денисовцы изготовили самые древние из известных (возрастом от 45 до 50 тыс. лет) костяные иглы с ушком, определенные типы украшений из кости и поделочного камня и т.п.

Ученый отметил, что в истории освоения Сибири древними людьми имеется пробел протяженностью в 300 тыс. лет, поскольку представители одной из предковых форм человека - "человека прямоходящего" (homo erectus) жили на Алтае 800-600 тыс. лет назад, а затем исчезли с его территории, о чем свидетельствуют материалы на алтайской стоянке Карама.

"300 тыс. лет назад здесь (на Алтае - ИФ) появилась новая волна переселенцев с запада, которая принесла совершенно новую культуру, прогрессивную каменную индустрию", - сказал М.Шуньков.

По другой гипотезе, "человек прямоходящий" в связи с ухудшением климата ушел на юг.

"Они же не ушли назад в Африку. Наверняка остались в Азии, может быть, в южной Азии. Здесь происходили их взаимоотношения, например, с питекантропами, которых мы знаем из школьной программы, и произошло формирование денисовца. Насколько близкими были их контакты с более западными популяциями, сейчас трудно сказать, но они были несомненно. Потом эти древние люди вернулись на северные азиатские территории", - рассказал М.Шуньков.

По его словам, в настоящее время можно считать доказанным, что денисовцы начали жить в Денисовой пещере именно 300 тыс. лет назад - в слое, относящемся к этому времени, обнаружены зубы и фрагмент черепа, содержащие ДНК этого подвида людей.

Кроме того, в настоящее время проводится дальнейшее исследование найденных в пещере четырех фрагментов костей, которые, как уже установлено, принадлежат человеку.

"В двух из них не удалось секвенировать (расшифровать - ИФ) ДНК, еще два образца находятся на секвенировании в Лейпциге в Институте эволюционной антропологии", - сказал М.Шуньков.

По его словам, ранее с помощью новых методов исследований было установлено, что одна из найденных в Денисовой пещере костей принадлежала девочке, чей отец был денисовцем, а мать - представительницей неандертальцев.

"Современное человечество носит в себе геномы не только homo sapiens, но и геномы неандертальца и денисовского человека. То есть эти популяции участвовали в формировании человека современного человеческого облика", - подчеркнул М.Шуньков.

Вопрос о том, как контактировали денисовцы и homo sapiens, как происходила передача культуры, остается открытым, отметил ученый. "Это очень большая интрига", - добавил он.

По археологическим данным, денисовский человек появился на Алтае после прохождения мощной волны миграции с Ближнего Востока. Неандертальцы обитали на Алтае 50-70 тыс. лет назад, их следы были найдены не только в Денисовой, но и, главным образом, в соседних пещерах - Чагырской и Окладникова.

Палеогенетические исследования показали, что у современных жителей Меланезии, Папуа-Новой Гвинеи и аборигенов Австралии сохранилось около 6% генов денисовцев. Современным жителям Евразии около 4% генов достались от неандертальцев.